Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2025

Содержание

 

Философские науки 5.7

   

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ ИММАНУИЛА КАНТА

Афанасьев И. В., Терновая Л. О.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-9-19

Аннотация. 

В 2024 г. отмечалось трехсотлетие со дня рождения великого мыслителя Иммануила Канта. Как и любая философская концепция, учение И. Канта может быть подвергнуто интерпретациям, выходящим далеко за пределы научной области и затрагивающим геополитические проблемы. Ответом на обвинения в «присвоении» Россией Иммануила Канта служат его мысли, позволяющие интерпретировать социальное пространство как пространство нравственных смыслов, задающих правила поведения индивида, общества и государства. Показано, что особенности российского социального пространства вписываются в мыслительную модель философа. Это понимали те русские, которые проявляли интерес к творчеству и личности И. Канта и при его жизни, и обращаясь к его наследию. Мероприятия, приуроченные к трехсотлетию со дня рождения И. Канта, стали еще одним доказательством близости социально-нравственных смыслов учения Канта и стремления российской власти и общества организовать на таких же основаниях социальное пространство.

Ключевые слова

социальное пространство, влиятельные мыслители, философская система, универсальные ценности, моральный закон, глобальное согласие, новый миропорядок.

С. 9-19

   

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

  

открыть

ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРОДОЛЖЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОИСКА

Суханова Н. П.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-20-28

Аннотация. 

Существует множество образовательных программ, реализуемых отечественной высшей школой с целью повышения качества мышления учащихся. Варьирование методик, технологий и подходов в апробации курсов указывает на актуальность темы нахождения лучших инструментов в развитии критических мыслительных навыков. Представленный в статье теоретический анализ программы «Логика и критическое мышление» направлен на выяснение возможности методологического изоморфизма в дисциплинарной структуре предмета. Исследуются содержательные принципы программы на предмет выявления методологического конструктива логического подхода в качестве образца для построения концепции критического мышления. Фундаментом для осуществляемого поиска становится теория социальных эстафет. Проблемы языка, понимания, высказывания попадают в фокус изучения. Логика как анализ мышления и языка оказывается основанием практического приложения критического мышления. Выводом становится мысль о том, что университетское образование, в том числе посредством рассматриваемой программы, способствует как формированию методологического мышления ее участников, так и более глубокому осознанию тонкостей мыслительных процессов.

Ключевые слова

образование,логика, критическое мышление, методологический изоморфизм, методологическое мышление, язык, понимание, понятие, высказывание.

С. 20-28

  

 

Психологические науки 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ СОВРЕМЕННЫХ ЯКУТОВ С ВИДЕНИЕМ НАРОДА САХА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРЕЖНИХ ЛЕТ И СВОЙСТВАМИ ЯКУТСКИХ БОЖЕСТВ

Сидорова Т. Н., Курилкина В. Н.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-29-41

Аннотация. 

В работе проведено исследование соответствия характерологических свойств современных якутов с характерологическими свойствами пантеона якутских богов и представлениями о национальном характере якутов исследователей прошлых веков. Было проведено психологическое тестирование по личностному тесту Кеттелла группы студентов в количестве 108 человек якутской национальности, владеющих родным языком. Отмечены положительные и отрицательные качества якутов, выявленные в исторических трудах различных исследователей начиная с XVIII в. и в современных исследованиях. Выявляются стереотипные черты характера по материалам исследователей XVIII–XX вв. Божеств из пантеона богов Айыы поделили на группы в соответствии с симптомокомплексом личностных свойств 16-факторного опросника Кеттелла: коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные и регуляторные. Выявлены и проанализированы наиболее высокие показатели свойств характера результатов тестов испытуемых. Наиболее высокий показатель – самоконтроль, по мнению авторов, определяется климатическими, географическими условиями проживания народа саха, географически и исторически определенным родом занятий народа в виде крупного скотоводства, коневодства, охоты и рыбалки.

Ключевые слова

этнический характер, религиозно-мифологические представления народа саха, тест Кеттелла, регуляторные свойства характера, коммуникативные свойства характера, интеллектуальность, эмоциональность, адаптивность, влияние географического фактора.

