Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2017

 Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИСЛАМА

Зианшина Р. И.


Аннотация.  

В статье рассматривается ближневосточная система образования с такой культурологической характеристикой среды, как исламское государственное устройство, где основополагающим жизненным принципом являются нормы шариатской морали и этики, соответствующие многовековой традиции вероисповедования ислама и, как следствие, различимы характерные особенности в ментальности народов. В процессе исследования удалось выделить гуманистический потенциал образовательной мысли ислама, обращаясь к кораническим текстам, что в дальнейшем позволит создать адекватную образовательную среду для информационного общества, уравновешивая противоречия между традицией и инновациями, с одной стороны, и культурную идентичность, а также общество и внутренний мир субъекта, с другой стороны.  

Ключевые слова:  

информационное общество, гуманистические ценности, образовательная деятельность, этническая культура, ислам.

С. 9-15

 

открыть

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСТВЕ Д. С. МЕРЕЖКОВСКОГО В СВЕТЕ СЕРБСКО-РУССКОГО СОДРУЖЕСТВА В ПЕРИОД С 1920 ПО 1940 ГОД

Скороходова С. И.


Аннотация. 

В статье обосновывается, что Королевство Югославия стало центром русской эмиграции на Балканах с 1920-х по 1940-е гг., подчеркивается особый ее характер: она была именно белой эмиграцией, то есть православной и монархической. Аргументировано положение о том, что, хотя Д. С. Мережковский и казался одиноким и непонятым в той среде, ему оказывалась и материальная, и моральная поддержка. Представлено письмо из «Архива Югославии», с которым философ обратился с  росьбой о материальной помощи к сербскому королю на издание его книги. Показано, что его  творчество вызывало особый интерес у сербов, его сочинения активно публиковались. Проанализированы некоторые философские идеи Д. С. Мережковского в тех работах, которые были хорошо известны в королевстве. Утверждается, что они в значительной степени рождались из глубины переживаний самого писателя, хотя и навеяны русской философской мыслью. Выявляется особенность философской позиции Мережковского: с одной стороны, он призывал к духовному перерождению, которое должно повлечь за собой и телесное бессмертие, с другой – пророчил всемирную гибель. Подчеркивается, что некоторые из его идей эмигрантского периода актуальны в современную эпоху. Делаются выводы о том, что философские взгляды Мережковского указанного периода хотя и своеобразны, но близки религиозному направлению экзистенциализма, в данной связи в целом необходимо изучать наследие русской эмиграции.

Ключевые слова:  

Д. С. Мережковский, Александр I Карагеоргиевич, Королевство Югославия, русская эмиграция, Апокалипсис, Атлантида, свобода, зло, смерть, религиозный экзистенциализм.

С. 16-25

 

открыть

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ С.И. ГЕССЕНА

Дерюга В. Е.


Аннотация. 

В работе предлагается анализ философско-педагогической модели воспитания С. И. Гессена, русского ученого и представителя педагогики Российского Зарубежья. Раскрывается соотношение образования и воспитания, образования и культуры, характеризуются цели воспитания на разных пластах бытия Человека.

Ключевые слова:  

С. И. Гессен, воспитание, образование, природа, культура.

С. 26-32

 

 

Философия истории
открыть

«КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»: ПРОЛЕГОМЕНЫ К СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ РОССИИ

Беляев Д. А.

Аннотация. 

В статье рассматривается «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», содержащиеся в ней основные ценностные принципы и методологические основания, как основание для конструирования актуальной модели философии истории России. Выявляется, что в «Концепции» «фактор оценки» оказывается первичен по отношению к феноменологии исторического знания. Также «Концепция» утверждает принципы многоуровневого и многофакторного конструирования исторического нарратива с акцентом на антропологическом и культурологическом  одходах. Одновременно делается вывод, что в «Концепции» не разрешен системный для  отечественной философии истории конфликт интересов между государством и личностью, который может принципиально скорректировать модальность конструирования исторического нарратива.

Ключевые слова

концепция отечественной истории, история России, философия истории, историософия, многофакторность истории, «трудные вопросы истории России».

С. 33-40

    

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Журавлева И. А.

Аннотация. 

Приводятся результаты исследования самопрезентации в истории человечества и в культуре. Дается определение самопрезентации, как явления сопричастного развитию личности. Показываются особенности самопрезентации через структуру самосознания детской личности в дошкольном возрасте. Приводится типология самопрезентации детской личности.

