×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шелковников А. Ю.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-9-16

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме психологизма в современном философском образовании. Автор обращается к философскому и психологическому наследию русского университетского философа Г. И. Челпанова (1862–1936). Рассматриваются возможности методологии самонаблюдения в преподавании философии. Статья адресована преподавателям философии, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова

образование, философия, психологизм, сознание, самонаблюдение.

С. 9-16

        

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 открыть

ПОЯВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ КАК РАЗВИТИЕ ЗАБОТЫ ОБЩЕСТВА О ДЕТЯХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Вагарина В. В., Обухов А. С.,

Филатов А. А., Шариков С. В.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-17-32

Аннотация.  

В Российской Федерации понятие «госпитальная школа» было введено в практику с созданием проекта «УчимЗнаем». Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, часто не являются обучающимися с ограниченными возможностями или инвалидами, поэтому их жизнь и обучение не в полной мере поддерживается законодательно. Проект «УчимЗнаем» позволяет обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, проходить не только медицинскую, но и академическую реабилитацию. Сеть региональных площадок проекта расширяется с каждым годом. В статье описан механизм открытия школ под эгидой проекта «УчимЗнаем» в регионах, основанный на глубинных интервью с администрацией уже существующих школ проекта.

Ключевые слова

госпитальные школы, «УчимЗнаем», организационная схема, нуждающийся в длительном лечении обучающийся.

С. 17-32

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Сапогова Е. Е., Александрова Н. Ю.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-33-46

Аннотация. 

В статье обобщены результаты сравнительного исследования выбора стратегий совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации при потере работы мужчинами и женщинами 40–56 лет. С помощью методик «Стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации», «Самочувствие в экстремальных условиях» и «Тест жизнестойкости» (“The Personal Views Survey”) было доказано, что: 1) от психологических последствий возрастной дискриминации сильнее страдают мужчины (нарушения сна, эмоциональная и вегетативная неустойчивость, реакции дезадаптации, снижение стрессоустойчивости и т. д.); 2) мужчины и женщины при потере работы оказываются одинаково жизнеустойчивыми; показатели жизнеустойчивости в обоих случаях выше среднестатистического показателя, по С. Мадди; 3) мужчины и женщины выбирают принципиально разные стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации при одинаковом отрицании стратегии принятия ответственности: мужчины чаще выбирают неадаптивные стратегии бегства-избегания и дистанцирования, а женщины – адаптивную стратегию поиска социальной поддержки. В публикации приведены текст и ключи авторской методики «Стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации».

Ключевые слова

возрастная дискриминация, потеря работы, взрослость, копинг-стратегии мужчин и женщин, адаптивные и неадаптивные стратегии.

С. 33-46

         

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И МОТИВАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТЫ В ЛОНГИТЮДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОДАРЕННОСТИ

Артеменков С. Л., Богоявленская Д. Б.,

Жукова Е. С.                                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-47-61

Аннотация. 

В рамках лонгитюдного эксперимента рассматриваются факторы становления одаренности, раскрываемой как способность к творчеству. В качестве его единицы выступает способность к развитию деятельности по собственной инициативе. Исследование проводилось на детях младшего школьного и подросткового возраста (2–6-й классы). Во 2-м классе среди 42 учеников высокий интеллект был выявлен у 26 школьников. Среди них проявили одаренность только 9 ребят, которые сохранили и повысили свой интеллектуальный статус в процессе дальнейшего развития (4-й и 6-й классы). Это говорит о том, что только высокий интеллект не определяет одаренность человека. Проведенное исследование показывает, что одаренность, определяемая методом «Креативное поле», характеризуется определенной временной и индивидуальной стабильностью, что объясняется интеграцией в ней интеллектуальной и мотивационной компонент. При наличии уровня интеллекта, позволяющего успешно овладеть деятельностью, одаренность обеспечивается доминированием познавательной мотивации как одним из факторов способности к развитию деятельности по инициативе субъекта.

Ключевые слова

одаренность, способность, интеллект, развитие деятельности, познавательная мотивация, статистический анализ.

С. 47-61

 

открыть

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ

Долганина В. В., Циптаури Т. А.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-62-69

Аннотация. 