С. 29-41

      

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

    

открыть

ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ: СТРАТЕГИЯ РЕИНТЕГРАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ, НАХОДИВШЕГОСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА В РОДНУЮ ШКОЛУ

Адамян Е. И., Колосова Е. Б.,
Васильева Д. Е.    
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-42-55

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы реинтеграции ребенка на длительном лечении из медицинского стационара в школу, в которой он обучался до госпитализации. На основе данных, представленных в отечественной и зарубежной научной периодике, анализируются практики комплексного сопровождения детей на длительном лечении в процессе перехода из госпитальной школы в привычную среду. Делается вывод о необходимости создания персонализированного плана реинтеграции, который включал бы в себя как инвариантную часть скоординированных действий всех служб, так и вариативную, направленную на поддержку субъектности болеющего ребенка.

Ключевые слова

госпитальная педагогика, персонализированный план реинтеграции, соорганизация служб, психолого-педагогический консилиум, детско-взрослое сообщество.

С. 42-55 

      

открыть

КИНОТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Горбенко И. А., Киселева Т. Б.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-56-64

Аннотация. 

Статья посвящена изучению возможностей кинотренинга как средства развития рефлексивных способностей. В результате исследования выявлены различия в ассоциативном поле испытуемых до и после проведения кинотренинга. Получены данные о влиянии кинотренинга на способность участников рефлексировать свои эмоции, переживания, представления о себе, а также на изменение представлений о межличностных взаимоотношениях.

Ключевые слова

рефлексия, рефлексивные способности, метод свободных ассоциаций, ассоциативное поле, кинотренинг.

С. 56-64 

  

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Андреева М. В., Кондаурова О. П.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-65-73

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию особенностей показателей суицидального риска у девочек и мальчиков подросткового возраста. Проблема суицида среди подростков на сегодняшний день не становится менее тревожной и актуальной, и для того, чтобы вовремя предотвратить суицид среди подростков, важно вовремя выявить группу риска с помощью проведения скрининга. Выборку составили 70 учеников восьмых классов школ г. Ижевска. Показатели суицидального риска по-разному представлены у девочек и мальчиков подросткового возраста, в рамках профилактической работы необходимо обратить особое внимание на факторы суицидального риска «Аффективность», «Несостоятельность», «Социальный пессимизм», «Максимализм», «Временная перспектива».

Ключевые слова

факторы суицидального риска, антисуицидальный фактор, социальный пессимизм, временная перспектива, подростки.

С. 65-73 

   

 

Педагогические науки 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ

Емелина Л. А., Яворский С. А.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-74-82

Аннотация. 

В статье исследуется связь между цифровой трансформацией и развитием системы образования, подчеркивается ее актуальность для модернизации российского государства. Авторы утверждают, что цифровизация образования включает не только перевод информации в цифровой формат, включая методологическую и содержательную трансформацию системы. В работе предлагается вернуться к традиционной российской базовой подготовке специалистов с применением современных технологий. В статье рассматривается противостояние зарубежного и отечественного подходов к методикам обучения, подчеркивается необходимость их технологизации. Отмечается, что текущие знания студентов не улучшают в будущем их профессиональные перспективы. В статье предлагается улучшить взаимодействие педагогов-ученых для оптимизации образовательных программ. Это позволит России в будущем стать лидером в области инновационных технологий. Современный российский вуз должен стать гарантом и путеводителем в новой реальности с постоянно меняющимися условиями общества.

Ключевые слова:

цифровизация образования, искусственный интеллект, дистанционное обучение, Президентская академия.

С. 74-82 

      

открыть

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ОБРАЗОВАНИЯ

Гордеев М. А.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-83-96

Аннотация. 

Статья рассматривает международные проекты профессиональной подготовки АНО ДПО «Техническая академия Росатома» в фокусе признаков «мягкой силы» образования как фактор укрепления авторитета и влияния России в мире. Автор подчеркивает привлекательность российских проектов развития атомной энергетики за рубежом как технологическими инновациями, так и предложениями подготовки кадров для строительства и эксплуатации возводимой АЭС. В контексте создания привлекательности в статье представлены организационные, технологические, методические особенности подготовки зарубежных кадров, формирование нового поколения инструкторов, поставка уникального учебного оборудования, тренажеров и учебно-методическая поддержка. Зарубежные инициативы Росатома предопределили создание кластера международного ядерного образования в Обнинске (Калужская область) как площадку для диалога в стремлении к долгосрочному сотрудничеству.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, атомная энергетика, интернационализация российского образования, признаки «мягкой силы», зарубежные специалисты, образовательные технологии, учебно-тренировочный центр, кластер международного ядерного образования.

