Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ТРУДАХ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА

Мартынова О. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-9-18

Аннотация. 

Статья посвящена творчеству К. Маркса и Ф. Энгельса. Предмет рассмотрения – понимание мыслителями женского вопроса. Актуальность исследования связана с актуализацией гендерных проблем в условиях обострения социальных противоречий современного общества, что доказывают многочисленные обращения современных теоретиков феминизма к трудам основоположников марксизма. Цель работы – выявить и систематизировать исторические корни угнетения женщин, социально-экономические основания их неравноправного положения в обществе, а также понимание противоречий, вызвавших к жизни женский вопрос, проследить основные каналы угнетения женщины в современном авторам обществе, а также роль, которую мыслители отводили им в построении справедливого общества будущего. Женский вопрос рассматривался основоположниками марксизма как часть сложного комплекса противоречий классового общества, а освобождение женщины должно быть осуществлено в рамках освобождения людей от эксплуатации и отчуждения. Также в статье рассматриваются аспекты учения К. Маркса и Ф. Энгельса, нашедшие продолжение в трудах современных феминисток, а также те положения, которые были ими дополнены и переосмыслены. Методика исследования - системный анализ, реконструкция трудов К. Маркса и Ф. Энгельса по проблематике исследования.

Ключевые слова

женский вопрос, марксизм, феминизм, положение женщины, экономические основы женского вопроса, исторические корни патриархата, классовые противоречия, роль женщины, классовая борьба.

С. 9-18

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ЛОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Суханова Н. П.                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-19-26

Аннотация. 

Высокие технологии меняют ландшафт повседневности, конкурентным преимуществом человека становится умение нешаблонно и критически мыслить. В статье акцентируется внимание на поливариантности в исследовании феномена критического мышления и выстраивается взаимосвязь критического и логического. Показываются формально-логические ориентиры критического мышления, лежащие в основании рефлексивного отношения к собственным идеям и навыков работы с понятиями и высказываниями, структурирования полученных знаний. Современное образование в условиях неопределенности будущего мира профессий рассматривается устремленным к развитию пластичности интеллекта. Размышление о программе обучения мыслить критически предпринимается сквозь призму понятия логической культуры, проявляющей себя в культуре письменной и устной речи. Для анализа механизма когнитивной работы критического мышления используется конкретная учебная ситуация с обращением к логической характеристике вопроса. Делается вывод о том, что отдельные курсы, направленные на формирование способности критически мыслить, малоэффективны, поскольку логика является необходимым фундаментом действенных навыков критического мышления.

Ключевые слова

критическое мышление, логика, логическая культура, знание, образование, информация.

С. 19-26

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

СМЫСЛОВЫЕ УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К СОБЫТИЯМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильина О. И., Македонская О. А.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-27-36

Аннотация. 

Данная статья посвящена теоретическим основаниям проблемы организации обучения, предусматривающего формирование готовности к событиям инклюзивного образования у будущих дефектологов. Отчасти расширению горизонта концептуальных ресурсов, как основы решения методических проблем, способствует философская рефлексия, так как позволяет выйти за границы педагогических подходов по изучению готовности к событиям инклюзивного образования, редуцирующих сложный феномен до педагогической предметности. В результате философского анализа становится возможным представить готовность к событиям инклюзивного образования в качестве многоуровневого и многопланового феномена; акцентировать внимание на необходимости содержательной разработки компетенций, отражающих суть готовности, и учебных планов, учитывающих становление готовности к инклюзивному образованию на экзистенциально-онтологическом, культурно-символическом, институциональном уровнях сознания и бытия. В статье представлен обзор реальной педагогической работы с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, специальными дисциплинами и образовательным проектом, разработанными на базе ВО ДВФУ для обучающихся бакалавриата по направлению 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование и учитывающими смысловые уровни готовности к событиям инклюзивного образования.

Ключевые слова

готовность к инклюзивному образованию, событие инклюзивного образования, онтологический ракурс, экзистенциальный ракурс, экзистенциально-онтологический уровень, культурно-символический уровень, институциональный уровень.

С. 27-36

     

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПОСЛЕРОДОВАЯ ДЕПРЕССИЯ У ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОДАХ ДОУЛАМИ

Айгумова З. И., Игнатова К. О.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-37-48

Аннотация.  

