×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2019

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
открыть

ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ

Шелковников А. Ю.

Аннотация. 

Статья посвящена особенностям современного философского образования. Рассматривается проблема методического соотнесения преподавания философии и психологии. Один из аспектов исследуемой темы – философские основания психологии. Статья адресована преподавателям философии, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова

образование, философия, психология, методика, самонаблюдение.

С. 9-14

      

 открыть

 «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»: УСТАНОВКИ КАМПУСНОГО КУРСА

Суханова Н. П.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-15-20

Аннотация. 

В статье рассматриваются программные установки внедряемого в систему образования кампусного курса «Логика и критическое мышление». Показывается неудовлетворительность традиционной информационной образовательной модели, ориентированной на передачу знаний репродуктивного характера. Инновационное, исследовательское образование невозможно без критического мышления. Акцентируется внимание на том, что критическое мышление не формируется само по себе, необходима разработка стратегии его развития. Анализируются ключевые установки кампусного курса, целью которого является формирование эффективного, рационального мышления. Искусству мыслить критически можно научить, в кампусном курсе изучается язык как средство познания, понятие, высказывание, дедуктивные и правдоподобные умозаключения, логико-эпистемические аспекты аргументации. Особое внимание уделяется исследованию творческого мышления – теории решения изобретательских задач. Делается вывод о том, что кампусный курс «Логика и критическое мышление» способствует развитию творческих возможностей обучающихся, служит идее подготовки самостоятельно и критически мыслящего специалиста. 

Ключевые слова

образование, кампусный курс, логика, критическое мышление, теория решения изобретательских задач, творчество.

С. 15-20

    

 открыть

ФИЛОСОФСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ХХI ВЕКА В РАМКАХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коренева А. Ю.

Аннотация. 

В статье анализируется компетентностный подход и концепция «Компетенций XXI века» применительно к образовательному процессу и развитию у студентов четырех компетенций – коммуникационной компетенции, креативности, критического мышления и компетенции сотрудничества. В качестве примера в статье рассматривается преподавание дисциплины «Теория и практика связей с общественностью». Автор предлагает методы, формы и принципы формирования у студентов данной специальности четырех компетенций XXI века.

Ключевые слова

концепция 4K, компетентностный подход, компетенция, реклама и связи с общественностью,  креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, метод экспертных групп, методология экспертного анализа текста.

С. 21-35

 

 Психологические науки 19.00.00

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

СТИЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Флоровский С. Ю.

Аннотация. 

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социально-психологической адаптированности старших подростков (n = 297) со стилевыми особенностями их межличностного отношения (отношения к окружающим). Социально-психологическая адаптированность рассматривается с позиций предложенной Х. Беллом теоретической модели приспособленности развивающейся личности в жизненных сферах семейных связей, здоровья, повседневных социальных контактов, эмоциональности, взаимодействия с окружающими, отношения к поло-ролевым стандартам. Стиль межличностного отношения трактуется как формирующаяся на основе жизненного опыта интерперсонального взаимодействия устойчивая система индивидуально-своеобразных когнитивных схем, паттернов эмоциональных переживаний и структур потенциальных поведенческих реакций, направленных на другого человека как партнера по общению и социальному взаимодействию. Психодиагностическая операционализация данных конструктов осуществлялась при помощи опросника приспособленности Х. Белла (в адаптации А. А. Рукавишникова и М. В. Соколовой) и методики диагностики стиля межличностного отношения Т. Лири (адаптация Л. Н. Собчик). Выявлено, что повышение уровня социально-психологической адаптированности подростков обусловливается активизацией в их интерперсональном отношении властно-лидирующих, независимо-доминирующих и ответственно-великодушных тенденций в сочетании с минимизацией выраженности недоверчиво-скептических и покорно-застенчивых коммуникативных проявлений. Наиболее мощный регуляторный эффект стиля межличностного отношения имеет место в таких сферах социально-психологической адаптации подростков, как система повседневных социальных контактов и область эмоциональной жизни.

Ключевые слова

личность подростка, современный мир, социально-психологическая адаптированность, стиль межличностного отношения (отношения к окружающим). 

С. 36-51

     

открыть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОПОСТАВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В ТЕОРИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Шевелева Д. Е.

Аннотация. 

В статье рассматриваются теоретические основы антропологии и педагогической антропологии, показаны принципы воспитания и обучения на основе антропологического подхода. Проанализирована связь антропологии с теорией и практикой инклюзивного образования. Обоснована роль антропологических знаний в обучении детей с ОВЗ и разработке учебных программ в России и за рубежом.

Ключевые слова

антропология, педагогическая антропология, развитие в детском возрасте, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, учебные программы.

С. 52-62

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8–9 КЛАССОВ

Федосеева Т. Е., Куимова Н. Н.

Аннотация

Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию компьютеризированной методики экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащихся 8–9-х классов, которая является частью первого этапа проекта «Региональный кадровый конструктор». Обозначена актуальность и необходимость создания онлайн-профориентатора в рамках социального электронного сервиса, рассмотрены некоторые отечественные и зарубежные подходы к созданию профориентационных компьютеризированных комплексов. Охарактеризованы психические особенности подросткового периода, лежащие в основе выбора формата и содержания методики.