С. 83-96 

      

открыть

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Попов С. В.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-97-113

Аннотация. 

В статье проведен анализ некоторых данных государственного статистического учета по образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы. Исследования проведены в отношении: количества организаций, реализующих подобные программы, и их типа, количества дополнительных профессиональных программ и количества обучающихся по ним слушателей, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. На основании исследований сделаны выводы о тенденциях развития сферы дополнительного профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, анализ.

С. 97-113

      

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Клименко А. В., Несмелова М. Л.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-114-121

Аннотация. 

Статья акцентирует внимание на актуальности реализации государственной политики в области исторического просвещения в системе образования. В статье описаны различные подходы к построению образовательных программ высшего педагогического образования в целях реализации задачи подготовки педагога к профессиональной деятельности в области исторического просвещения в условиях реализации МПГУ пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования.

Ключевые слова:

историческое просвещение, историческое образование, суверенное российское образование, высшее образование, педагогическое образование, пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования.

С. 114-121 

   

открыть

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

С. С. Стрельников, А. П. Вохминцев,
А. Л. Каткова, О. М. Ушакова.
                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-122-137

Аннотация. 

Актуальность исследования восприятия искусственного интеллекта (ИИ) студентами медицинского вуза обусловлена стремительным распространением данной технологии в повседневной жизни и необходимостью ее освоения на уровне, достаточном для профессионала сферы медицины. Была подтверждена гипотеза, что студенты без затруднений укажут используемые ими сервисы, функционирующие с применением технологий ИИ, хотя самостоятельное приведение примеров таких технологий, равно как и уверенное указание на факт использования ИИ, вызовет большее затруднение. Представлена авторская концепция влияния технологии ИИ на информационное поведение индивида и роль системы образования в формировании информационной культуры. Приведены результаты анкетирования студентов первого и второго курсов Тюменского государственного медицинского университета (ТюмГМУ), проведен сравнительный анализ ответов студентов, опрошенных в 2022 г. (n1 = 615) и в 2023 г. (n2 = 445). Сделан вывод относительно вытесняющего влияния чат-бота Chat GPT на восприятие технологии ИИ.

Ключевые слова:

информационное поведение, информационная культура, искусственный интеллект, повседневность, цифровизация, ИИ-грамотность, ИИ-компетентность, Chat GPT.

С. 122-137 

   

открыть

АДАПТАЦИЯ СЕМЬИ В ПЕДАГОГИКЕ МОНТЕССОРИ

Сумнительный К. Е., Дадашова А. С.              DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-138-146

Аннотация. 

Для включения в «помощь детям», как формулирует цель своей педагогики М. Монтессори, должна быть налажена общая работа педагогов и родителей. Между ними должно сложиться доверие и взаимопонимание. Сам ребенок, приходя в новую для него среду, проходит адаптацию, такую же адаптацию надо помочь пройти и его родителям. Это сложный и тонкий процесс, результатом которого становится нормализация ребенка.

Ключевые слова:

адаптации, нормализация, стили поведения, модели взаимодействия, мотив родителей, путешествие в тишине, взаимопонимание, взаимодействие.

С. 138-146

  

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

   

открыть

СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЛУГАНЩИНЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Попелухина С. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-147-158

Аннотация. 

В статье рассматриваются особенности развития системы физической культуры и спорта в России в начале ХХ в. Представлен краткий обзор разделов учебных планов для различных учебных заведений в дореволюционной России, касающийся занятий физической культурой для учащихся, как юношей, так и девушек. Акцентируется внимание на сокольской гимнастической системе, одной из первых получившей распространение в Российской империи, соединившей в себе физкультурно-спортивное направление и всестороннее и гармоническое развитие личности. Выделены особенности содержания обучения в области физической культуры и спорта на Луганщине, а также отражена роль Генриха Осиповича Држивиковского – первого преподавателя сокольской гимнастики учебных заведений Луганщины начала ХХ в., которому Луганщина обязана появлением футбола и других видов спорта. Благодаря его деятельности в начале ХХ в. заложены основы дальнейшего развития и процветания Луганщины как спортивного региона в более поздний период.