Статья посвящена изучению феномена послеродовой депрессии. Задача исследования – выявить наличие или отсутствие взаимосвязи риска возникновения послеродовой депрессии у женщин и оказания профессиональной поддержки в родах доулами. Проблема рассматривается в рамках феноменологического подхода. Для решения проблемы использованы методы: теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; диагностические – Эдинбургская шкала послеродовой депрессии (EPDS) и Шкала Монтгомери – Асберг для оценки депрессии (MADRS); статистический метод: метод однофакторного дисперсионного анализа.Результаты исследования позволяют обсуждать, что усиление агентности матери в родах при помощи услуг доулы позволяет снизить риск возникновения послеродовой депрессии.

Ключевые слова

послеродовая депрессия, профессиональная поддержка, доула, Эдинбургская шкала послеродовой депрессии (EPDS), шкала Монтгомери – Асберг для оценки депрессии.

С. 37-48

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИЙ (КОМПЛЕКСНЫЙ И ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ)

Тарабакина Л. В.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-49-62

Аннотация. 

В статье обсуждаются детерминанты эмоций в контексте сравнения традиционного (комплексного) и неклассического (историко-генетического) подходов. Показано, что любое психическое явление, в том числе эмоциональное, имеет сложную структуру и рассматривается как система, включенная, в свою очередь, в связи с другими системами. Утверждается, что основополагающая идея комплексного подхода состоит в признании биологической системы в качестве доминирующей и системообразующей, в результате чего эмоции в категориальной сетке этого подхода занимают место протопсихологической категории, утрачивая в том числе статус одной из фундаментальных в психологии. Обсуждается основополагающая идея историко-генетического подхода, которая является перспективной для исследований психологии эмоций, поскольку рассматривает их в едином функционировании со всеми другими психическими процессами, определяя происхождение новых «высших сплавов» (Л. С. Выготский) и интегративных эмоциональных феноменов. Проанализировано место эмоций, которые не только возникают в социальной жизни, но и творят историю и перспективу межличностных отношений и взаимодействия. Показано, что содержательным контекстом в объяснении природы эмоций выступает механизм смыслообразования, порождающий связи с характеристиками других участников социального взаимодействия и корректирующий способы эффективного решения общих проблем, а общество, которое ценит и создает условия для происхождения эмоционального здоровья людей, имеет самый мощный ресурс жизнеспособности и жизнетворчества человека, групп, самого общества.

Ключевые слова

детерминанты эмоций, комплексная модель, историко-генетическая модель, смыслообразование, интегративные эмоциональные феномены.

С. 49-62

         

 

открыть

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ МИКРОКУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Горелкина М. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-63-70

Аннотация. 

Работа посвящена изучению взаимосвязи между особенностями семейной микрокультуры и уровнем развития социального интеллекта дошкольников. В настоящее время изучение темы развития социального интеллекта дошкольников в рамках семейной микрокультуры направлено на анализ компонентов семейного микросоциума, усиливающих или снижающих социальную компетентность ребенка. Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие взаимосвязи между особенностями микромира семьи и социальной компетентностью ребенка. Также в статье описываются структура и компоненты семейной микрокультуры.

Ключевые слова

семья, дошкольный возраст, семейная микрокультура, взаимодействие, ребенок, семейные традиции.

С. 63-70

 

открыть

РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «ПЕДАГОГ – УЧЕНИК»

Савченко И. А., Грибкова О. В.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-71-80

Аннотация. 

Рассматривается проблема возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации между участниками образовательного процесса, в частности, между педагогами и учащимися, в период протекания реорганизационных изменений и адаптационного периода приспособления к ним. Описан управленческий и психологических характер введения реорганизационных изменений в образовательной организации. Рассмотрены направления систематической и плановой реорганизации образовательных учреждений. Освещены наиболее часто встречающиеся причины возникновения конфликта, особенности их протекания и их влияние на образовательное учреждение в целом.

Ключевые слова

образовательная организация, педагог, учащийся, конфликт, межличностный конфликт, реорганизация, изменения.

С. 71-80

    

открыть

СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА К ПАРТНЕРСТВУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Титова О. И.                                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-81-91

Аннотация. 

