×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

  Скачать номер полностью

 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2014

Содержание

 

 

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 открыть

Ментальные противоречия модернизации отечественного образования

Дорохова Т.С.
 
В статье рассматриваются наиболее глубокие (ментальные) противоречия российской модернизации образования. Данные противоречия представлены на уровне национального менталитета, ментальных особенностей российского образования и ментальности педагогов. Одним из факторов, определяющих специфику российских модернизаций, является их дуальность. В статье модернизации образования рассматриваются как парные: догоняющие и защитные (возвратные). Это относится и к модернизации образования 1980–1990-х гг., и к модернизационным процессам, начавшимся в 2012 г.

Ключевые слова: модернизация, модернизация образования, менталитет, ментальность, национальный характер, менталитет образования, ментальность педагога.

С. 512

 

 открыть Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная оценка прогресса в образовании в США
Вальдман И.А.
 
В статье на примере американской программы национальной оценки прогресса в образовании NAEP рассматриваются цели национального мониторинга, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения информации, формы информирования, информационные продукты и их характеристики.
Ключевые слова: мониторинг учебных достижений, национальная оценка, оценка качества образования, тестирование, уровни достижений, учебные достижения, представление результатов оценки, стратегия распространения информации
С. 1334

 

 открыть Развитие системы высшего образования Германии
Неборский Е.В.
 
В статье раскрывается история развития системы высшего образования в Германии, прослеживаются основные этапы развития системы высшего образования от начала становления до наших дней. 
Ключевые слова: система высшего образования Германии, университеты, история образования, реформа Гумбольдта, Болонский процесс 
С. 35–39

  

ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
открыть Cемья и школа: партнерство или противостояние?
Дементьева И.Ф.
 
Российские реформы последних десятилетий изменили характер отношений семьи и школы как двух равнозначных институтов воспитания. Парадигма изменений прослеживается в результатах социологического исследования, проведенного с участием автора. 
Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая поддержка, воспитательные роли, воспитательная компетентность.
      С. 40–48

 

 открыть Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования
Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю.
 
В статье рассматриваются основные идеи, цели и перспективные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, раскрывается актуальность ценностно и воспитательно ориентированного школьного образования. Вопросы реализации школьного социально-гуманитарного образования проанализированы в контексте приоритетов государственной образовательной политики. Обосновано выделение трех ключевых этапов генезиса государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи в постсоветской России, показаны возможности и риски реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, способы минимизации этих рисков. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы, реализуемой Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования (тема 13. Методология реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования в современном социуме). 
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, социально-гуманитарное образование, гражданственность, межпредметные связи, внеучебная работа.
С. 4965

  

 открыть Идеи индивидуализации обучения Торстена Хюсена
Аксенова Е.А.
 
В статье рассматривается педагогическая деятельность Торстена Хюсена, крупного ученого, исследователя международных проблем образования, преподавателя Стокгольмского университета, родоначальника идеи «возобновляемого образования». Характеризуются его идеи индивидуализации обучения, стимулирования ученика к самостоятельности, активности в процессе обучения.
Ключевые слова: Т. Хюсен, индивидуализация обучения, самостоятельность, активность, творчество в процессе обучения, методы стимулирования к учебе, внешняя и внутренняя мотивация к учению.
С. 6673

  

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

открыть Правовые проблемы воспроизведения авторских текстов в учебной литературе
Данилина Е.А.

В статье изложено современное состояние науки об авторском праве в отношении свободного воспроизведения авторских произведений в учебных целях. Дан обзор изменений по этой теме, вносимых законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ, проведено краткое сравнение с опытом некоторых зарубежных стран. 
Ключевые слова: право, авторское право, воспроизведение авторского текста в учебных целях.
      С. 74–79

 

 открыть Перспективы развития экономической составляющей
предмета «окружающий мир» в начальной школе
Корнеева О.С.
 