Ключевые слова:

Луганщина, система физической культуры и спорта, Држивиковский, футбол, содержание образования в области физической культуры, сокольская гимнастика.

С. 147-158 

     

открыть

СОВЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1917–1945 ГОДОВ В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Новиков С. Г., Драчиков Ф. В.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-159-169

Аннотация. 

В статье показано, что советское профессионально-техническое образование 1917–1945 гг. являлось продуктом и инструментом модернизации страны – перехода от традиционного, аграрного, к модерному, индустриальному обществу. Профтехобразование стало институтом формирования субъектной основы индустриальной модернизации, обеспечившей завершение в России промышленного переворота. Изменения в приоритетах индустриального преображения страны влияли на задачи, содержание и структуру советского профтехобразования. В течение 1917–1945 гг. оно прошло стадии генезиса и становления и вступило в 1945 г. на стадию своего развития.

Ключевые слова:

профессионально-техническое образование, модернизация общества, модернизация образования, периодизация истории советского профтехобразования, педагогическая историография.

С. 159-169 

     

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНИНА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РСФСР КОНЦА 30-Х – КОНЦА 50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Шакиров Ф. Р.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-170-179

Аннотация. 

В статье конкретизированы имеющиеся представления об основных направлениях государственной образовательной политики по формированию советских граждан на территории РСФСР в конце 1930-х – в конце 1950-х гг. – ключевом периоде становления советской системы воспитания и образования. Раскрыты их сильные стороны как общественного явления. Подчеркивается, что сформированная система воспитания и образования компенсировали имевшиеся изъяны педагогических практик того времени, предопределявших общую высокую эффективность формирования советских граждан в соответствии с представлениями государственной власти.

Ключевые слова:

образование как общественное и педагогическое явление, задача формирования советских граждан, авторитет учителей, школьная дисциплина, овладение основами наук, борьба за успеваемость.

С. 170-179 

     

открыть

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ «СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА» И «РАДЯНСЬКА ШКОЛА» В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА: ДОМИНАНТНЫЕ ТЕМЫ, ОБЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИЗДАНИЙ

Гончаров М. А., Кривко Я. П.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-180-195

Аннотация. 

Статья посвящена проблемам определения педагогических доминант 1950-х гг. через призму их отображения в педагогической периодической периодике, в частности журналов «Советская педагогика» и «Радянська школа», как проводников ведущих педагогических идей и обеспечения обратной связи с педагогической общественностью в РСФСР и УССР. Выделены основные приемы работы с публикациями как источниковой базой историко-педагогического исследования. Представлены результаты статистической обработки данных анализа наполнения основных рубрик журналов, демонстрирующих теоретико-методическую направленность журнала «Советская педагогика» и практико-ориентированность журнала «Радянська школа», сформировавшихся в середине ХХ в.

Ключевые слова:

педагогическая периодика, журнал «Советская педагогика», журнал «Радянська школа», публикации, рубрики, критерии анализа.

С. 180-195 

   

   

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ВАРИАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Клипакова Д. М.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-196-209

Аннотация.  

Целью данной статьи является анализ дискурса в отношении современного образования. В статье уточняются дефиниции терминов «дискурс», «осмысленность», «ценностные ориентиры». Делается вывод, что дискурс необходим педагогике, чтобы обеспечить более широкий взгляд на профессиональную деятельность педагога и сделать процесс формирования собственного профессионального «Я» осмысленным.

Ключевые слова:

дискурс, текст, институциональный дискурс, педагогический дискурс, образовательный дискурс, дискурс «образа педагога».

С. 196-209

    

открыть

ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ «БИЗНЕС-ПЕДАГОГИКА» КАК ИНСТРУМЕНТ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Жадько Н. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-210-221

Аннотация.  