Партнерство в правоохранительной сфере и реализация стратегии “Community policing” в интересах общества обеспечиваются сформированностью профессиональных компетенций курсантов юридических вузов, в числе которых способность устанавливать доверительные отношения с гражданами. В ходе опроса выявлены затруднения в построении доверительных отношений с гражданами, имеющими внутреннее сопротивление взаимодействию с сотрудниками полиции, и с гражданами, неприятными в личностном плане. Предположительно это связано с дефицитом умений влиять на ситуацию, управлять процессом установления доверительных отношений с гражданином. Описаны когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и аксиологический компоненты способности устанавливать доверительные отношения с гражданами. В соответствии с таксономией задач Б. Блума разработаны задания и предложены варианты их применения на практических занятиях, нацеленных на развитие данной профессиональной компетенции.

Ключевые слова

социальное взаимодействие, партнерство, доверительные отношения, доверие, профессиональные компетенции, курсанты, сотрудники полиции.

С. 81-91

     

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ САМОИЗОЛЯЦИИ

Занина Л. В., Радченко О. А.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-92-101

Аннотация. 

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной ситуации в условиях стихийной информатизации среды и вынужденной изоляции, в которых актуализируется проблема самореализации учащихся и необходимость изучения и превенции порождаемых в этой ситуации педагогических рисков. Дается теоретический анализ сущности категорий «риск» и «педагогический риск». При рассмотрении феномена «педагогический риск» выделяется регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса и согласованность действий всех участников процесса, которые влияют на процессы самореализации школьников. В характеристике самореализации выделяется нравственная самореализация и значение конфликтных ситуаций в ее реализации. В статье представлены результаты исследования значимых для школьников в условиях самоизоляции конфликтных ситуаций и представлены выводы относительно превенции педагогических рисков самореализации школьников.

Ключевые слова

конфликтная ситуация, рискология, вынужденная самоизоляция, информатизация, самореализация личности, ценности.

С. 92-101

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

К ПРОБЛЕМЕ КРИЗИСА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р.   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-102-113

Аннотация. 

Многочисленные проявления кризиса в российском образовании имеют двойственный характер: помимо потерь, они связаны с некоторыми важными приобретениями. Практики и теоретики отмечают необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, что, с одной стороны, формирует отрицательное отношение к традициям и достижениям советской школы, а с другой – ориентирует на перепросмотр ее достижений в целях построения более продуктивного и эффективного формата работы. В школах активизирован переход образования и воспитания на диагностическую основу, чему способствует довольно активная работа по созданию и развитию психологических служб школ и университетов: теории и практики академического психологического консультирования, сопровождения и т. д. Благодаря активным дискуссиям и критике федеральных государственных стандартов, этических и правовых основ образования, утверждается новое понимание стандарта в образовании. Пока что это понимание ориентирует на понятие «минимума знаний» и модель коммодификации образования, но уже просматриваются черты переориентации на понятия «качественное образование» и «становление индивидуальности», всесторонне развитого (как личность, партнер и профессионал) человека.

Ключевые слова:

качество образования, кризис образования, образовательные технологии, методическое обеспечение образования, подготовка педагогических кадров, ценности образования, дидактогения, инновации в образовании, стресс инноваций, форсайт образования.

С. 102-113

 

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

Лабыгина А. В.                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-114-124

Аннотация. 

Статья посвящена анализу направлений гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей отечественной педагогической мысли XIX в. Автор показывает важность их интерпретации в современной России. Дается обзор подходов к пониманию терминов «патриотизм», «гражданственность» и «гражданско-патриотическое воспитание» в отечественной педагогике. Выявлены приоритетные направления в развитии идей гражданско-патриотического воспитания в отечественной педагогике XIX в. Представлены концепции гражданского и патриотического воспитания ряда педагогов и философов по данным направлениям. В научной статье подчеркивается актуальность данной проблемы для современной Российской Федерации.

Ключевые слова:

гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, история педагогики, история образования, педагогическая классика.

С. 114-124

   

открыть

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
НАРОДОВ КРЫМА

Иванникова М. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-125-138

Аннотация. 