Ключевые слова

присвоение, идентификация, обособление, детская личность, самопрезентация.

С. 41-52

  

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Айгумова З. И., Чижова К. И.

Аннотация. 

В статье представлен теоретический анализ понятия эмоциональной устойчивости личности. Рассматриваются онтогенетические особенности развития эмоциональной устойчивости подростка. Изучаются внутренние и внешние факторы развития эмоциональной устойчивости в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей детско-родительских отношений в системе «мать–ребенок». Изучена связь эмоциональной устойчивости подростков с такими характеристиками детско-родительских отношений, как позитивный интерес, враждебность, директивность, автономность и непоследовательность.

Ключевые слова

эмоциональная устойчивость, саморегуляция, самоконтроль, детско-родительские отношения.

С. 53-63

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Смирнова А. А.

Аннотация. 

В статье автор анализирует проблему формирования вычислительных умений учащихся. Предлагается система конструирования вычислительных упражнений по уровням осознанности знаний, разработанных автором статьи. Уровни осознанности знаний соотнесены с уровнями гибкости продуктивного мышления, обоснована их взаимосвязь. Выявлены возможности формирования элементов налитического компонента системного мышления при обучении решению вычислительных заданий.

Ключевые слова

уровни осознанности знаний, генетические основания ошибок, гибкость мышления, аналитический компонент системного мышления.

С. 64-71

 

открыть

РЕАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА – ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Обухов А. С., Жукова Е. В.

Аннотация. 

В статье рассмотрен вопрос психологии выбора: проанализированы внутренние и внешние факторы выбора, обоснована необходимость внедрения в образовательный процесс ситуации реального выбора. Описан эксперимент реализации выбора на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ): приведены принципы, правила, результаты  обратной связи, а также этапность организационного и психолого-педагогического сопровождения процесса выбора студентов.

Ключевые слова

психология выбора, высшее профессиональное образование, выбор, субъектность.

С. 72-90

 

 

Медицинская психология 
открыть

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ПРИ ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ (EMDR) И ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОЙ ДИССОЦИАЦИИ ЛИЧНОСТИ (TSDP) ПРИ РАБОТЕ С ТЯЖЕЛОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ

Казенная Е. В., Дивид Е. К.

Аннотация. 

Данная статья посвящена описанию одного из современных и научно обоснованных методов психотерапии – Eye Movement Desensitization and Reprocessing, сокращенно EMDR (десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз), в основе которого лежит модель апдаптивной переработки информации (AIP). В статье приводится обоснование учета теории структурной диссоциации личности (TSDP) при работе с тяжелой психической травмой.

Ключевые слова

EMDR (десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз), модель адаптивной переработки информации (AIP), теория структурной диссоциации личности, диссоциация.

С. 91-98

  

 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования
открыть

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Елшанский С. П.

Аннотация. 

В статье обсуждаются вопросы оценки эффективности и качества образования в вузе. Представлен подход к оценке эффективности образования, применяемый в настоящее время Министерством образования и науки РФ, анализируются использующиеся в этом подходе критерии оценки. Приведены мнения различных специалистов по вопросу оценки эффективности образования в вузе, проанализированы их подходы. Сделан вывод, что в целом эффективной системы оценки эффективности образования в российских вузах пока нет, хотя присутствует понимание необходимости такой системы и отдельные идеи о критериях такой оценки. Представлены оригинальные предложения относительно критериев оценки эффективности вуза.

Ключевые слова

высшее профессиональное образование, оценка эффективности высшего образования, критерии эффективности образования, качество образования, эффективность деятельности вуза.

С. 99-108

 

Теория образования
открыть

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФУНКЦИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Касаткин П. И.

Аннотация.  

В статье предпринимается попытка анализа ключевых концептуальных воззрений на будущее образования в западном мире, делается вывод о том, что большинство из них носит утилитарно-технократический характер, в то время как аксиологический аспект образования либо не учитывается, либо отводится на последний план. Образование, будучи составной частью мирового социокультурного пространства, в последние десятилетия подвергается серьезному переосмыслению со стороны интеллектуального сообщества. Процесс глобализации и вызванные им серьезные трансформации, в первую очередь, в экономической сфере, формирование новой постиндустриальной инновационной экономики, безусловно, требует и изменений в области подготовки кадров, заставляет задуматься о целях образования и его функциях. 