В статье представлены результаты пилотного исследования, проведенного автором в 2024 г. – интервьюирования выпускников магистратуры «Бизнес-педагогика» МГПУ, с целью определения их карьерных ожиданий, возможностей и условий обучения для карьерного самоопределения, реализации карьерной траектории и карьерного развития. Рассматриваются условия карьерного развития выпускников: влияние мотивации к обучению в магистратуре на карьерные результаты по окончании обучения, организация самостоятельной работы магистрантов над образовательным продуктом или услугой в процессе обучения, а также деятельность научного руководителя в качестве карьерного консультанта.

Ключевые слова:

карьерное консультирование, карьерное развитие, карьерное конструирование, карьерное самоопределение, магистратура как инструмент карьерного развития выпускников, научный руководитель как карьерный консультант, интервьюирование выпускников магистратуры, карьерные ожидания, карьерная траектория.

С. 210-221

  

открыть

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Васева Е. С., Бужинская Н. В.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-222-230

Аннотация.  

Будущий педагог при обучении в высшем учебном заведении должен приобрести компетенции, которые позволят ему осуществлять деятельность по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся. В статье поднимается вопрос об актуальности организации проектной деятельности будущих педагогов, целью которой является подготовка студентов к организации и проведению профориентационных мероприятий для школьников. Особенности подготовки будущих педагогов продемонстрированы на примере внеклассного мероприятия «Своя игра», проводимого на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета для учащихся образовательных учреждений Свердловской области. Представлены основные этапы деятельности по организации профориентационного мероприятия для школьников, показано, что непосредственно в процессе проведения мероприятия возможно создать условия для профориентационного консультирования, просвещения и диагностики.

Ключевые слова:

будущий педагог, проектная деятельность, профориентационные меры, внеклассное мероприятие, «Своя игра».

С. 222-230

   

открыть

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ

Ряпина Н. Е.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-231-242

Аннотация.  

Данная статья посвящена анализу практического опыта взаимодействия преподавателя и студента при формировании навыков публичного выступления на английском языке в контексте современной цифровой образовательной среды. Основное внимание уделяется ключевой роли коммуникации между студентами и преподавателем как фундаментальному элементу эффективного обучения. В работе рассматриваются инновационные методы и инструменты, применяемые автором в цифровом образовательном пространстве для оптимизации процесса подготовки к публичным выступлениям. Описано использование онлайн-платформы, социальных сетей и сайта преподавателя для поддержания постоянной связи и обмена информацией между участниками образовательного процесса. Помимо этого, автор делится практическим опытом применения различных форм коммуникации, включая виртуальные консультации, онлайн-обсуждения и цифровые инструменты обратной связи. Особое внимание уделяется анализу связи этого формата взаимодействия с удовлетворенностью студентов обучением в рамках модуля в целом. Выводы исследования подчеркивают важность создания гибкой, интерактивной и технологически оснащенной среды для эффективной подготовки студентов к публичным выступлениям на английском языке. Статья содержит практические рекомендации и будет полезна преподавателям иностранных языков, методистам и исследователям в области современного языкового образования.

Ключевые слова:

публичное выступление, английский язык, цифровая образовательная среда, коммуникация преподаватель-студент, онлайн-обучение, интерактивные методы обучения, практический опыт.

С. 231-242

  

открыть

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ МАГИСТРАТУРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ)»

Катханова Ю. Ф., Игнатьев С. Е., 
Зубрилин К. М., Подисова О. И.      
         
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-243-254

Аннотация.  

В статье рассматриваются проблемы обучения китайских магистрантов в российских педагогических вузах по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование (Изобразительное искусство в художественном образовании)». Актуальность темы обусловлена стратегическими приоритетами развития российского высшего образования, направленными на увеличение контингента иностранных студентов, в том числе из Китая. Проведенный анализ показывает, что на пути академической мобильности китайских магистрантов возникает ряд серьезных трудностей.

Выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются данные обучающиеся: языковой барьер, недостаточная подготовленность к специфике организации образовательного процесса в российских вузах, сложности в межкультурной коммуникации с преподавателями и сокурсниками. Особое внимание уделяется вопросам адаптации китайских магистрантов к учебно-профессиональной деятельности, специфике их художественно-творческого развития, требованиям к оформлению и защите выпускных квалификационных работ.

На основе комплексного анализа проблемного поля в статье представлен ряд научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию организации и методического обеспечения образовательного процесса для данной категории иностранных студентов. Предложенные решения направлены на повышение эффективности академической и социокультурной адаптации китайских магистрантов в российских педагогических вузах. 

