Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2017

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

БАЗОВЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНКУЛЬТУРАЦИИ

Фролова Н.А.


Аннотация. 

В статье проанализирован процесс становления и развития отечественной религиозной философской мысли сквозь призму отражения в ней культурных «кодов», формирующих модальность русской духовной культуры. Отражены результаты исследования таких значимых концептов русской философии, как «теократия» и «богочеловечество».

 

Ключевые слова: 

Русская религиозная философия, русская культура, теократия, богочеловечество. 

С. 9-14

 

открыть

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ТВОРЧЕСТВА А. С. ХОМЯКОВА И Ю. Ф . САМАРИНА

Скороходова С. И.


Аннотация. 

В статье рассматриваются и сопоставляются некоторые философско-исторические идеи А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина, оказавшие воздействие на всю русскую философскую и общественную мысль XIX – первой половины XX в. Утверждается, что в основе философии истории Самарина лежит политическая философия, которую он связывал с глубинными вопросами человеческого бытия, с учением о личном откровении. Показано, что если Хомяков действительно был сторонником «вселенскости» и видел Россию все же в семье европейских стран, то именно Самарину русская философская мысль обязана идеей о возможности разных путей развития сосуществующих, но непохожих друг на друга «миров». Раскрываются взгляды Хомякова и Самарина на славянский вопрос. Показано, что в творчестве Хомякова славянский мир во главе с Россией призван объединить Восток и Запад, а по Самарину, Россия и славянство – особый мир, имеющий ценность в самом себе. Обосновывается мысль о том, что смысловым центром славянской идеи, в понимании представителей московской школы, становится не панславизм, а идея «славянского братства», которое не противостоит всему остальному человечеству и носит не наступательный, а оборонительный характер. Подчеркивается, что идея «славянского братства» наиболее точно выражает стремление Хомякова и Самарина воплотить принцип соборности в общественной жизни славян. Рассматриваются вопросы о смысле истории, о «русской идее», о значении веры в судьбе народов, а также польский вопрос. Делается вывод о том, что философско-исторические идеи Хомякова и Самарина актуальны и сегодня; что понятие «соборность», по существу, является одним из главных связующих центров их органичного, целостного творчества. 

Ключевые слова: 

мировой запрос, народность духа, теоантропоцентризм, телеологизм, политическая философия, личное откровение, славянское братство, супранационализм, русская идея, цивилизация. 

С. 15-23

 

 Психологические науки 19.00.00
Психологическая антропология
открыть

СТАНДАРТНО О НЕСТАНДАРТНОМ

Богоявленская Д. Б.

Аннотация. 

В статье приводятся высказывания Президента РФ В. В. Путина, взятые из его речи перед Федеральным Собранием, касающиеся воспитания творчества в школе. Средства массовой информации исказили смысл сказанного, что может повлиять на практическую реализацию указаний Президента. В связи с этим в статье подробно разбирается распространенная у нас в стране теория творчества известного американского ученого Дж. Гилфорда. Ее внедрение в школьную практику приводит к негативному результату. 

Ключевые слова: 

творчество, креативность, дивергентное мышление, нестандартное мышление, оригинальность, тесты. 

С.24-36

 

открыть

ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФОРМА ИГРЫ

Трифонова Е. В.

Аннотация. 

В статье анализируется сюжетное детское рисование как проявление игровой деятельности ребенка. Раскрывается его генезис, структурные компоненты, специфика по отношению к изобразительной деятельности и другим видам деятельности ребенка, отмечается значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: 

самодеятельная игра, режиссерская игра с опорой на рисунок, генезис детского рисунка, сюжетное рисование.

С.37-45

Педагогическая психология
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В У ГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ  

Бокова Н. В., Левин Л. М.

Аннотация. 

В статье приводятся результаты исследования подростков, совершивших преступление группового характера и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. На основе контент-анализа личных дел 80 несовершеннолетних осужденных изучены их социально-демографические и криминологические характеристики, особенности взаимодействия подростков в процессе совершения группового преступления. Проведено также обследование подростков на предмет выявления склонности к девиантному поведению с помощью «Методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил» (Ю. А. Клейберг). На основе проведенного исследования предложены меры по совершенствованию психопрофилактической работы с данной категорией осужденных. 

Ключевые слова

несовершеннолетние, групповое преступление, условно осужденный, социализация, профилактика, рецидив.

С. 46-57

 

Модернизация образования
открыть

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 

Овчинников А. В.

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы, возникающие в процессе научно-педагогического анализа законодательства в области образования на постсоветском пространстве. Показана культурно-историческая обусловленность формирования образовательного законодательства как важного фактора обеспечения сбалансированности национальных традиций и тенденций мирового развития в условиях глобализации. 

Ключевые слова

постсоветское образовательное пространство, образовательное законодательство и образовательное право, национальные и наднациональные тенденции в образовании, региональные особенности формирования образовательного законодательства на постсоветском пространстве.

С. 58-65

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИДАКТИКИ 

Уман А. И.

Аннотация

Рассмотрен процесс развития в дидактике идей педагогической технологии, выделены основные этапы развития технологического знания, начиная с 1950-х гг. до настоящего времени и на перспективу – до 2020-х гг. В этот период завершается построение основного категориального аппарата дидактики и формирование технологического «этажа» дидактики как науки. 

