Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2016

 Содержание

 

 

   Философские науки 09.00.00 
Философия образования              
открыть

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шелковников А. Ю.

Статья посвящена проблемам современного философского образования. Проблема состоит в том, что все имеющиеся современные учебники по курсу философии не отвечают высоким требованиям изучения философии. Целью статьи является привлечение внимания к дореволюционным учебникам по философии (отечественным и зарубежным), тщательное осмысление которых необходимо для возрождения традиции написания качественных учебных пособий. Результаты настоящего исследования обнаруживают себя в рекомендации конкретных изданий в определенной последовательности. Новизна авторского подхода состоит в философско-методологических основаниях, состоящих в реконструкции философских систем В. Вундта и Г. И. Челпанова.

Ключевые слова: философия, образование, преподавание, понимание, учебник.
С.7-13
открыть

СКЕПТИЦИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИТЕТ В ПРЕПОДАВАНИИ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Гусев Д. А.

В статье рассматривается проблема мировоззренческой ответственности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин и обосновывается положение, согласно которому возможность минимизировать какие-либо концептуальные потери, предпочтения и сдвиги в профессиональной деятельности педагога возможно при условии, что он стоит на скептической идейной платформе. Новизной авторской позиции является утверждение о том, что скептицизм представляет собой, вопреки расхожему представлению, не отрицание и ниспровержение всех истин, а всего лишь – мировоззренческий нейтралитет, который и позволяет наиболее адекватно и толерантно представить учащимся пеструю палитру различных мировоззренческих платформ в виде конкурирующих научных теорий, философских концепций, религиозных верований и установок обыденного сознания, тем самым предоставив им возможность осуществления действительно свободного и мотивированного личного мировоззренческого выбора.

Ключевые слова: 

мировоззрение, профессиональная деятельность преподавателя, образовательный процесс, социально-гуманитарные науки, скептицизм, сомнение, мировоззренческий нейтралитет, мировоззренческий выбор.

С.14-23
открыть

ФИЛОСОФИЯ УЧЕНИЧЕСТВА, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ

Зыкова М. Н., Шнейдер Л. Б.

В статье рассматривается феномен ученичества в ценностно-смысловой парадигме «счастливый – несчастливый»; обосновывается возможность такого аспекта анализа с опорой на психологические смыслы традиционной отечественной культуры. На примере интерпретации текста и контекста произведения фольклора раскрываются возможности традиционной культуры в плане содействия становлению и развитию деятельности человека.

Ключевые слова: 

интерпретация текста, человек в традиционной культуре, психологические средства воздействия, пути понимания, психологические и педагогические аспекты культуры.

С.24-30
Философия искусства
открыть

ПЛАТОНИЗМ У ШЕКСПИРА

Флорова В. С.

Ренессанс был временем последовательного возрождения платонизма и неоплатонизма. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в новую эпоху философию Платона прочитали в первую очередь как философию любви. Платоновский Эрос в эпоху Возрождения сделался принципом, связавшим все земное с областью божественного и трансцендентного, придав ему гуманистический характер. Отчасти причиной этому являлась предшествовавшая Ренессансу куртуазная культура с ее культом служения даме и догматом о том, что Бог есть любовь. В результате истоки возрожденческого платонизма обнаруживаются не только в философии, но и в поэзии – от итальянских стильновистов до английских поэтов-елизаветинцев: Сидни, Спенсера и Шекспира. Однако у самого Шекспира платонизм претерпел радикальное изменение. В центре эстетической системы «Сонетов» встал не статичный архетип, не трансцендентная Идея прекрасного и не идеализированная дама, но живой и несовершенный человек. Роль Прекрасного друга определяется не столько тем, что он является носителем платоновского триединства «блага-красоты-истины», сколько тем, что платоновская триада в мире Шекспира вообще не существует вне живой «субстанции» друга. Если возрожденческая наука постепенно переместила центр универсума от Земли к Солнцу, то антропоцентрическое мировоззрение окончательно утвердило средоточие духовной вселенной в сердце человека. Истина, красота и благо укоренены там. Поэтому основой шекспировской концепции служит не платоновское восхождение к миру идей, а нисхождение в себя – средневековая исповедь, признание. Однако для своего существования признание требует авторитета, полномочного его принять. Прекрасный друг выступает именно в качестве такого высшего авторитета. Весь мир трансцендентного Шекспир обнаруживает в дорогом существе. Заоблачная платоновская идея окончательно и бесповоротно становится земным человеком. Вне его ничего не существует: ни гармонии, ни истины, ни порядка, ни самого мира. Вне его все распадается и само время «выходит из суставов».

