×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

  Скачать номер полностью

 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2014

Содержание

 

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 открыть

Пишем "культура" – подразумеваем "образование", пишем "учебник" – подразумеваем "букварь"

С. 56

 

ПЕРВЫЕ БУКВАРИ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

 

 открыть

Учебные книги XVI в.: средневековое наследие и рождение букваря

Безрогов В.Г., Макарова Т.С., Баранникова Н.Б.
 

В статье представлены основные характеристики и типология учебной литературы для начального обучения в период перехода от средневекового наследия к раннему Новому времени, от мира рукописных учебных пособий  к культуре печатного слова XVXVI столетий. Предлагаются методологические подходы к анализу учебной литературы данных исторических периодов.

Ключевые слова: учебник, Античность, Средневековье, Новое время, книгопечатание, учебное книгоиздание, диалог, грамматика, религиозное обучение.

С. 732

 

открыть

Образы мира и системы ценностей в постреформационных немецких букварях

 

Левинсон К.А.
 

В статье высказываются предварительные соображения относительно проблематики изучения картин мира и систем ценностей, отражаемых немецкими букварями постреформационного периода. Автор указывает на эпистемологические сложности в определении как точного содержания, так и «носителя» представлений, выявляемых в текстах и иллюстрациях учебников. В частности, особого исследования требуют те смыслы, которые транслируются путем латентного учебного процесса, поскольку они не высказаны прямо, а заложены в контексте и подтексте учебников. 

Ключевые слова: буквари, учебники, картина мира, школа, Германия, системы ценностей, история.

      С. 33–40

 

открыть

Восточнославянские буквари XVI в.: сравнительный анализ

Мошкова Л.В.

В статье проводится сопоставительный анализ восточнославянских учебников для обучения чтению, изданных в XVI в. на украинско-белорусских землях, начиная с букваря Ивана Федорова 1574 г. и заканчивая «Наукой» Лаврентия и Стефана Зизаниев 1596 г. Данные книги сравниваются как между собой, так и с другими славянскими букварями, изданными в этом столетии в Польше, Германии, Италии, Богемии и других странах. Раскрываются причины их сходства и различия, выявляются и объясняются процессы влияния учебников иных христианских конфессий на восточнославянские учебники XVI столетия.

Ключевые слова: восточнославянские буквари XVI в.,  Иван Федоров, состав и содержание букварей, Лаврентий Зизаний, Стефан Зизаний, польские буквари, буквари для славянского населения, изданные в Тюбингене, Венеции и других городах. 

      С. 41–51

 

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ТРУДАХ УЧЁНЫХ БАЛТИЙСКИХ СТРАН

 

 открыть 

Книги для чтения и азбука на латышском языке в XVIIXVIII вв.: от церковного содержания к светскому 

Крузе А., Вугуле Э.
 

В истории латышских азбук и книг для чтения XVII и XVIII вв. выделены этапы, когда религиозная литература полностью выполняла функции учебных книг и когда в дополнение к ней появились светские тексты. В статье проанализировано содержание и оформление религиозной литературы, выполнявшей функции учебников, в контексте развития педагогической мысли, языкознания, истории культуры, истории школы и личностей авторов. Показано, что учебник появился, когда в нем назрела объективная необходимость. Авторами первых учебников и книг для чтения были немецкие пасторы и литераторы, которые хорошо представляли себе реалии и условия общественной жизни латышей, их стремление к социальному освобождению, а господствующие в обществе ценности (религиозные и светские) рассматривали в единстве с целями и задачами воспитания.

Ключевые слова: педагогическая мысль, образование, воспитание, книга для чтения, азбука, история чтения.

      С. 52–65

 

открыть

Современные учебные комплексы по литературе в Латвии

Кальке Б., Стикуте Э.
 

В статье охарактеризован процесс разработки и издания современных комплектов учебных пособий в Латвии, проанализированы новейшие учебные комплекты по литературе для 4 класса (их содержание, структура), а также предлагаемые методики. Исследованы источники (государственные нормативные документы, регламентирующие разработку и издание учебных пособий по литературе, учебные комплекты по литературе для 4 класса), и научная литература по рассматриваемой теме.

Ключевые слова: стандарт по литературе, образец программы учебного предмета «Литература», учебные пособия по литературе для 4 класса.

      С. 66–80

 

открыть

Источники познаний ребенка: есть ли среди них учебник?

Жогла И., Туна А.
 
В статье отражены результаты исследования источников, которыe используют ученики начальной школы Латвии. В ходе исследования было изучено, насколько учебники соответствуют педагогической парадигме, ориентированной на самостоятельность в учении и ее стимулирование (парадигме учения). В статье предложены критерии для оценки учебников нового поколения с точки зрения внедрения парадигмы учения, дан анализ несовпадений при использовании этих критериев учителями и учащимися. Сделаны выводы относительно создания и использования современных учебников, необходимости новых подходов в преподавании с применением электронных учебников и смещения акцентов в их содержании с парадигмы преподавания на парадигму учения, а также новых акцентов в педагогическом образовании.

Ключевые слова: учебники, электронные ресурсы, новое поколение учения, проблемы в использовании учебников, нововведения, образование в Латвии.

      С. 81–97

 

открыть

Учебная литература в православных школах Лифляндии во второй половине XIX  начале XX вв. как способ включения инородцев в имперское пространство

Пярт И.
 

