Скачать номер полностью                       

 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2015

  Содержание

 

  

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ 
 открыть Инновационное обучение в образовании взрослых.
Кларин М.В.
 В статье проведен анализ практики обучения в сфере образования взрослых (андрагогике), явлений, которые еще не стали предметами педагогического анализа. Рассмотрена инновационность, связанная:  а) с изменением субъекта образования, б) с генерацией нового опыта в процессе образования. Поставлена проблема концептуализации инновационного обучения как преобразования индивидуального и коллективного опыта.
 
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, субъект образования, коллективный субъект, инновационное обучение, трансформирующее обучение, сообщество практики.
 С.5-27

 

 открыть Развитие университетов в контексте глобализации.
Неборский Е. В.
 РЕТРАГИРОВАНА
Статья раскрывает трактовку термина глобализация и различные подходы к изучению феномена глобализации. В ней выявлены основные угрозы, возникшие перед университетами в последние десятилетия в связи с интенсификацией процесса глобализации. Среди них наблюдается: усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, распространение феномена «академического
капитализма», изменение контуров рынка труда и испытание идентичностью.
Ключевые слова: глобализация, университет, академический капитализм, конкуренция, рынок труда, идентичность.
С.28-38

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
 открыть Подготовка педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений в России конца XIX – начала XX в.
Гончаров М. А.
 
В статье в историческом плане раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений. По материалам «Сборников по техническому и профессиональному образованию» анализируются вопросы численности преподавательского состава профессиональной школы, уровень их профессиональной подготовки, сословный состав, финансовое положение и статус. Особое внимание уделяется недостаткам в организации учебного процесса, в методике преподавания.
Ключевые слова: профессиональное образование, низшие и средние учебные заведения, педагогические кадры, торговые  и коммерческие школы, учебники и учебные пособия.
С.39-51

 

 открыть Разработка и реализация вариативных стратегий модернизации системы советского образования (1917–1930 гг.).
Богуславский М. В.
 РЕТРАГИРОВАНА
В статье актуализируется научно-творческий потенциал вариативных стратегий
модернизации советского образования в 1917–1930 гг.
Ключевые словастратегические основы образования, реформа образования, модернизация образования, советская система образования.
С.52-64

 

ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 открыть Структура социокультурного пространства России и образование.
Булкин А. П.
 
В статье раскрывается комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей (обозначаемый как тип культуры или культурная система), базирующийся на доминирующей в определенный исторический период  культурной ценности. В отечественном историко культурном процессе IX–XXI вв. выявляется пять  комплексов, каждому из которых соответствовала определенная система образования.
Ключевые слова: образование, культура, ценности, педагогический закон культуросообразности, система, история отечественного образования.
С.65-73

 

 открыть О конструктивно-технической функции дидактики.
Осмоловская И. М.
 
В статье рассмотрена конструктивно-техническая функция дидактики. В качестве ее центрального звена представлено моделирование дидактических объектов. Рассмотрены модели сущего, должного, дидактические проекты, системы и модели. Показана базовая модель процесса обучения и ее трансформация применительно к различным условиям. Выделены статические и динамические модели.
Ключевые слова: дидактика, конструктивно-техническая функция дидактики, дидактические модели, проекты, программы, системы.
С.74-87

 

 открыть Динамика школьного художественного образования - от мимесиса к катарсису.
Алиев Ю. Б.
 РЕТРАГИРОВАНА
В статье анализируется оптимальный путь приобщения современных школьников к искусству на уроках художественного цикла. Автор настаивает на следующей последовательности процесса освоения основ искусства – от мимесиса (понимания художественного творчества как попытки подражать природе и социальной действительности) к катарсису (как стремлению добиться облагораживающего и возвышающего воздействия искусства на молодого человека).
Ключевые слова: художественное образование школьников, мимесис, катарсис как категории, активизирующие процесс приобщения к искусству.
С.88-98

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
 открыть Система Л. В. Занкова: новые возможности (на примере музыкальной общеобразовательной профессиональной организации).
Перминова Л. М.
 РЕТРАГИРОВАНА
Инновационность дидактической системы Л. В. Занкова в условиях надвигающейся стагнации советских социальных институтов в 1970-е гг., включая образование, была заявкой на возможность преодоления ситуаций риска в развитии отечественной школы. Однако противоречия теоретического и практического  характера стали препятствием к инновационному обновлению школы. Необходимость инновационного развития общеобразовательных профессиональных организаций, современные дидактические разработки позволяют решить ряд вопросов методологического, теоретического и практического плана, связанные с применением системы Л. В. Занкова.
Ключевые слова: дидактическая система Л. В. Занкова; теоретическая и конструктивно-техническая функции дидактики;  общеобразовательная (с 1-го по 11-й класс) профессиональная организация; инновация; дидактическая модель.
С. 98-111

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 открыть Дизайн в образовательном пространстве детского сада (проектируем программу художественного развития).
Лыкова И. А.
 РЕТРАГИРОВАНА
В статье раскрыта сущность и специфика дизайна как современного искусства. Обосновано значение и место дизайн-деятельности в дошкольном образовании. Предложена педагогическая модель приобщения детей к дизайну. Сформулированы целевые ориентиры и задачи. Обозначен ведущий принцип проектирования содержания дизайн-деятельности в образовательной программе детского сада.
Приведены примеры дизайн-проектов (арт-салонов) по материалам парциальной программы автора.
Ключевые слова:дизайн, дизайн-деятельность, детское творчество, конструирование, конструктивное искусство, культура, принцип культуросообразности, развивающая предметно-пространственная среда, художественный труд, художественно-эстетическое развитие.
С. 112-120

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
 открыть Стратегии и приоритеты развития государственной образовательной политики (1917–1930 гг.).
Милованов К. Ю.
 
В статье рассматривается исторический опыт реформирования образования в 1917–1930 гг. Анализируются стратегии и приоритеты развития государственной образовательной политики в
данный период.
Ключевые словагосударственная образовательная политика в 1917–1930 гг., стратегия, реформа образования, принципы  образовательной политики, модернизация образования, советская система образования.
С. 121-137

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
 открыть Не нарушая традиций.
Суходимцева А. П.
 
В научной информации характеризуется содержание деятельности 13-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития».
Ключевые слова: непрерывное образование, устойчивое развитие, социальное образование, образовательного пространства.
С.138