Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2016

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
Из истории философской мысли              
открыть

С. Л. РУБИНШТЕЙН КАК ЧИТАТЕЛЬ "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА" ГЕГЕЛЯ

Дмитриева Н. А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей рецепции философских идей Г. В. Ф. Гегеля известным российским психологом и философом С. Л. Рубинштейном.
В фокусе внимания – осмысление и критика С. Л. Рубинштейном одной из самых важных работ в системе Гегеля – «Феноменологии духа» (1807 г.). Показано, что критика С. Л. Рубинштейном Гегеля осуществлялась по трем основным пунктам: во-первых, С. Л. Рубинштейн пересматривает гегелевскую критику кантовского метода внешних рассуждений и обоснование Гегелем положения о тождестве бытия и мышления; во-вторых, С. Л. Рубинштейн анализирует понятия «явление», «чувственная данность»
и «чувственная достоверность» и предлагает подход, скорректированный с базовыми
установками собственной концепции; в-третьих, осмысливает гегелевское решение проблемы самосознания для раскрытия родовой сущности человека и предлагает собственное. Философская интерпретация этих моментов гегелевской теории сыграла важную роль в формулировании С. Л. Рубинштейном собственной концепции человека и человеческого бытия.

 

Ключевые слова: 

С. Л. Рубинштейн, философская рецепция, Г. В. Ф. Гегель, «Феноменология духа», чувственная данность, самосознание, человек.

С.9-19
Философия образования
открыть

ФИЛОСОФИЯ УЧИТЕЛЬСТВА, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зыкова М. Н., Шнейдер Л. Б.

В статье рассматриваются варианты педагогической деятельности, построенные на различных аксиологических основаниях, а также обсуждается иерархическая динамическая модель этих оснований. Обсуждение сопрягается с аксиологическими основаниями образа труда и образа человека в традиционной культуре.

Ключевые слова: 

педагогическая деятельность, учитель, ученик, ценности, образ.

С.20-37
открыть

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михайлова Л. Б.

Статья посвящена проблеме формирования религиоведческой компетентности в системе государственного высшего педагогического образования. В работе обосновывается приоритетность религиоведческого подхода к изучению религии в условиях современного поликонфессионального общества. Сформулированы методологические основания базового религиоведческого курса: принципы системности, репрезентативности, объективности, мировоззренческого и конфессионального нейтралитета.

Ключевые слова: 

религиоведение, теология, сравнительное богословие, светский характер образования, религиоведческая компетентность педагога, толерантность, постсекулярность.

С.38-47
Философия искусства
открыть

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА АКМЕИЗМА

Занегина А. А.

Статья посвящена философско-эстетическому феномену, который Николай Гумилев назвал эйдолологией. Эйдолология – это образомоделирующая сфера и онтологический принцип акмеизма. Внимание обращено на специфику образа-эйдолона, который является в акмеизме единственно правильным образом для создания художественного произведения. Определены особенности взаимодействия эйдолологии с другими значимыми компонентами поэтики акмеизма (ритмом, стилистикой и композицией). Также сопоставляются трактовки образа-эйдолона в акмеизме и символизме.

Ключевые слова

философия, акмеизм, символизм, эйдолология, художественный образ.

С.48-56

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология     
открыть

ВОПРОС ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Гаврилова О. Я.

В статье дается анализ взглядов в отечественной психологии на изучение мышления и мотивации в их взаимосвязи. Показано, что в отечественной психологической науке утвердилась мысль о связи мотивации и мышления в ситуации решения различных задач: мотивация – необходимое условие мыслительной деятельности, а деятельность полимотивирована.

Ключевые слова

 мотивация, мышление, мышление как решение задач.

С. 57-63

открыть

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Казенная Е. В.

В статье представлен анализ современного состояния проблемы личностного смысла в психологической науке, а также обосновывается актуальность и необходимость проведения исследований по изучению особенностей личностных смыслов специалистов экстремальных профессий для создания эффективных программ психологической поддержки и помощи данной категории профессионалов. В статье уделяется внимание разведению понятий ценность и личностный смысл, раскрывается проблема личностного смысла в рамках классификации трансформаций психического образа, предложенной Д. А. Леонтьевым.

Ключевые слова

личностный смысл, личность в экстремальной профессии, смысловая сфера личности, виды трансформаций психического образа.

С. 64-73
открыть

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ ИСПЫТУЕМЫХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рахимова И. И.

В данной статье представлено исследование проявления феномена зависимости от компьютерных игр на основании разработанной концепции. Также осуществлено
экспериментальное выявление психологической особенности проявления зависимости от
компьютерной игры испытуемых младшего школьного возраста.

Ключевые слова: 

компьютерная игра, зависимость, младший школьный возраст, социальный статус, мотивация.

С. 74-79
 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования       
открыть

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Вачков И. В.

Исследование, проведенное в 37 образовательных организациях 11 регионов Российской Федерации, позволило выявить пять основных групп целей обучения в порядке частоты встречаемости: высшие образовательные достижения, релевантность целям новых ФГОС, развитие личности, повышение уровня культуры, развитие проектных и исследовательских навыков.

Ключевые слова: 

цели обучения, образовательные организации, повышенный уровень образования, развитие личности, культура, проект.

С. 80-86
открыть

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ

Писарева Л. И.

Статья посвящена системе подготовки научных педагогических кадров в Германии, ее организации, условиям поступления в аспирантуру, формам работы над диссертацией и процедуре защиты докторантов.

Ключевые слова

образование, исследование, преподавание, высшие школы, университеты, научные центры, организация, формы подготовки.

