Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2018

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
Философия науки и техники             
открыть

МИФ О ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ (к вопросу о самоопределении общества с позиций будущего) 

Иванников С. И.


Аннотация.  

Статья посвящена проблеме самоопределения общества в эпоху постмодернизма, восприятию современности как переходного периода и формированию образа будущего, которое влияет на стратегии развития общества сегодня. В статье дается философская критика концепта «цифровая революция». Анализ происходящих в обществе изменений позволяет сделать вывод, что развитие современных технологий является продолжением научно-технической революции середины ХХ в., а не началом принципиально новой фазы технологического развития.

Ключевые слова:  

научно-техническая революция, цифровая революция, наука, технология, футурология, идеология, мифология.

С. 9-21

   

История философии
открыть

«ФИЗИКА» Я. А. КОМЕНСКОГО – БЕЛОЕ ПЯТНО СОВРЕМЕННОЙ КОМЕНИОЛОГИИ

Марчукова С. М.

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию учебника Коменского «Физика» в контексте «философии сомнения и надежды», разработанной в трудах В. А. Дитериха (V.-J. Dieterich) и А. Лишевского (А. Lischewsky) и определившей одно из направлений методологии современных комениологических исследований. Призванная преодолеть традиционное восприятие Коменского исключительно как дидакта, эта методология способствует выявлению троичности и многомерности – основных принципов идеи пансофийности – в содержании и структуре «Физики». В контексте метафизической традиции параллельного чтения учебника и Священного Писания автор анализирует становление метода, позволяющего выстроить на едином фундаменте порядок познания вещей в материальном и духовном мире, объединить знания о Боге, природе и человеке в целостную систему. «Физика» рассматривается не в традиционном историко-научном контексте, но в историко-педагогическом аспекте. В статье использован эвристический метод работы с историко-едагогическим источником, основанный на методологии самого Коменского, по мнению которого «эвристическая» ступень к пансофической мудрости является «венцом познания». Соответственно, в статье намечены некоторые области актуальных комениологических исследований в контексте философии сомнения и надежды.

Ключевые слова

Ян Амос Коменский, «Физика», А. Лишевский, философия сомнения и надежды, пансофия, методология, троичность, многомерность, целостность.

С. 22-36

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ ИВАНА ИЛЬИНА

(к 135-летию со дня рождения русского философа)

Дерюга В. Е.

Аннотация. 

Статья посвящена аксиологическим основам воспитания и образования, о которых пишет Иван Ильин в своих философских произведениях. Раскрывается понятие духовного в воспитании, а также представляется аксиология фундаментальных ценностей, без которых невозможна современная педагогика.

Ключевые слова

воспитание, образование, духовность, ценности, Человек, Личность, творчество, свобода, вера, правосознание, справедливость, совесть, любовь, истина. 

С. 37-44

 

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кондратьева Н. П., Дементьева М. С.

Аннотация. 

Современное образование направлено не только на обучение, воспитание, но и на формирование личности обучающихся, поэтому проблема исследования психологической культуры подрастающего поколения становится все более актуальной. В статье обоснована значимость развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников. Представлены результаты исследования указанного компонента психологической культуры у старшеклассников и данные изменений, вызванных апробацией тренинга.

Ключевые слова

психологическая культура, ценностно-смысловой компонент психологической культуры, программа тренинга, смысложизненные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, старшеклассники.

С. 45-56

 

открыть

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Уманская Е. Г., Мусаева Ф. Х.

Аннотация. 

В статье рассматривается феномен одиночества как переживания в период пожилого возраста. Авторы предприняли попытку выделить психологические особенности переживания одиночества в пожилом возрасте в зависимости от различных социальных факторов.

Ключевые слова

одиночество, переживание, пожилой возраст, адаптация, смысложизненные ориентации, самоотношение.

С. 57-61

 

открыть

ЛИЧНОСТЬ И ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА КУРИЛЬЩИКОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Кобзев Е. А., Кузьминов Н. Н.

Аннотация. 

Статья посвящена изучению личностным особенностям характера юношей и девушек табакокурильщиков. Исследованы показатели оценки, силы, активности, а также проявлений характера личности респондентов, употребляющих и не употребляющих никотин. На основе эмпирического материала установлено, что юноши-табакокурильщики значительно более «хулиганистые», «взрывные», тревожные, нелюдимые, чем некурящие респонденты. Девушки-курильщицы имеют низкую самооценку, зависимость от мнения окружающих. Респонденты-девушки, зависимые от табакокурения, проявляют высокую социальную активность, считают себя веселыми, беспечными и импульсивными.

Ключевые слова

личность курильщика, табакокурение, характер курильщика, аддикция, самооценка, социальная активность.

С. 62-68

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОРТРЕТНОЙ ГРАФИКИ

Волков Д. В.

Аннотация. 