Ключевые слова:

китайские магистранты, российские вузы, Педагогическое образование (Изобразительное искусство в художественном образовании), академическая мобильность, интернационализация высшего образования, межкультурное взаимодействие, адаптация иностранных студентов.

С. 243-254

    

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ПРИМЕРЕ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

Соколова Г. Е.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-255-262

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы восприятия иностранными студентами цветовой составляющей русского языка и речи и компоненты организации художественных (поэтических и прозаических) текстов, отражающие эстетическую природу русского языка с помощью различных цветообозначений. Цветосоставляющий подход при анализе художественных текстов выявляет дополнительную коннотативную информацию, создаваемую особой неповторимой цветовой символикой авторов, служащей важным ключом к декодированию дополнительных смысловых оттенков текстов, авторских ассоциаций, демонстрирующих творческую яркость, образность, выразительность и неповторимость аутентичных художественных текстов.

Ключевые слова:

когнитивный смысл, развитие речи, восприятие цвета, цветообозначение, цветонаименование, символ, эстетический идеал.

С. 255-262

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ НАВЫКОВ РАЗРАБОТКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ РЕКЛАМЫ

Еремина Н. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-263-276

Аннотация.  

В статье рассматриваются основные требования профессионального сообщества к компетентностным навыкам специалиста по разработке товарных знаков, характеризуется многовекторность критериев разработки товарных знаков, указываются признаки, сопутствующие охраноспособным графическим элементам товарных знаков. Предлагается алгоритм разработки содержания проблемных вопросов в структуре практических заданий, указываются аспекты достижения качественного решения знака на основе сопоставления и оценки созданного дизайна в соответствии с условиями критерия охраноспособности, формулируется пример учебного задания, указываются преимущества разработки графического знака на основе сопоставления. Называются сервисы, доступные для включения в инструментарий учебного задания по разработке графических композиций знаков. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе профессионального обучения с целью совершенствования дидактических подходов в развитии компетентностных навыков подготавливаемых специалистов для сферы рекламы и маркетинга.

Ключевые слова:

фирменный стиль, товарный знак, интеллектуальная собственность, охраноспособность, уникальность, сходство до степени смешения, профессиональные сервисы, креативная мыследеятельность, алгоритм учебных действий.

С. 263-276

   

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

   

открыть

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Ковалев Н. О.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-277-285

Аннотация. 

В исследовании рассмотрены основные организационно-педагогические условия, создаваемые в организациях для эффективного обучения сотрудников. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием новых методов корпоративного обучения сотрудников компаний и быстро меняющимися условиями работы. Основными задачами исследования являются анализ корпоративного обучения и стратегий развития как основных методов развития человеческого капитала компании, изучение организационно-педагогических условий как педагогической основы организации корпоративного обучения в компании. Перечислены основные методики формирования, развития и совершенствования компетенций сотрудников в компаниях, а также ключевые условия для эффективного обучения специалистов и повышения их человеческого капитала. Рассмотрена взаимосвязь корпоративного обучения и развития человеческого капитала компаниями-лидерами рынков присутствия. Проанализированы наиболее эффективные методы и условия корпоративного обучения сотрудников. Выявлены проблемы и ограничения применяемых методов и описаны тенденции дальнейшего развития и внедрения корпоративного обучения компаниями. Обозначены основные виды человеческого капитала и способы его развития.

Ключевые слова:

корпоративное обучение, организационно-педагогические условия, методы обучения, формы обучения, компетенции, навыки, человеческий капитал.

С. 277-285 

     

открыть

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ

Березина М. О.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2025-2-286-299

Аннотация. 

В статье проводится обзор литературы по развитию навыков самоэффективности у взрослых. На основе рассмотрения теоретических основ самоэффективности в деятельности взрослых определяется, что, в зависимости от уровня самоэффективности, в аналогичных ситуациях индивиды могут по-разному работать. Начальный уровень навыков самоэффективности оказывает влияние на результаты деятельности индивида, при этом основную роль играет развитие самоэффективности в процессе деятельности индивида.

Ключевые слова:

самоэффективность, фактор, адаптация, психологический фактор.

С. 286-299