В статье отмечается, что для повышения качества образовательного процесса важно формировать и совершенствовать социально-психологический климат во временном ученическом коллективе подростков. Авторами разводятся понятия благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Подчеркивается, что для эффективности проведения диагностики временного ученического коллектива важно выявить и в дальнейшем руководствоваться критериями (ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности) и уровнями (высокий, средний, низкий) формирования благопритного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе.

Ключевые слова

благоприятный социально-психологический климат, неблагопритный социально-психологический климат, временный ученический коллектив, взаимоотношения в коллективе, психология временного коллектива подростков, ценностно-ориентационное единство, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности.

С. 62-96

   

открыть

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Володина С. А., Филиппов С. П.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77

Аннотация. 

В статье рассматривается место учебной мотивации в системе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, представлены основные результаты изучения профессионально-педагогической мотивации студентов педагогического вуза, показаны такие качественные составляющие мотивации, как наличие/отсутствие равнодушия к овладению профессией, эпизодического любопытства, любознательности, функционального интереса, профессиональной потребности сознательного изучения педагогики и психологии и овладения основами педагогического мастерства.

Ключевые слова

учебно-профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, педагогическая деятельность, потребность, интерес.

С. 70-77

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИE В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Рихтер Н. П.                                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-78-86

Аннотация. 

В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в начальных церковно-приходских школах второй половины XIX – начала ХХ в., подведомственных Училищному Совету при Святейшем Синоде. Основным предметом, в рамках которого осуществлялось музыкальное образование, был в те годы предмет «Церковное пение». На основе изучения неопубликованных архивных материалов проанализированы важнейшие аспекты музыкального образования как процесса: проблемы цели, содержания, методов, форм обучения, достигнутые результаты обучения, дан ответ на вопрос о том, кто преподавал этот предмет школах.

Ключевые слова:

музыкальное образование, начальная школа, церковно-приходская школа, практика, обучение, музыка, пение.

С. 78-86

   

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Султанбаева К. И.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-87-95

Аннотация. 

В статье обобщенно представлены результаты эмпирического исследования формирования этнокультурных компетенций будущих педагогов в образовательной практике Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова. Цель статьи – раскрыть педагогический опыт формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов регионального полиэтнического вуза в условиях глобализации. Предметом исследовательского внимания выбрана практика формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического направления в ходе изучения дисциплин этнокультурной направленности. В исследовании использован комплекс методов: ретроспективный анализ практического опыта преподавания, обобщающий анализ, наблюдение и изучение рефлексивных сочинений обучающихся, беседа, опрос студентов, что позволило получить в целом позитивную картину о качественной этнокультурной подготовке будущих педагогов, воспитателей. Среди выявленных проблем можно отметить недостаточность методических пособий, учитывающих этнорегиональные особенности местности. В работе отмечена ведущая роль преподавателя в формировании этнокультурной компетентности студентов при использовании активных форм и методов обучения. Уделено внимание роли родного языка как фактора формирования этнокультурной компетентности обучающегося.

Ключевые слова:

этнокультурная компетентность, этнопедагогика, родной язык, будущий педагог, этнокультурное образование.

С. 87-95

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРИЗОНТЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Колосова Е. Б.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-96-108

Аннотация.  

В статье раскрывается содержание понятия индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы основные подходы к его разработке и реализации в инклюзивной школьной среде, обозначены структурные компоненты, определены участники – субъекты образовательных отношений. Выявлены противоречия между современными научными представлениями о сущности индивидуального пути в образовании и его редуцированием в инклюзивной практике до персонализированного плана коррекционно-развивающей работы. Выделены антропологический и средовой компоненты в создании индивидуального образовательного маршрута, основывающиеся на признании авторства ребенка и его семьи, их ценностных предпочтений и жизненных перспектив.

Ключевые слова:

дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивная среда, дополнительное и информальное образование, индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая антропология.

С. 96-108

   

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Кислякова М. А., Малыхина О. А.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-109-119

Аннотация.  

Авторы статьи поднимают вопрос формирования культуры мышления учащихся при изучении математики как важную задачу математического образования. В статье рассмотрены подходы к определению культуры мышления с позиции философии и психологии. Обосновано, что именно педагогический потенциал математических дисциплин направлен на развитие культуры мышления подрастающего человека. В качество основного средства развития культуры мышления выступает решение текстовых математических задач, которые исторически доказали свою эффективность и значимость. Приведены критерии отбора текстовых математических задач, способствующих развитию культуры мышления учащихся.