С. 87-100
История образования и педагогики
открыть

ПОДГОТОВКА РЕФОРМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТРОМ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ П. Н. ИГНАТЬЕВЫМ. 1915–1916 ГОДЫ

Шевченко В. А.

Статья освещает подготовку проекта преобразования школьной системы царской России в 1915–1916 гг. Цель данной статьи – представить ход и содержание дискуссии по вопросу преобразования школы на совещании по реформе среднего образования и рассмотреть деятельность предметных комиссий.

Ключевые слова:

школа, реформа, П. Н. Игнатьев, дискуссия, совещание, предметные комиссии.

С. 101-121
открыть

ОБОГАЩЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. Н. СКАТКИНА В 1930–1950-Е ГОДЫ

Занаев С. З.

В статье дана оценка развития политехнического образования довоенных и последующих лет, охарактеризованы научные и нравственно-этические качества поколения ученых-фронтовиков. Охарактеризована научно-педагогическая деятельность в годы Великой Отечественной войны ветерана, видного ученого, академика АПН СССР М. Н. Скаткина.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, ученые – ветераны Великой Отечественной войны, М. Н. Скаткин, патриотическое воспитание, политехническое образование.

С. 122-133
Новые исследования в образовании
открыть

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ» И «РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Мураенко Е. Д. 

В статье по педагогической компаративистике представлен краткий анализ основных предметов социально-гуманитарного цикла, преподаваемых в средних школах Великобритании, граждановедения и религиозного образования. Автор характеризует структуру данных предметов, сравнивает их с преподаваемым в отечественных школах обществознанием. Приводится обзор их содержательных особенностей. Показано, что
граждановедение и религиозное образование выполняют, в первую очередь, воспитательную функцию, и именно по их содержанию можно судить о главных мировоззренческих установках, формируемых у учащихся британских школ.

Ключевые слова:

сравнительная педагогика, обществознание, граждановедение, система образования Великобритании, религиозное образование.

С. 134-139
Инновационные технологии в образовании
открыть

ВОЗМОЖНА ЛИ ОБУЧАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ?

Алиев Ю. Б.

Автор анализирует возможности использования обучающей технологии в процессе художественного образования школьников.

Ключевые слова:

художественное образование, школьники, обучающая технология, возможности обучающей технологии художественного развития школьников.

С. 140-148
открыть

ЗНАЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Аскаров А. Д.

Статья посвящена проблеме выявления потребности в повышении квалификации учителя на основе результатов анализа учебно-воспитательного процесса и изучения профессиональной педагога путем мониторинга. Обозначены возможности самостоятельного и традиционного повышения квалификации, выявлены уровни групп педагогов, подлежащих повышению своего профессионального уровня, представлена обобщающая схема организации повышения квалификации учителей в школе на основе традиционного и дистанционного обучения.

Ключевые слова:

анализ учебно-воспитательного процесса, мониторинг профессиональной деятельности педагога, потребности в повышении квалификации, профессиональный уровень,
дифференциация, выявление групп уровня учителей, формы повышения квалификации.

С. 149-157
Слово молодым ученым
открыть

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Садыков Т. М.

В статье охарактеризовано развитие интерактивных и инновационных методов преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики. Представляя интерактивные и
инновационные методы преподавания, автор предлагает пути решения данных проблем, дает краткий анализ каждого метода и рекомендации к их применению.

Ключевые слова:

история, развитие, интерактивные и инновационные методы.

С. 158-161
Научная жизнь
открыть

УЧИТЕЛЬ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗОВАННОСТИ И КУЛЬТУРЫ 

Богуславский М. В.

В информации подведены научно-организационные итоги Международной научно-практической конференции – ХХХI Сессии Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической
педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры», которая состоялась 6–7 июня 2016 г. на базе Тверского государственного университета.

Ключевые слова:

история педагогики и образования, педагогическое образование, аксиология образования.

С. 162-166
Проекты
открыть

 ЮБИЛЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В СТРАНЕ ДЕТСТВА

Зименкова Ф. Н.

Данная статья посвящена проведению 20-го, юбилейного Фестиваля визуальных искусств, который проходил в ВДЦ «Орленок» Краснодарского края. Этот фестиваль – единственный в нашей стране, где популяризируются все виды визуальных искусств, с которыми знакомятся ребята, отдыхающие в лагере. Это очень важное событие как для детей, отдыхающих в лагере, так и для всего «Орленка», который с нетерпением ждет его каждый год. Ребята здесь активно участвуют в творческом процессе: снимают кино, обсуждают новые фильмы, участвуют в различных конкурсах,
осваивают новые компьютерные технологии, секреты фотоискусства, под руководством
взрослых работают полноправными членами жюри во всех шести номинациях, которые пользуются у ребят неизменным успехом. Основными номинациями фестиваля являются «Кинематограф», «Анимационное кино», «Телевидение», «Режиссеры XXI века», «Фотокросс» и номинация «Гордая профессия моя». Ребята не просто знакомятся c этими видами искусства, но и активно участвуют во всех проводимых мероприятиях. В статье описаны добрые традиции фестиваля, творческие встречи, мастер-классы, круглые столы, спортивные состязания. Особенно интересной и полезной для ребят была организованная в этом году новая номинация «Гордая профессия моя», где ребята принимали самое непосредственное участие в профориентационной работе, создавая видеоролики по выбранным профессиям.

Ключевые слова:

виды визуальных искусств, анимация, фотокросс, номинации, телевидение, кинематограф, конкурсы, творчество, профориентация.

С. 162-180