Ключевые слова

платонизм, идея прекрасного, платоновская теория любви, Шекспир, признание.

С.31-38

   Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология     
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНИЦИАТИВЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ, ИЛИ «ПЕДАГОГИКА ТОМА СОЙЕРА»

Обухов А. С.

Инициатива – важный элемент деятельностной педагогики, ее психологическое основание. Создание ситуации поддержки инициативы ученика – центральная задача педагога, которые работает не в парадигме трансляции знаний, а в деятельностной парадигме. Тонкости построения педагогической инициативы можно почерпнуть в художественной литературе. В статье анализируется ситуация из произведения Марка Твена, в которой раскрываются некоторые элементы педагогической инициативы в действии.

Ключевые слова

педагогическое общение, взаимодействие, воздействие, инициатива.

С. 39-50
открыть

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФОРМ И КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ

Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е.,

Семенов Д. В.

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей студентов различных курсов и форм обучения. Изучалась специфичность позитивных личностных качеств, таких как субъективное благополучие, счастье, надежда, субъективная успешность деятельности, способность определения жизненных целей, эмоциональная зрелость, осознание настоящего, удовлетворенность жизнью, стремление к личностному росту и инициатива к нему, склонность любопытству и исследованию, мотивация к поиску смысла жизни и осознания этого смысла, благодарность. Установлено, что студенты-заочники имеют максимальный уровень инициативы к личностному росту, они наиболее удовлетворены своей жизнью, наиболее счастливы и наименее депрессивны по сравнению со студентами других форм обучения, «наихудшие» же показатели по этим параметрам у студентов-вечерников. В процессе обучения возрастает депрессивность студентов-бакалавров и падает уровень их эмоциональной зрелости. Магистры проявляют больше инициативы к личностному росту, чем бакалавры. Статья может быть полезной всем психологам, интересующимся вопросами психологии образования и позитивной психологией.

Ключевые слова

психологические особенности студентов, позитивная психология, благополучие, счастье, надежда, благодарность, эмоциональная зрелость, личностный рост, смысл жизни.

С. 51-58
Психология личности
открыть

СВОБОДА ВЫБОРА И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Ковалева Н. Б.

В статье ставится проблема поиска психолого-педагогических технологий, позволяющих создать условия для личностного развития на основе свободного самоопределения к жизненным ценностям и нравственным основаниям поступков. Дается характеристика некоторых представлений о свободе и способах ее осуществления в культуре. Демонстрируются возможности авторских сюжетно-деятельностных технологий проектирования ситуаций самоопределения в гипертекстовой среде культурных образцов, реализуемых в рефлексивно-позиционной образовательной модели.

Ключевые слова: 

самоопределение, философия и психология поступка, сюжетно-деятельностные технологии, позиционная рефлексия.

С. 59-65
   Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования       
открыть

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ LIFELONG LEARNING И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ WEITERBILDUNG

Писарева Л. И.

Созданный в структурах международных организаций Европейского Союза проект – «образование без границ», «обучение в течение жизни для всех» – определил направления развития образовательной политики, конкретные цели и требования для их реализации в европейских странах. В статье рассматривается их претворение в жизнь на примере Германии, а также отношение к национальным традициям и особенностям при решении проблем непрерывного образования и создания «своей» модели.