Ключевые слова:

культура мышления, методика обучения математике, текстовые задачи.

С. 109-119

 

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Коновалова Е. В.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-120-128

Аннотация.  

В статье проанализировано понятие «гражданская ответственность» в социальной психологии. В опытно-экспериментальной работе может осуществлена проверка эффективности  метафоры программы этом по формированию гражданской ответственности в образовательной организации. Автор приходит к выводу о том, что предложенная программа формирования гражданской ответственности студентов в процессе социальной деятельности и условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе на базе вуза способствует созданию благоприятных условий для формирования качеств личности граждански ответственного человека.

Ключевые слова:

гражданская ответственность, студенческий возраст, элементы гражданской ответственности, параметры сформированности гражданской ответственности, когнитивный компонент гражданской ответственности, мотивационно-ценностный компонент гражданской ответственности, мотивы участия в деятельности.

С. 120-128

открыть

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванченко Д. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-129-143

Аннотация.  

В исследовании представлен обзор зарубежных и отечественных подходов к деятельности школьных библиотек, демонстрирующий, что сегодня библиотека может быть центром применения современных цифровых и образовательных технологий в целях цифровой трансформации деятельности современной школы. Анализ современного положения школьных библиотек в Российской Федерации показал, что существует ряд проблем, решение которых требует переосмысления роли и места школьной библиотеки и школьного библиотекаря в современной системе образования. С этой целью в работе предложена модель школьной библиотеки как цифрового подразделения образовательной организации и сформулированы критерии оценки эффективности ее внедрения.

Ключевые слова:

школьная библиотека, цифровая трансформация образования.

С. 129-143

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИИ

Жадько Н. В.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-144-151

Аннотация

В статье с позиций деятельностного подхода рассматривается педагогическая речь как инструмент решения задач взаимодействия преподавателя на онлайн-занятии, в том числе задач поддержания постоянного контакта с учениками, описания контекста деятельности, стимулирования аудиторной активности участников, формулирования задания для индивидуальной, мини-групповой, общегрупповой работы, обратной связи и ответов на вопросы учеников. Рассматривается структура педагогической речи: устная, письменная, невербальная речь в решении задач взаимодействия на онлайн-занятии как условия его эффективности.

Ключевые слова:

педагогическая речь, деятельностный подход в обучении, взаимодействие с участниками, устная, письменная, невербальная речь преподавателя, речь как деятельность, формирование деятельности, онлайн-обучение, специфика онлайн-занятия.

С. 144-151

 

открыть

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Кремнева А. С., Маркова Н. Г., Гумерова М. М.   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-152-160

Аннотация

Одной из задач современного педагога, заинтересованного в развитии способностей и личностном росте его воспитанников, является поиск оптимальных путей индивидуализации обучения учащихся с признаками интеллектуального и академического типов одаренности.
В данной статье рассматривается проблема проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как инструмента педагогического сопровождения в основной школе. Статья раскрывает итоги исследования сложившихся представлений субъектов образовательного процесса о структуре индивидуального образовательного маршрута. Ведущим методом исследования данной проблемы является анализ результатов опроса учителей, родителей и школьников с целью выявления их видения и предпочтений по вопросам индивидуализации их образовательного пути. Итогом исследования, представленного в статье, стала разработка и апробация структурно-функциональной модели индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов для организации индивидуальной работы в школе.

Ключевые слова:

педагогическая поддержка, учащиеся с признаками одаренности, индивидуальный образовательный маршрут, структура индивидуального образовательного маршрута, субъектность учащегося, условия развития учащихся.

С. 152-160

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рашидова Р. Г., Шодмонова З. Б.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-161-166

Аннотация

В статье рассматривается использование игровых технологий в образовательном процессе. Обосновано, что большое внимание следует уделить формированию профессиональных навыков решения проблем у будущих специалистов. В этом случае игровая технология обучения дает эффективные результаты.

Ключевые слова:

технология, метод, игровые технологии, выставка, снабжение, информация, мотивация.