Ключевые слова:

образование, культура, инновационная экономика, экономика знаний, университет, постмодернизм, глобализация.

С. 109-120

 

открыть

ФРГ: МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Писарева Л. И.

Аннотация. 

В статье содержится материал о научно-социальной обусловленности трансформации дисциплинарно организованной системы научных знаний и ее основных признаках, дается общая характеристика немецким научно-исследовательским учреждениям, ведущим междисциплинарные исследования в сфере образования, оценка их инфраструктуры, методологии, основных принципов координации научной деятельности. 

Ключевые слова:

трансформация, междисциплинарные исследования, проект, гуманитарные науки, образование, методология, методы.

С. 121-133

 

 

История образования и педагогики
открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА

Половецкий С. Д.

Аннотация. 

В статье предлагаются новые подходы к исследованию отечественной едагогической мысли первой половины XIX в. Отмечается, что это время, несмотря на все трудности и противоречия, – период поступательного, достаточно интенсивного развити  отечественной системы образования, когда просвещение народа ставится в ряд задач общегосударственной важности. Подчеркивается, что в результате совместных усилий государства, педагогического сообщества в первой половине XIX в. начала складываться единая национальная педагогическая школа, многообразная и весьма  плодотворная по существу разрабатываемых проблем и решению их на практике. Она стала фундаментом для последующего формирования и расцвета русской педагогической мысли второй половины XIX – начала XX вв., получившей мировое и европейское признание.

Ключевые слова:

российская история, образование, реформы, педагогическая мысль, университеты.

С. 134-142

 

открыть

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НАЧАЛА XIX ВЕКА

Овчинников А. В.

Аннотация. 

В статье анализируются общественно-политические и социально- педагогические взгляды представителей российского либерализма первой четверти XIX в. И. П. Пнина и И. М. Ястребцова, не занимавших высоких постов в системе управления страной, но входящих в круг приближенных к императору Александру I, последовательно проводившему курс привития на российской почве западных политических идей и ценностей. Творчество этих двух деятелей российской общественно-политической мысли – это стремление к реализации духовного развития человека  на идеалах западной философии. Одновременно в их трудах прослеживается последовательное проявление чувств патриотизма, уважения к русской культуре, искреннее желание принести пользу родной стране и ее народу, достижение чего возможно, как полагали И. П. Пнин и И. М. Ястребцов, на основе обучения и воспитания на идеалах европейского просвещения.

Ключевые слова:

ценностные ориентации отечественного просвещения, история российского образования и педагогики начала XIX в., взгляды российских либералов на образование и воспитание, И. П. Пнин, И. М. Ястребцов.

С. 143-150 

 

открыть

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Беленчук Л. Н.

Аннотация. 

Статья посвящена воспитательным идеям трех святителей середины XIX в., имевших не только богословские знания и духовную практику, но и обширный педагогический опыт, что позволяло им оказывать заметное  оздействие на образование современников. В статье рассмотрены ключевые педагогические мысли митрополита Иннокентия (Попова-Вениаминова), епископа Игнатия (Брянчанинова) и Филарета (Дроздова), связанные с духовно-нравственной основой воспитания. Рассматриваются главные темы авторов, которыми они занимались на протяжении всей жизни: просвещение нерусских народов,  воздействие на воспитание высшего общества в России, идеи христианского воспитания в государственной политике России.

Ключевые слова:

Митрополит Филарет, митрополит Иннокентий, епископ Игнатий, духовное воспитание, история педагогики.

С. 151-162

 

 

Новые исследования в образовании
открыть

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КНР В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Лян Цзин, Трегубова Л. В., Болдова Т. А.

Аннотация

В статье рассматриваются социальные изменения, происходящие в условиях расширяющего межкультурного иноязычного взаимодействия между Россией и Китаем, которые актуализируют комплексную проблему повышения качества подготовки студентов КНР. При этом важным фактором эффективности обучения является интегративный междисциплинарный характер профессиональной деятельности будущих специалистов, продиктованный необходимостью совершенствовать процесс обучения РКИ.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, среда коммуникации в евразийском пространстве, межкультурная коммуникация, комплекс интерактивных заданий.