Отношение к социальной роли мужчины и женщины в истории цивилизации было неоднозначным, но этнические особенности всегда накладывали свой отпечаток. На формирование стереотипов поведения значительное влияние оказывало трудовое воспитание подрастающего поколения. В статье раскрыты гендерные подходы некоторых народов Крыма к проблеме подготовки детей к труду и самостоятельной жизни. Выявлено, что заложение основ маскулинности и феминности у крымских татар, евреев, караимов, греков, армян осуществлялось в семьях на основе общечеловеческих ценностей и национальных, культурных и педагогических традиций. Основным методом воспитания мальчиков и девочек был пример родителя их пола и вовлечение в семейную трудовую деятельность. Подходы к трудовому воспитанию, выявленные в этнопедагогике народов Крыма, могут стать базой для разработки методических материалов по формированию гендерных стереотипов у современных детей.

Ключевые слова:

гендерный подход, гендерные стереотипы, трудовое воспитание, мальчики, девочки, народная педагогика, семейные традиции, личный пример, подражание.

С. 125-138

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНОВ МЛАДШИХ КУРСОВ И ЕЕ СВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ

Бурухина Т. Ф., Винокуров Е. Г.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-139-147

Аннотация.  

Проведен сравнительный статистический анализ результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике и химии с результатами промежуточной аттестации по этим дисциплинам обучающихся образовательного учреждения высшего образования в первом, втором, и третьем семестрах. Выявлено отсутствие ранговой корреляции между результатами ЕГЭ и результатами обучения в университете. Сделан вывод о том, что результаты ЕГЭ обладают слабой прогностической способностью в отношении успешности обучения в высшей школе.

Ключевые слова:

результаты ЕГЭ, баллы, математика, химия, выборочный коэффициент корреляции, ранговая корреляционная зависимость.

С. 139-147

   

открыть

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Хорин Д. В.                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-148-156

Аннотация.  

В статье обоснована необходимость развертывания новой отрасли научного знания «Религиоведение образования» и нового одноименного учебного предмета в рамках направления 44.04.01 – «Педагогическое образование». Исследуются их особенности в сравнении с некоторыми другими дисциплинами, ориентированными на вопросы воззрений религий на образование и воспитание: философией образования, теологией образования, культурологией образования и социологией образования. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методологические подходы (системный, сравнительный, исторический, онтологический), так и специально-научные методологические подходы: системно-деятельностный подход, предполагающий в образовательном процессе целенаправленное мотивированное решение задач, детерминированных проблемными ситуациями; культурологический подход, позволивший соотнести общие, единичные и особенные феномены культуры, в частности, религию и образование; антропологический подход, позволяющий интерпретировать накопленные знания из различных сфер человеческой жизни с точки зрения педагогики. Предложены основные цели новой междисциплинарной отрасли научного знания «Религиоведение образования» и выявлены основные векторы ее развития. Обоснована актуальность развертывания «Религиоведения образования» в составе учебных дисциплин магистратуры направления 44.04.01 – «Педагогическое образование» в условиях поликонфессионального и полиэтнического российского государства. Представлены четыре основные функции новой учебной дисциплины: пропедевтическая, мировоззренческая, познавательно-методологическая и управленческо-прогностическая. Показано большое практическое значение религиоведения образования, отражающее насущные потребности педагогической деятельности. Предполагается, что новая учебная дисциплина послужит формированию у будущих педагогов целостного мировоззрения, характеризуемого конфессионально нейтральным, системным и объективным представлением о взглядах на образование всех существующих либо когда-либо существовавших в истории религий.

Ключевые слова:

религиоведение образования, религиоведение, образование, философия образования, теология образования, социология образования, культурология образования.

С. 148-156

 

  

открыть

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Альхимович И. Н.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-157-167

Аннотация.  

В статье рассмотрены основные аспекты процесса развития учебной мотивации студентов в контексте организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях региона. Основной вывод исследования заключается, во-первых, в том, что учебная и профессионально-трудовая мотивация студентов к изучению математики в контексте организации и управления предпринимательской деятельностью рассматривается с учетом интересов региона и индивидуальных качеств индивидов. При этом основная проблема состоит в определении баланса потребностей рынка и личных предпочтений студентов при организации собственного дела и использования при этом математических методов. Во-вторых, раскрыты особенности и пути повышения учебной мотивации к изучению математики в контексте организации и управления предпринимательской деятельностью, ориентированной на региональные отрасли промышленности, где данные проблемы стоят особенно остро в связи с отсутствием соответствующих благоприятных условий.