Ключевые слова: 

европейский проект «образование длиною в жизнь», европейские страны, международное сообщество, образовательная стратегия, национальные особенности, немецкая модель непрерывного образования.

С. 66-81
Теория современного образования 
открыть

«КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ» В РОССИИ

Булкин А. П.

В статье анализируется понятие «культуросообразности», как термин, педагогический закон и принцип; раскрывается становление и использование этого понятия в теории и практике образования; сложность определения понятия «культуросообразности» связана с изменением содержания понятий «культура», «просвещение», «образование».

Ключевые слова

культуросообразность, термин, понятие, педагогический закон, принцип, образование, культура, просвещение.

С. 82-91
История образования и педагогики
открыть

ВЫСОКИЙ ОБРАЗЕЦ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 

(К 190-летию завершения перевода Н. И. Гнедичем поэмы «Илиада»)

Руднев В. Н.

Статья посвящена 190-летию со дня завершения перевода Н. И. Гнедичем поэмы «Илиада». В ней автор анализирует проблемы чтения в контексте культурно-исторических и общепедагогических проблем.

Ключевые слова:

чтение, перевод, культура, образование.

С. 92-99
Новые исследования в образовании
открыть

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Юлдашев М. А.

В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности деятельности системы повышения квалификации работников учреждений народного образования и пути их преодоления. Дана краткая информация о системе переподготовки и повышения квалификации работников учреждений народного образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова:

система, переподготовка, повышение квалификации работников образования, педагог, совершенствование, блок, модуль, эффективность, индивидуализация, курсы, слушатели.

С. 100-106
Инновационные технологии в образовании
открыть

ВИРТУАЛЬНАЯ СЕЛЕКЦИЯ (VIRTUAL SELECTION) КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Денисов Д. П., Огрызков В. Е.

Характерной особенностью виртуальных систем и конструкций является то, что они способны моделировать процессы на любом уровне обобщения. Как специфический метод прогнозирования, виртуальная селекция позволяет уловить синхронность в потоке знаний и динамике сенсорных ощущений и актуальна на любой стадии образовательного процесса. Предлагается проект осуществления virtual selection в образовательных условиях, конечная цель которого – стереотип поведения учащегося, применяющего сверхмощные портативные устройства гармонично, с пользой для себя. Алгоритм может быть рекомендован для корректировки состава образовательных групп, гармоничного соотношения между объемом текстовой и изобразительной информации в учебной нагрузке.

Ключевые слова:

виртуальный, селекция, алгоритм, кластер, образование.

С. 107-115
Слово молодым ученым
открыть

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО И ХИМИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Новик И. Р., Зверева К. А.

Статья посвящена проблеме подготовки компетентных специалистов для работы с учащимися, интересующимися химией и биологией. Обсуждены наиболее эффективные формы работы с ними, методики урочной и внеклассной работы, используемые при подготовке компетентных учителей химии и биологии в НГПУ им. К. Минина. Дан анализ применимости компетентностного подхода как инновационного в биолого-химическом и химико-педагогическом образовании. Особое внимание уделено самостоятельной деятельности студентов – необходимому условию формирования их профессионально-значимых личностных качеств, столь важных в работе с одаренными учащимися.

Ключевые слова:

компетентность, высшее биолого-химическое образование, химико-педагогическое образование, одаренные дети.

С. 116-130
Книжные новинки
открыть

ИЗМЕРИТЬ БУДУЩЕЕ ПРОШЛЫМ

Рецензия на монографию М. В. Богуславского «Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы»

Безрогов В. Г.

В рецензии охарактеризована монография М. В. Богуславского, посвященная историко-педагогической экспертизе новых явлений в образовании.

Ключевые слова:

М. В. Богуславский, экспертиза, история, образование.

С. 131-134