С. 163-171

 

открыть

ПРАЗДНИКИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Дорохина Р. В.

Аннотация

В статье рассматривается тема праздников, отмечаемых российским студенчеством на протяжении длительного времени. Студенческая пора – это время самоидентификации и самоопределения. Студенческие праздники необходимы для того, чтобы проявить активность, раскрыть свой творческий потенциал, создавая свою историю и традиции. Показана история возникновения студенческих праздников в России, начиная со Дня российского студенчества, который тесно связан с историй открытия Московского университета, и заканчивая обрядами посвящения в студенты. Раскрыт смысл многих традиций и обрядов, в том числе пришедших из европейского Средневековья, которые являются не столько данью традиции, сколько несут некий сакрально-школярский смысл и в большинстве своем адаптированы под новые направления и специальности.

Ключевые слова:

российское студенчество, праздники, традиции, обычаи. 

С. 172-177

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Федина Н. В., Бурмыкина И. В., Звезда Л. М., 

Пикалова О. С., Скуднев Д. М., Воронин И. В.

Аннотация.

В статье отражены научные подходы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе дошкольного образования. Недостаточная разработанность научно-теоретических основ и дидактических возможностей ДОТ усложняет процесс использования ДОТ в системе дошкольного образования. В современных научных исследованиях и публицистических статьях отражены основные направления и особенности применения ДОТ в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Однако нет единства у зарубежных и отечественны  ученых в научных подходах и терминологии ДОТ. В статье предлагаются к рассмотрению такие научные подходы использования ДОТ, как аксиологический, личностно-ориентированный, системно-деятельностный, технологический и комплексный, которые являются обоснованием эффективного использования ДОТ в системе дошкольного образования.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, ИКТ-технологии, теоретико-методологические подходы ДОТ.

С. 178-188

 

открыть

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Калинина Т. В.

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема организации продуктивного педагогического взаимодействия педагогов дошкольного образования с родителями воспитанников для формирования первоначальных основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Автором представлены данные исследования современного состояния проблемы использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях семьи. Приведены основные приемы здоровьесбережения детей в процессе использования средств ИКТ в семейном воспитании. Сформулированы методические рекомендации для родителей и педагогов дошкольного образования по формированию основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. 

Ключевые слова:

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников, формирование основ информационной культуры детей дошкольного возраста, здоровьесбережение, информационная культура, информационные и коммуникационные технологии.

С. 189-195

 

открыть

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никитина Е. О., Алпатова О. Б.

Аннотация.

На основании требований законодательства Российской Федерации и в целях совершенствования организации и повышения качества образовательного процесса, обеспечения доступности образования для всех категорий обучающихся, необходимо внедрить электронные информационные ресурсы в образовательную деятельность Московского  университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Авторы в своей статье отмечают, что на сегодняшний день уже повышено качество и оперативность обслуживания библиотеки Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя за счет предоставления пользователям электронных информационных ресурсов библиотеки, а также расширение перечня услуг. В статье констатируется, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения не бходимо создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий и соответствующих технологических средств, что обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения. 

Ключевые слова:

электронная информационно-образовательная среда, электронные информационные ресурсы, электронная образовательная система, электронные образовательные ресурсы, электронная база учебно-методических материалов, электронный журнал учета посещаемости и успеваемости, совокупность информационных технологий и технологических средств.

С. 196-205

 

открыть

МУЗЕЙ ПРИХОДИТ НА УРОК: ВЫЕЗДНЫЕ ЗАНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Антипушкина Ж. А.

Аннотация.

Статья посвящена опыту проведения выездных занятий в школе сотрудниками Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. В статье приводится краткое описание адаптированных экскурсий, отмечаются особенности организации и проведения. Занятия, проводимые музейными педагогами в школе, можно рассматривать как одну из актуальных форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающих. Развитие подобных программ способствует интеграции музея в образовательный процесс.

Ключевые слова:

музей, музейная педагогика, выездные занятия в школе, биология, природоведение («Окружающий мир»).

С. 206-213

 

Слово молодым ученым
открыть

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИю ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВНГ РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Козлов О. А.

Аннотация

В статье рассмотрено содержание констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии РФ при помощи информационных и коммуникационных технологий, определены этапы и результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, профессиональная готовность, войска национальной гвардии, экспериментальная работа.

С. 214-224