С. 161-166

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Сясина Т. В., Манаков В. М.,

Маркова Н. В., Федорова Г. Н.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-167-175

Аннотация

В современной системе высшего образования России является очень актуальной задача внедрения инновационных дистанционных технологий в образовательный процесс. В статье рассматривается инновационная технология обучения – система организации электронного обучения при изучении дисциплины «Математика» студентами инженерно-технических направлений бакалавриата заочной формы обучения в Тихоокеанском государственном университете. Описан электронный учебный курс по дисциплине «Математика». Проведен сравнительный анализ традиционного заочного обучения и заочного обучения с использованием электронного учебного курса; успеваемости студентов заочного дистанционного обучения и заочного обучения. Выявлено, что успеваемость студентов изменяется в процессе изучения курса. Показано, что при качественной подготовке электронного учебного курса «Математика» переход на электронное обучение не влияет отрицательно на успеваемость студентов заочного обучения, наоборот, показатели успеваемости улучшаются.

Ключевые слова:

электронное обучение, электронный курс, заочное обучение, математика, успеваемость.

С. 167-175

открыть

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Березняк Ю. Л., Шейхет И. И., Щербакова

Т. К., Олешко Т. В., Игнатенко В. З.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-176-187

Аннотация

Рассматриваются проблемы организации быстрого перехода к дистанционному обучению физике иностранных учащихся подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета. Показана возможность использования неспециализированных технических и программных средств для реализации образовательной программы в синхронном и асинхронном формате. Обсуждается методика проведения лекционных и практических занятий, организация контроля знаний учащихся, возможность проведения внеучебных мероприятий. Приобретенный опыт работы в удаленном режиме может быть использован в традиционной аудиторной системе организации учебного процесса или в системе смешанного обучения на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, предвузовская подготовка, иностранные учащиеся, физика.

С. 176-187

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Курилкина В. Н.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-188-194

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы обучения студентов исторических специальностей математическим, статистическим и компьютерным методам в реалиях перехода к цифровому обществу. Рассматривается специфика обучения будущих специалистов исторического направления для профессионально-ориентированного владения стохастическими и информационными компетенциями, которые будут полезны в будущей профессиональной деятельности историка, учителя истории, архивиста, археолога, музейного работника. Современные компьютерные и информационные технологии предлагают широкие возможности для профессионального использования этих методов в исследовательской, педагогической, музейной, архивной работе, ранее неизвестные для специалиста гуманитарного направления. Грамотное использование возможностей текстового редактора Word, табличного редактора Excel, системы управления базами данных Access, доступного графического 3D-редактора Blender, методов статистической обработки результатов эксперимента, методов математического моделирования и методов контент-анализа даст историку большие возможности научно-исследовательской, педагогической работы в современном мире.

Ключевые слова:

стохастическая компетентность, информационная компетентность, статистические методы в истории, математическое моделирование в исторических исследованиях, метод контент-анализа, компьютерные методы в истории, специфика обучения историков, педагогический эксперимент, гуманитарное направление, исследовательская деятельность историка.

С. 188-194

открыть

ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Еремина Н. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-195-207

Аннотация

Стремительные социокультурные и экономические изменения в обществе инспирируют активную деятельность по адаптированию системы профессионального образования к новым вызовам. Оперативное перестраивание методологии и дидактики обучения, вызванное обстоятельством пандемии, осуществлялось в исключительном приоритете технологий дистанционного обучения. Незамедлительная модернизация учебно-воспитательной деятельности и переход на онлайн-обучение вскрыли объективные проблемы вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения и недостаточность организации дидактического сопровождения профессионального обучения. Целью работы стало обобщение методологических приемов, примененных в процессе оперативной организации дистанционного обучения.
В статье называются индикаторы, определяющие направление адаптирования традиционных обучающих методик дизайн-образования к цифровой среде. Новые подходы к выбору методических и дидактических приемов определялись в ходе педагогического эксперимента, с использованием анализа и синтеза. В работе представлена рефлексия на результат подготовки дидактического материала для теоретических и практических занятий в режиме полной удаленности. Указаны дидактические единицы планирования занятий, на которые следует обратить особое внимание. Приводятся формы организации учебных занятий и формы контроля, показавшие наилучший результат в ходе превалирования дистанционного обучения. Вывод о достаточном основании выбранного направления совершенствования профессиональной дидактики сделан на основе признаков успешности освоения учебного материала.