В статье рассматриваются особенности личностных качеств портретируемого человека. Данные особенности используются для исследования личности портретируемого, затрагивают определение свойств социального характера. Анализируя характер, автор выбирает приемлемое решение портретного образа, передающего эмоции. Одной из важных особенностей исследования является рассмотрение изобразительно-выразительных средств портретной графики. К ним относятся закономерности использования тональных отношений в решении образа психологического портрета, передающие свойства характера, темперамент портретируемого. Проводится анализ влияния социальных групп на личность портретируемого, тип его характера, рассматриваются примеры художественной оценки темперамента, мимики лица, тона общения. Определяется значение социальной активности, семейного положения в определении нюансов психологического портрета. В статье содержатся ключевые примеры заданий, позволяющих целенаправленно работать над процессом создания психологического образа в графическом портрете. 

Ключевые слова

сочетания свойств характера, социальные группы, социально-психологический портрет, темперамент, изобразительно-выразительные средства, блокнот-дневник художника.

С. 69-83 

   

 Педагогические науки 13.00.00 
Модернизация образования
открыть

РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ НА ПУТИ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ МНОГООБРАЗИЮ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гавриков А. Л., Певзнер М. Н., Петряков П. А.

Аннотация

Статья посвящена проблеме расширения институционального многообразия вузов различных стран мира в эпоху глобализации. Управление многообразием рассматривается как важная стратегия развития российских университетов. Авторы раскрывают различные факторы влияния глобализации на культурное и институциональное многообразие в системе высшего образования: приток новых интеллектуальных сил (brain gain), рост потребности в программах и модулях на разных языках, усиление конкуренции между вузами, их борьба за право быть ведущими университетами страны. Авторы отмечают, что сокращение количества абитуриентов вследствие демографической ситуации способствует трансформации российских университетов в поликультурные плюралистические организации, привлекающие к обучению различные целевые группы обучающихся (лица с ограниченными возможностями здоровья, представителями национальных меньшинств, иностранные студенты и др.). Институциональному многообразию способствует формирование различных групп ведущих университетов России: вузов, имеющих особый статус, федеральных, национальных исследовательских университетов и др. Особое внимание в статье уделяется новой группе ведущих вузов – региональных опорных университетов, основной задачей которых является содействие эффективному развитию регионов посредством создания собственных инновационных и предпринимательских экосистем. В статье подробно описывается опыт взаимодействия с регионом Новгородского государственного университета, который вошел в группу региональных опорных университетов России.

Ключевые слова:

институциональное многообразие, поликультурные плюралистические организации, ведущие вузы, инновационные и предпринимательские экосистемы, управление многообразием.

С. 84-101

  

открыть

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ И ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ

Вачков И. В., Вачкова С. Н.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 74 регионах Российской Федерации, целью которого было изучение оценки руководителями образовательных организаций и родителями (законными представителями) степени общественного участия в деятельности образовательных организаций. Выборку составили 2471 руководитель образовательной организации и 4565 родителей. Оказалось, что по трем основным параметрам – частоте обращений к родителям со стороны образовательной организации по тем или иным вопросам, учету их мнений в деятельности образовательной организации и удовлетворенности методами обучения и воспитания в образовательной организации – имеются статистически значимые различия. Родители более критично, чем директора школ, оценивают степень своего участия в деятельности образовательных организаций и демонстрируют готовность к такому участию. Директора школ считают меру участия родителей достаточной, не доверяя уровню их компетентности в образовательном процессе. 

Ключевые слова:

оценка, общественное участие, руководители образовательных организаций, родители, деятельность образовательных организаций.

С. 102-112 

 

 

Теория образования

 

открыть

ПРОБЛЕМА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКУРСЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Лескова И. А.

Аннотация

В статье рассматривается ряд факторов, препятствующих решению проблемы обновления содержания высшего образования. Основное внимание уделяется рассмотрению этой проблемы в ее взаимосвязи с гуманитарно-антропологическим измерением образования, оно напрямую зависит от антропологического формата человека, задаваемого государством. Однако в настоящий момент этот формат отличается ценностной неопределенностью, так как современная социокультурная реальность детерминирована ценностно-различными и одновременно сосуществующими антропологическими моделями человека («человек манипулятивный», «человек культуры»). Этим обусловлена неопределенность антропологического измерения современного образования, что рассматривается в статье как фактор, препятствующий решению проблемы обновления содержания высшего образования. Показано, что актуальные и проектируемые качественные характеристики содержания образования определяются одновременным действием двух моделей образовательных отношений – рыночно-ориентированной и человекоразмерной. В статье дается краткое описание модели субъектоцентрированного содержания высшего образования, конструкция которого востребует субъектную позицию студента и которое иначе адекватно не может быть освоено. Это позволяет ему выступить фактором решения проблемы обновления содержания высшего образования, содействовать становлению человекоразмерной модели образовательных отношений и выходу высшей школы из состояния кризиса.