Ключевые слова:

учебная мотивация, математика, управление предпринимательской деятельностью, региональная экономика.

С. 157-167

открыть

МОДЕЛИ СТУДЕНТА КАК ИСТОЧНИКА РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Лялюк А. В.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-168-173

Аннотация.  

В статье обосновано, что математические методы: теории множеств и отношений, линейной алгебры и теории пределов – могут применяться для моделирования студента как источника рисков, а также для диагностики рискологического потенциала его личности. Приведены примеры применения методики интерпретации (обработки) первичной информации методами «каменистой осыпи», математической теории пределов, теории графов. Методика может стать составляющей как психолого-педагогического, так и социально-педагогического мониторинга (мониторинга личностно-профессионального развития студента и мониторинга образовательной среды в высшем учебном заведении).

Ключевые слова:

риск, студент, модель, источник, образовательная среда, математические методы.

С. 168-173

 

   

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Баишева Л. М.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-174-186

Аннотация.  

Целью данной статьи является описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы: реализация и практическое применение авторских педагогических условий по формированию мотивации будущих инженеров в процессе изучения специальных дисциплин. Осуществление данного процесса проводилось на основе компетентностного, герменевтического, этнопедагогического и регионально-этнического подходов к образованию и профессионально-ориентированной направленности обучения специальным дисциплинам с учетом особенностей студентов-северян.

Ключевые слова:

педагогические условия, специальные дисциплины, мотивация, опытно-экспериментальная работа, теплогазоснабжение и вентиляция.

С. 174-186

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Бадаев Ю. Л.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-187-191

Аннотация

Переход на дистанционную форму обучения в 2020–2021 учебном году выявил многие негативные факторы. В статье рассмотрены и проанализированы данные факторы. Представлена оценка дистанционной формы образования со стороны преподавателей, студентов, методистов и работников деканата. Предложен критерий оценки эффективности подобных нововведений. Рассмотрены и обобщены недостатки и преимущества дистанционного обучения.

Ключевые слова:

дистанционное образование, эффективность, университет, критерии оценки.

С. 187-191

 

открыть

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В СИСТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С.      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-192-201

Аннотация

В данной статье обобщен материал по внедрению тестирующих форм контроля в процесс обучения русскому языку как иностранному с использованием сервисов Web 2.0. В последнее время включение в учебный процесс электронных ресурсов становится неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Актуальность изучения существующих онлайн-ресурсов тестирующего характера обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс различных форм заданий как тренировочного, так и контрольного характера при оценке результативности полученных знаний иностранных студентов на уроках русского языка как иностранного. Цель статьи заключается в обзорном анализе представленных современных тестирующих ресурсов; уточнении понятия «Web 2.0»; определении возможностей применения различных форм тестового контроля как для повышения мотивации обучаемых при получении обратной связи, так и повышения профессиограммы преподавателя в соответствии с современными тенденциями развития цифрового образования. Результаты показывают, что внедрение различного рода тестовых форм контроля обучающего и игрового характера ведет к улучшению степени овладения русским языком, повышению соревновательного и мотивационного интересов обучаемых как на уроке, так и при самостоятельной внеаудиторной работе.

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, ресурсы Web 2.0, онлайн-тестирование, иностранные студенты, модернизация, тестирующие сервисы, учебный процесс.

С. 192-201

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Агафонова Т. Е.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-202-215

Аннотация

В статье на материале УМК, входящих в федеральный перечень учебников, оценивается потенциал формирования когнитивных, рефлексивных и деятельностных компонентов гендерной культуры подростков средствами предмета «Биология». В ходе контент-анализа учебников оценивались: полнота информации о гормональных, анатомических, физиологических и нейрофизиологических особенностях полов, наличие информации о социальных аспектах пола как следствии биосоциальной природы человека, отсутствие гендерных стереотипов, наличие потенциала для формирования ценностей партнерства, семьи и родительства. В ходе анализа выявлен наибольший потенциал формирования гендерной культуры учебника под ред. В. В. Пасечника, учебник В. С. Рохлова, С. Б. Трофимова в целом нейтрален, но содержит гендерные стереотипы, учебник А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша медикализирует тему пола и не способствует формированию ценностей родительства. В заключении статьи сформулированы рекомендации по формированию гендерной культуры средствами предмета «Биология» через предоставление более полной и системной информации о половом диморфизме, углубление знаний о психологических закономерностях становления и развития личности, усиление аксиологического подхода, гуманизацию и гуманитаризацию, психологизацию интерпретации биосоциальной природы человека.