В работе представлены результаты исследования современного состояния и перспектив развития экономической составляющей естественно-научных дисциплин в начальной школе. Проанализирована экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» как основного источника естественно-научных и обществоведческих знаний в начальной школе. Определены перспективы формирования экономической составляющей на основе аксиологического подхода: формирование содержания экономического образования в свете современных тенденций становления инновационной экономики, интеграция экономических и экологических знаний, формирование представлений о взаимообусловленности деятельности человека и изменений в природе, усиление аксиологического аспекта экономического образования, ознакомление с российским культурно-историческим опытом хозяйствования.
Ключевые слова: экономическое образование, начальная школа, «Окружающий мир».
      С. 80–94

 

открыть Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании
Романова М.Ю.
 
В статье раскрывается роль экономического образования сохранения и передачи культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы.
Ключевые слова: воспитание, гуманизация, культура, культуросообразное содержание, национальная экономика, экономическое образование, хозяйственная деятельность, экономический кризис.
      С. 95–104

  

открыть Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом (компаративистское исследование)
Шевелева Д.Е.
 
В статье раскрываются социальные предпосылки и правовые основы инклюзивного образования, описаны организационные формы, обеспечивающие интеграцию в массовую школу детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Проведен сравнительный анализ подходов к обучению и сопровождению учащихся в условиях инклюзии в России и за рубежом. 
Ключевые слова:инклюзивное образование, дети с ОВЗ, принцип нормализации, формы обучения, индивидуализация обучения, программы обучения, индивидуальные планы, сопровождение, взаимодействие учащихся. 
      С. 105–115

  

 открыть Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп
Норкулова Н.Т.
 
В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации  среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развивать данную мотивацию как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей  в целом.
Ключевые слова: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, моральный облик, социальные ценности.
С. 116–127

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
открыть Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях интегрированного обучения
Григорьева М.Ю.
 
В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения. Рассматривается роль школьного психолога в проектировании и организации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых. Формулируются основные направления психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога. Рассмотрены основные условия эффективности программ психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, подростки, психолог, педагог, родители, адаптация, интегрированное обучение, комплексный подход, психологические условия, компетентность.
      С. 128–137

 

открыть Инновационные методики преподавания химии в рамках компетентностного подхода
Гулай О.И.
 
В статье анализируются результаты применения компетентностного подхода в системе высшего образования. Рассмотрена роль химии как дисциплины фундаментальной подготовки в формировании ключевых и профессиональных компетентностей будущих инженеров-строителей. Приведены примеры применения интерактивных методик преподавания в рамках лекций, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: ключевые компетенции, профессиональная компетентность, интерактивные методики, химия.
      С. 138–151

 

открыть Школьная библиотека в системе современного образования
Фатеева Р.И.
 
В статье раскрываются процессы реформирования школьных библиотек в России в соответствии с требованиями ФГОС, направленными на информатизацию образования. Характеризуется должность педагога-библиотекаря, которая предполагает появление новых направлений деятельности и влечет изменения в содержании работы библиотеки. 
Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, информационные ресурсы.
      С. 152–159

   

открыть Детская библиотека и образование: грани взаимодействия
Куликова Е.В.
 
В статье рассмотрены цели взаимодействия учреждений образования и культуры, а также особенности детских библиотек, которые позволяют наладить наиболее эффективную работу по просвещению подрастающего поколения.
Ключевые слова: детская библиотека, образование, просвещение. 
      С. 160–164

   

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
открыть Форум по непрерывному образованию в Астане
Ломакина Т.Ю.
 
10–11 октября 2014 г. в г. Астане (Республика Казахстан) в многофункциональном зале «SILKWAY» прошел второй этап XII Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Внастоящейстатьеданобзорэтогомероприятия.
      С. 165–169

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГАМИ

открыть Феномен Тарковского в культуре ХХв.
Ланин Б.А.
 
В статье представлены различные подходы к творчеству Андрея Тарковского. В ХХI в. значимость его кинематографических открытий становится всё более очевидной. Совместная деятельность с Тарковским по-разному повлияла на жизнь работавших с ним кинематографистов. В работе рассматриваются разные аспекты культурного наследия Тарковского.
Ключевые слова: кинематограф, жанр, кадр, антиутопия, актер, Тарковский.
      С. 170–176

 

В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ
открыть  Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4(19) 2014
       С. 177