Ключевые слова:

модернизация обучения, цифровизация, коммуникация, дидактика дизайн-образования, персонализация, контроль, эффективность занятий.

С. 195-207

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Махонин Е. В.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-208-214

Аннотация

В статье рассматриваются вопрос перехода Орловского государственного института культуры на дистанционную форму взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях пандемии COVID-19. Проводится теоретический и практический анализ возможных проблем. Выявляются сложности реализации дистанционной формы обучения на первоначальном этапе реализации.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, пандемии COVID-19, взаимодействие преподавателей и обучающихся, борьба с коронавирусом, платформа Moodle.

С. 208-214

 

открыть

ОБУЧЕНИЕ ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ КАК ПРОПЕДЕВТИКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Мирошниченко С. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-215-223

Аннотация

В статье идет речь об обучении домашнему чтению в условиях языкового вуза, которое выступает в роли пропедевтического средства перед обучением аналитическому чтению. В качестве основного вида анализа выступает комплексный анализ, включающий литературоведческий, лингвистический и социокультуроведческий виды. В результате обучения формируются аналитическая компетенция и интерпретационная компетенция, необходимые для восприятия, аналитической деятельности и интерпретации художественного текста в процессе обучения аналитическому чтению.

Ключевые слова:

домашнее чтение, аналитическое чтение, аналитическая компетенция, интерпретационная компетенция, комплексный анализ, культурная реалия, аутентичный художественный текст, разговорная речь.

С. 215-223

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Фонсека А. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-224-235

Аннотация

Статья посвящена сингапурскому опыту создания учебных программ и школьных учебников по истории. Автором предпринимается попытка оценить возможности методических решений и подходов, используемых в учебниках, в развитии читательской грамотности учащихся. Делается вывод о применении данного опыта в отечественной практике.

Ключевые слова:

образование в Сингапуре, учебник истории, читательская грамотность, четырехмерное образование.

С. 224-235

 

открыть

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Бочанцева Л. И., Сосновская А. И.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-236-248

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния тренинговых занятий на развитие лидерских качеств у подростков. В статье раскрыто понятие лидер, лидерские качества в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается понятие тренинга и его влияние на проявления качеств лидера у подростков, определены показатели, влияющие на становление человека-лидера. В экспериментальном исследовании было установлено и доказано влияние тренинговых занятий на формирование и развитие лидерских качеств у лиц подросткового возраста.

Ключевые слова:

лидер, лидерские качества, подростковый возраст, тренинг.

С. 236-248

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ. НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 

Шершнев С. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-249-264

Аннотация

На фоне быстро растущего научного и технического прогресса требования к уровню образования повышаются все больше, следовательно, требуются новые способы повышения квалификации учителей. В настоящее время происходит разработка и внедрение неоднозначной модели национальной системы учительского роста. Эти стратегические изменения в системе повышения квалификации учителей России носят спорный характер. В связи с этим возникает вопрос эффективности национальной системы учительского роста и одного из ее главных элементов – единых федеральных оценочных материалов. Повышение квалификации педагогов школ – важнейшая задача для достижения высоких результатов всей национальной системы образования. Школьные учителя – это главный инструмент формирования национальных ценностей и государственной идеологии во всем обществе. В статье проведен анализ текущей системы повышения квалификации педагогических кадров и концепции национальной системы учительского роста. Проведено исследование фундаментальных работ в сфере педагогического мастерства И. Ф. Харламова, а также критериев педагогического мастерства Н. В. Кузьминой, В. И. Ковальчука. Дано определение системы повышения квалификации и выделены ее структурные элементы: критерии, профессиональная классификация, аттестационная форма, образовательный пакет, субъект и объект повышения квалификации. Результатом работы является формирование концепции и вектора новой системы повышения квалификации, ориентированной на запросы педагогического сообщества, требования современности, принцип непрерывного развития, потенциальное развитие науки и технологий в образовательной сфере.

Ключевые слова:

система повышения квалификации, национальная система учительского роста (НСУР), единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), педагогическое мастерство.

С. 249-264