В настоящей статье рассматриваются учебники, которые использовались в православных школах Лифляндии до 1917 г. Целью статьи является реконструкция функционирования учебника в имперской ситуации, то есть в таких исторических и географических условиях, когда образование формировалось под воздействием разнородных политических и культурных сил, что отражалось в полилингвальности, многоконфессиональности и гетерогенности педагогических принципов обучения в начальной школе. Статья носит обзорный характер, сопровождается примерами из учебников Закона Божия, русского и эстонского языков и хрестоматий для чтения. 

Ключевые слова: учебники, Российская империя, Остзейские провинции, русский язык, методы преподавания языка, Закон Божий, хрестоматии, инородческая школа, начальная школа, православная церковь, эстонский язык, национальное пробуждение, места памяти.  

      С. 98–124

 

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКИХ УЧЁНЫХ

 

открыть

Контроль над учебниками для начальной школы в период фашизма: от основания центральной Комиссии по проверке школьных учебников до введения государственного текста единого образца

Сани Р.
 

Автор на архивных и опубликованных источниках реконструирует различные пути, формы и этапы, через которые фашистская Италия от реформы Джентиле 1923 г. пришла к введению в 1928 г. единых учебников для всех классов начальной школы, аранжированных под прямым влиянием фашистского режима, его идеологии и политики. 

Ключевые слова: история образования, Италия, фашизм, ХХ век, школьный учебник, школьные реформы.

      С. 125–137

 

открыть

Становление национальной идентичности объединенной Италии в зеркале учебников по истории для начальных школ (18611900)

Ашенци А.
 

В статье показана важность школьных учебников для гражданского и политического образования молодых поколений. Автор подтверждает это анализом значительного количества учебников истории для начальной школы, изданных в период с 1861 г. до конца XIX в. (в первые 40 лет после объединения Италии). В статье основное внимание уделено вопросам происхождения и развития отдельных видов учебных пособий на фоне роста национальных школьных издательских домов; эволюции идеологического содержания учебников по истории для начальной школы в соответствии с изменением политического и культурного контекста в рассматриваемый период; дидактического применения учебников истории учителями начальной школы.

Ключевые слова: история образования, Италия, XIX век, преподавание истории, учебник, детская литература.

      С. 138–152

 

открыть

Преподавание древней и средневековой истории в фашистских и советских школах
в межвоенный период: сравнение учебников для начальной школы

Кароли Д.
 

Задачей данной статьи является анализ содержания итальянских и советских учебников по древней и средневековой истории с целью сравнить не только различное представление прошлого и его использование в идеологических целях, достаточно хорошо известные историкам, но и образы древности и древних цивилизаций, которые оба режима старались транслировать и распространять в школе и за ее пределами.

Ключевые слова: история образования, Италия, СССР, ХХ век, фашизм, сталинизм, преподавание древней и средневековой истории, учебник

      С. 153–173

 

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ

 

открыть

Ведущие тенденции в совершенствовании учебника по геометрии в начальной школе второй половины XIX в.

Кондратьева Г.В.
 
В статье рассмотрены основные направления совершенствования учебника по геометрии для начальной школы XIX в. Предложена авторская классификация основных направлений и течений в развитии учебника. Рассмотрены как хорошо известные издания (А.Ю. Давидова, М.О. Косинского. З.Б. Вулиха), так и забытые книги (В.П. Воленса).

Ключевые слова: учебник, обучение геометрии, вторая половина XIXв.

       С. 174–180

 

открыть

Деревня близкая и далекая: образ села в советских и постсоветских учебниках по чтению для начальной школы

Козлова М.А.

В статье рассматривается образ деревни, создаваемый в учебниках для начальной школы. Исследование строится в сравнительной перспективе: анализу подвергается контент учебников чтения советского (19741980 гг.) и постсоветского (20042005 гг.) периодов. В ходе анализа выявлено доминирование в учебниках постсоветского периода сельской среды над городской, сельского труда в деревне  над всеми прочими. При этом в постсоветских учебниках описания жизни села и трудовой деятельности крестьян гораздо менее детальные и информативные, нежели в учебниках советского периода. Хотя представлен поликомпонентный портрет деревни (деревня  кормилица, труженица, источник жизненных сил, «корневая система» горожанина, хранительница традиций), в нем явно доминирует национально-романтический компонент.

Ключевые слова: начальная школа, учебник, деревня, сравнительный анализ.

С. 181201

 

открыть

Удмурты или селяне? Особенности восприятия школьниками маркеров сельской этнической культуры, представленных в букварях

Власова Т.А., Плотникова А.П.
 

В статье представлены итоги исследования характера восприятия школьниками образов этнической культуры. Сравнивались сочинения учеников городской гимназии и сельских школ. Тексты сочинений по иллюстрации позволяют выявить социальное неравенство между городом и селом. Результаты исследования показывают, что сочинения демонстрируют не столько противопоставление удмуртской и русской этнических традиций, сколько дифференциацию сельского и городского пространства.

Ключевые слова: социология образования, региональная образовательная политика, этнокультурное образование, визуальные исследования.

С. 202–219

 

открыть

Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов (2000-е гг.)

Колосова Е.А.
 

В статье рассматривается проблема трансляции гендерных стереотипов детям дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются возможности учебников для начальных и подготовительных классов как каналов такой трансляции, определяются средства гендерной социализации дошкольников, используемые в учебниках как источниках информации, на примере описания мира профессий.

Ключевые слова: гендерная социализация, профессиональная социализация, гендерные роли, гендерные стереотипы, каналы трансляции гендерных стереотипов, учебники, контент-анализ.

       С. 219–223