Ключевые слова:

антропологическое измерение образования, содержание высшего образования, человекоразмерность, модель образовательных отношений, субъектоцентрированность.

С. 113-124

 

открыть

АКЦЕССИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Блохин А. Л.

Аннотация. 

В статье рассмотрены вопросы необходимости повышения профессиональной компетентности преподавателя вуза и актуальности профессиональной компетентности преподавательского состава вузов в непрерывном совершенствовании системы гарантии качества образования при ориентации на стандарты и рекомендации Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Ключевые слова:

человеческий капитал, компетентность, компетентностный подход, обучение, преподаватель.

С. 125-130 

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Гришина И. А.

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию современных подходов к практике личностного и профессионального самоопределения в России. В качестве основных подходов к практике личностного и профессионального самоопределения, наиболее распространенных в настоящее время в России, автором выделены проектный подход, исследовательская деятельность, реализующиеся как в рамках крупных образовательных проектов, созданных при сотрудничестве госкорпораций и образовательных учреждений, так и в рамках отдельных образовательных учреждений. Кроме того, среди практик представлен подход, направленный на развитие определенных навыков, таких как навык осознанного выбора, рефлексии, целеполагания, а также погружения в разные профессиональные направления посредством посещения экскурсий и профориентационных лагерей.

Ключевые слова:

личностное и профессиональное самоопределение, проектный подход, исследовательская деятельность, осознанный выбор, рефлексия.

С. 131-142 

     

Новые исследования в образовании
открыть

О СУЩНОСТИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И УРОВНЯХ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Косикова С. В.

Аннотация.  

В статье рассмотрен вопрос о сущности учебной самостоятельности. Приведены трактовки понимания учебной самостоятельности школьника различными исследователями и сформулировано авторское определение. Проанализированы уровневые классификации этапов развития учебной самостоятельности школьника в учебной деятельности и предложена авторская классификация, включающая следующие стадии: отрицательная, начальная, средняя и достаточная.

Ключевые слова:

учебная самостоятельность, познавательный интерес, учебные действия, умение целеполагания, самоконтроль, самооценка.

С. 143-150

 

открыть

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аверкина И. Л., Авчинникова С. О.

Аннотация

В статье представлена структурно-содержательная модель педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи в вузе в составе концептуально-целевого, субъектно-функционального, содержательно-процессуального, инструментально-методического и критериально-результативного компонентов. Развитие добровольческой деятельности студентов в интересах личности и общества требует научно обоснованного педагогического участия. В описании модели раскрываются теоретические основания (системный, аксиологический, деятельностный, субъектно-средовой подходы), целевые ориентиры, принципы педагогического  сопровождения (усиления альтруистической мотивации, субъектности и самоактуализации, сопричастности, сотрудничества и этической ответственности, комплексности, непрерывности и преемственности); определяются основные участники педагогического сопровождения: волонтер, группа волонтеров, координатор добровольческих программ, педагог-тьютор, психолог-супервизор и их роли; обозначаются функции педагогического сопровождения (диагностическая, мотивационно-ориентирующая, прогностически-проектировочная, образовательная, консультативная, фасилитационная, нормативно-аналитическая). Дается характеристика основных компонентов личностно-профессиональной готовности волонтера (ценностно-мотивационного, праксиологического, мобилизационно-рефлексивного), а также этапов ее формирования: ориентировочно-адаптивного, субъектно-деятельностного, актуализационно-лидерского. Систематизируются наиболее целесообразные для каждого этапа формы и методы педагогического сопровождения, включающие традиционные и инновационные формы организации педагогического процесса и современные тренды в управлении персоналом. В качестве основного метода педагогического сопровождения добровольчества определяется социально-проектная деятельность. Критерии результативности педагогического сопровождения обосновываются на двух уровнях – личностном (мотивационный, компетентностный, регулятивный) и организационно-групповом (масштаб добровольческой деятельности, качество и интенсивность, методическое обеспечение добровольческой деятельности, популярность добровольческой деятельности), по каждому критерию приводятся показатели. Представленная модель фиксирует наиболее значимые аспекты процесса сопровождения,  позволяет воспроизвести ее в массовой практике и в связи с этим выступает эффективным средством совершенствования воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова:

волонтерство, добровольческая деятельность молодежи, вуз, сопровождение, модель, принципы, субъекты, функции, этапы, критерии.

С. 151-164

 

открыть

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СРОЧНОГО МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ

(на примере МДЦ «Артек»)

 

Голубев Д. В., Щедрина Ю. А., Демченко Д. И.