Ключевые слова:

биосоциальная природа человека, гендер, гендерная культура, воспитание подростков, преподавание биологии в школе, семейные ценности, гуманитаризация образования.

С. 202-215

открыть

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кубрак Н. В.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-216-230

Аннотация

Цифровая трансформация образования предопределяет проблемы модернизации школьных библиотек, которые должны быть встроены в информационно-образовательную среду в новых условиях. В статье обозначены основные направления модернизации школьных библиотек. Представлены основные элементы информационной инфраструктуры школьной библиотеки в электронной информационно-образовательной среде школы. Перечислены библиотечные информационные массивы, каналы коммуникации, средства и условия технической реализации информационной инфраструктуры.
Предлагаются практические решения по трансформации библиотечной деятельности в цифровой среде.

Ключевые слова:

цифровая трансформация, школьная библиотека, инфраструктура, удаленное обслуживание, электронно-библиотечная система, электронный каталог, веб-библиография.

С. 216-230

открыть

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ ЛЕКСИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Мяснянкина Е. А.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-231-240

Аннотация

Цель этой статьи – проанализировать, как студенты разного возраста и уровня владения иностранным языком запоминают новую лексику при обучении, для того чтобы определить, позволяют ли им эти способы запоминания эффективно хранить, извлекать и применять слова в различных коммуникативных контекстах. Количество исследований, связанных с освоением лексики, значительно возросло, так как если учащимся помочь разработать адекватные языковые стратегии, то это позволит им создать достаточную коммуникативную опору для понимания языка с точки зрения развития языковых навыков, таких как вывод, контекстуализация, применение. Кроме того, анализ языковых стратегий обучения, которые студенты разрабатывают для изучения словарного запаса без понимания когнитивных процессов, которые выполняет их ум, был бы неудачной «познавательной дорогой», потому что разум и память естественным образом разрабатывают стратегии, которые не только позволяют хранить информацию, но и служат для решения проблем смысла.

Ключевые слова:

запас слов, обучение, иностранный язык, значение, языковая стратегия.

С. 231-240

открыть

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Кузьмина Е. О.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-241-248

Аннотация

В данной статье анализируются изменения принципа наглядности. Несмотря на свой основополагающий характер, данный принцип подвергается некоторым изменениям, которые обусловлены доминированием в современной жизни визуальных элементов над вербальными. Своеобразной реализаций его являются поликодовые тексты, совмещающие вербальный и невербальный компонент. Такое совмещение разных кодов оказывается особенно эффективно при обучении русскому языку как иностранному китайских учащихся, поскольку письменность их родного языка – иероглифы, которые через образы передают значение звука, слога, слова или понятия.

Ключевые слова:

принцип наглядности, поликодовый текст, китайские учащиеся, русский язык как иностранный.

С. 241-248

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Хусейнова А. А.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-249-256

Аннотация

Формирование нового качества образования, составной частью которого выступает аутентичная оценка, волнует экспертное сообщество долгое время. Внедрение в практику педагогических измерений и самостоятельной оценки достижений в образовательном процессе становится актуальным в системах образования XXI в. В настоящее время актуализируется проблема оценивания компетенций обучающихся и мотивации как одной из ключевых в образовательной практике. В мотивации при возникновении потребности в развитии в специфических видах деятельности – обучении и воспитании – оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности. Поэтому в научной работе особое внимание уделено независимому оцениванию учебных достижений обучающихся как инструменту стимулирования учебной деятельности, обосновано применение метода паттерн-дизайна при разработке измерительного инструментария. Для формирования положительной, устойчивой учебной мотивации важно, чтобы при оценке работы обучающего проводился качественный анализ, подчеркивались все положительные аспекты, успехи в изучении материала и выявлялись причины существующих недостатков. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

Ключевые слова:

учебная мотивация, независимая оценка, компетенции.

С. 249-256