Ключевые слова: 

программированное обучение, технологический подход к обучению, конструирующая деятельность учителя, категориальный аппарат, теория целей обучения, учебное задание, результаты образования.

С. 66-72

 

История образования и педагогики
открыть

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В ТРУДАХ НЕМЕЦКОГО ПЕДАГОГА ГЕОРГА КЕРШЕНШТЕЙНЕРА

Беленцов С. И.

Аннотация. 

Цель статьи заключается в характеристике с современных позиций гуманистической системы, предложенной известным педагогом Германии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Георгом Кершенштейнером. Ведущими подходами к характеристике данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие выявить сущностные характеристики, особенности реформирования начальной народной школы в Германии рассматриваемого периода. Материалы статьи могут быть полезными педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного немецкого педагога и общественного деятеля Георга Кершенштейнера. 

Ключевые слова:

Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа.

С. 73-79 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СССР В 1920–1930-е ГОДЫ

Богуславский М. В., Занаев С. З.

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-культурные аспекты развития политехнического образования в СССР в 1920–1930-е гг., представляющие стратегически важное направление модернизации образования в современную информационную эпоху. 

Ключевые слова:

организационная культура всеобщего политехнического образования, научная организация труда, политехническое воспитание.

С. 80-89

 

Новые исследования в образовании
открыть

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Ниязова Г. Б.

Аннотация

В статье представлены значимые характеристики и критерии формирования основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Критерии и факторы основ исследовательской компетентности рассматриваются как результат целостного образовательного процесса, в том числе исследовательской подготовки, организации исследований в качестве основного метода. Основы исследовательской компетентности учащихся, которые должны быть выработаны в начальной школе, являются интегративной характеристикой, состоящей из четырех компонентов: мотивационно-ценностных, значимых, когнитивных, процедурной оценки. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой механизм введения в мир ценностей интеллектуального сообщества. Ее организация требует от учителей правильного понимания структурных основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая представлена как многомерный фактор проявления индивидуальных способностей учеников, развития в будущем для жизни.  

Ключевые слова:

учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская компетентность, начальное образование, исследовательская активность, исследовательские способности.

С. 90-98

открыть

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рахматуллаева Д. Р.

Аннотация

В статье рассматривается практико-ориентированное содержание и совокупность многообразных форм и методов подготовки учащихся профессиональных колледжей к предпринимательской деятельности. Раскрыты основные этапы осуществления предпринимательской деятельности.

Ключевые слова:

содержание, формы, методы, предприниматель, интеграция, среднее специальное профессиональное образование, деятельность.

С. 99-104

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Локотко Е. Г.

Аннотация.

Мотивационная основа профессиональной деятельности педагогов – ключевой вопрос в развитии профессиональной компетентности, особенно в условиях реализации инноваций в образовании. В статье приведен эмпирический пример эффективного мотивирования педагогов, направленного на повышение качества образования через развитие их профессиональной компетентности. Представлена динамика мотивации педагогов на протяжении пяти лет. 

Ключевые слова:

мотивация, мотивационные побуждения, профессиональная компетентность, педагогика, информационная образовательная среда.

С. 105-113

 

открыть

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волынкин В. И., Сорокина Ж. И.

Аннотация.

В статье представлен опыт применения методов проектного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Прогимназия № 3» г. Астрахани. Предложена схема осуществления проекта «Семья» для детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день в педагогике дошкольник рассматривается как «саморазвивающаяся система», при этом задача взрослых – создание условий для саморазвития детей. Одним из способов обеспечения взаимодействия детей и взрослых является технология проектирования. Участие в проектной деятельности дает возможность детям и взрослым самостоятельно разрабатывать для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменять самого себя. Проектирование требует индивидуальных неповторимых решений и в то же время коллективного творчества. Креативная деятельность даже в небольшом коллективе способствует активному развитию способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из отдельных элементов единое целое.

Ключевые слова:

дошкольное образование, мотивационная готовность к обучению, проектная деятельность, проектный метод.

С. 114-118

 

Слово молодым ученым
открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Козлов О. А.

Аннотация

В статье характеризуется системное использование в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации комплекса информационных технологий общего и специального назначения при интеграции их в содержании разделов подготовки военных специалистов. 

Ключевые слова:

информационные технологии, профессиональная подготовка, войска национальной гвардии, военное образование. 

С. 119-128

Научная жизнь
открыть

В. Я. СТОЮНИН – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕНЫЙ-ПЕДАГОГ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И МЕТОДИСТ-СЛОВЕСНИК (ПО СТРАНИЦАМ ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

Милованов К. Ю., Никитина Е. Е.

Аннотация

В научной информации приводится краткое содержание докладов и выступлений, заслушанных на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «В. Я. Стоюнин – видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник», посвященной 190-летию со дня рождения ученого. 

Ключевые слова:

В. Я. Стоюнин, история педагогики и образования, общество, школа, реформа образования, модернизация образования, методическое наследие, методика преподавания литературы, история литературы.

С. 129-140