Аннотация

Планирование мероприятий детской лагерной смены – это важнейшая составляющая, как оздоровительного, так и образовательного процессов. При значительном напряжении функционального состояния различных систем и организма детей в целом снижается эффективность проводимых мероприятий. Регистрация количественных показателей, характеризующих функциональное состояние организма обследованных, посредством современных технологий позволит, оптимизируя план-сетку мероприятий лагеря, рационально соотнести двигательную активность и образовательную деятельность детей.

Ключевые слова:

детский лагерь, планирование, функциональное состояние организма ребенка, здоровье, образование.

С. 165-171 

 

открыть

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Опарина Н. А., Левина И. Д., Кайтанджян М. Г.

Аннотация

В статье рассматривается социальная сущность такого феноменального явления культуры человечества, как праздник, и его воспитательное значение в формировании личности человека с раннего детства. Уделяется внимание праздникам и зрелищам на разных этапах истории и развития человеческого  общества, отражающие высокие идеалы, гражданские, нравственные и эстетические устремления. Авторы обращают внимание читателей на важность серьезного и глубокого отношения к организации праздников для детей и в особенной степени – семейных праздников. Акцентируется важность художественно-творческого подхода к решаемым задачам, необходимость создания благоприятных условий для комфортного нахождения детей и всей семьи в процессе подготовки, организации и проведения семейных торжеств. Участие детей совместно со взрослыми в различных видах организационно-подготовительной и художественно-творческой работы благотворно сказывается на развитии творческих способностей и других личностных качеств ребят: свободное, без принуждения, приобщение к литературе, музыке, изобразительному искусству; формирование коммуникативных качеств и умение работать в сотворчестве друг с другом и со взрослыми людьми; возможность раскрыть природные задатки и выявить их в совместных действиях. И нельзя не подчеркнуть особую значимость семейных праздников для формирования внутрисемейных благоприятных и доверительных отношений и положительного влияния на детей. 

Ключевые слова:

семья, праздник, общение, творчество, игра, традиции, развитие.

С. 172-180 

 

Инновационные  технологии в образовании
открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

Кныш А. И., Шлёкова И. Ю.

Аннотация

В статье проанализировано значение педагогического проектирования в современной системе образования. Предложены инструменты для реализации инновационного подхода к образовательному процессу. Рассмотрены особенности реализации педагогических проектов при подготовке инженеров.

Ключевые слова:

педагогическое проектирование, проект, мультимедийные технологии, инструменты педагогического проектирования, подготовка инженеров.

С. 181-186

  

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ МИРА

Овчинникова Ю. С.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению авторской педагогической технологии, аправленной на развитие творческой одаренности обучающихся средствами традиционной музыки народов мира, и анализу изменений внутреннего мира личности, связанных с раскрытием творческих способностей в процессе занятий. Теоретическим фундаментом исследования послужили труды А. А. Мелик-Пашаева, который рассматривает одаренность не как свойство избранных людей, а как характеристику каждого человека, проявляющего способность к творчеству. В статье последовательно рассматриваются теоретические основания гипотезы, педагогические задачи, условия и принципы и методы организации музыкальных занятий. Качественный анализ данных, полученных в результате  педагогического эксперимента, позволяет сделать вывод о развитии у студентов общей музыкальной одаренности. Все участники овладели навыками совместной игры на простейших этноинструментах, обнаружили эмоциональную отзывчивость на музыку, обрели опыт деятельностного переживания музыки как процесса смыслопорождения. Результаты рефлексивного самоотчета студентов показали, что раскрытие «внутренней энергии души», творческого начала в человеке выходит за рамки одной сферы деятельности – в данном случае музыкальной – и ведет к системным изменениям, затрагивающим различные стороны внутреннего мира личности, ее самосознания и самоощущения.

Ключевые слова:

педагогическая технология, традиционная музыка народов мира, развитие одаренности, развитие со-интонирования, развитие творческих способностей.

С. 187-204 

 

Слово молодым ученым
открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ У ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ

Бабина Е. Д.

Аннотация

Статья посвящена проблеме семантизации лексических единиц школьниками с нарушениями чтения. Рассматриваются теоретические основания для исследования данного феномена, взаимосвязь процессов семантизации и идентификации слов. Приводятся стратегии толкования и идентификации лексем, выбор которых обусловлен языковой способностью человека. Автор считает необходимым привлечение теории ассоциативно-семантического поля для исследования семантизации и идентификации лексических единиц, поскольку степень разветвленности ассоциативных полей может служить показателем сформированности смысловой стороны чтения. В статье представлен диагностический комплекс, направленный на выявление способности учащихся к семантизации. Раскрывается структура и примерное содержание предлагаемой методики обследования, определяется критериальный аппарат для оценивания полученных данных.

Ключевые слова:

семантизация, нарушения чтения, языковая способность, лексические единицы, стратегии семантизации, идентификация, ассоциативно-семантическое поле, методика обследования, критерии анализа.

С. 205-214