Ключевые слова:

потенциал профессионального развития личности, психодиагностика способностей, специальные способности, интересы.

С. 63-71

     

открыть

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Слизкова Е. В., Мальцева И. В.

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию процессов профессиональной социализации студентов за счет формирования критического мышления в условиях образовательного процесса. По итогам научно-исследовательской работы была разработана модель по формированию критического мышления у студентов как средство социализации, включающая в себя такие структурные компоненты, как: этапы профессиональной социализации, показатели критического мышлении и формы организации занятий. В качестве форм проведения занятий мы рассматривали интерактивные формы работы, которые, в свою очередь, способствуют взаимодействию, взаимопониманию и  взаимообогащению, а также обеспечивают качественное усвоение теоретического материала. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Выборка исследования состояла из 50 человек (экспериментальная группа – 25, контрольная группа – 25). На основе рассмотренных нами форм нами была разработана серия занятий, которые проводились в экспериментальной группе, с опорой на развитие толерантности в деловом и межличностном общении.

Ключевые слова:

мышление, критическое мышление, социализация, профессиональная социализация, профессиональная адаптация, профессиональная идентификация, интерактивные формы работы.

С. 72-88

 

открыть

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ С ЕГО ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Хащенко Т. Г., Сафукова Н. Н., Конюшева М. Г.

Аннотация. 

Публикуемое исследование является частью более широкого и многопланового изучения взаимосвязи психологического благополучия человека в профессии с особенностями его экономического самоопределения. В статье представлены результаты одной из серий эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи эмоционального выгорания учителя средней школы с эко-сберегающей детерминацией его экономического самоопределения. Под эко-сберегающими ориентациями субъекта экономического самоопределения понимаются интегральные личностно-мотивационные образования, побуждающие его к бережному отношению к внешней и внутренней среде собственной жизнедеятельности и к минимизации возможных негативных для нее последствий в соответствии с принципом экосообразности. Эмпирическая база исследования представлена учителями школ (175 человек), ведущими преподавательскую деятельность на разных уровнях среднего образования (в начальной школе, в средних и старших классах) в городских и сельских школах. Для диагностики изучаемых переменных использовались валидизированные методики: опросник «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко и опросник «Э-СО» Т. Г. Хащенко, Н. Н. Сафуковой, С. В. Болтуновой. Для статистической обработки данных применялись корреляционный анализ (метод Спирмена), метод сравнения независимых переменных (U-критерий Манна-Уитни), кластерный (Kmeans) анализ с применением программного продукта “Statistica for Windows”. Полученные результаты подтверждают связь эмоционального выгорания учителя с триадой его эко-сберегающих ориентаций (природо-, само- и социосбережение) в процессах экономического самоопределения.

Ключевые слова:

субъективное благополучие, эмоциональное выгорание, экономическое самоопределение, эко-сберегающие ориентации.

С. 89-100

 

 Педагогические науки 13.00.00 
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРАНЗИТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В РЕГИОНЕ      

Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В.

                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-101-109

Аннотация. 

Статья посвящена осмыслению транзитивного университета как драйвера развития инновационной экосистемы в регионе. В статье анализируется концепция «тройной спирали» и расширенная «пяти спиралей», представляющая собой интеграционное взаимодействие университета, промышленности и правительства, а также гражданского общества и медиапространства. Развитие инноваций обеспечивается за счет тесного взаимодействия всех указанных акторов, а университету отводится роль наиболее активного участника, прогностически выстраивающего взаимодействие между ними для развития инновационной экосистемы.

Ключевые слова:

транзитивный университет, региональный университет, высшее образование, тройная спираль, инновационная экосистема.

С. 101-109

  

открыть

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Романова М. Ю.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-110-117

Аннотация. 

В статье анализируются основные пути реализации экономического образования российских школьников: в рамках экономического компонента предмета «Обществознание», предмета «Экономика» на базовом и профильном уровне, курсов по выбору; анализируются формы мониторинга экономического образования школьников: единый государственный экзамен по обществознанию, международное исследование финансовой грамотности. В результате проведенного исследования автором выявляются некоторые существующие проблемы в области мониторинга экономического образования.

Ключевые слова:

мониторинг, экономическое образование школьников, качество образования, мониторинг качества образования, предметы «Обществознание» и «Экономика», государственный экзамен по обществознанию, финансовая грамотность, международное исследование финансовой грамотности.

С. 110-117 

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

О НАУКООБРАЗИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Грунина Е. В.

Аннотация.  

В данной статье речь идет о наукообразном характере российского образования как отражении современной научной картины мира, о междисциплинарном подходе при современной подготовке студентов технических направлений, о связи естественного и гуманитарного знаний, об освоении инокультуры через изучение иностранного языка с позиций семиотики.

Ключевые слова:

современная научная картина мира (модель НБИКС), семиотика, наукообразный характер, приоритетные направления исследований.

С. 118-122

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. А. ХАРТАХАЯ

Михайлова Д. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-123-132

Аннотация

Статья посвящена изучению биографии, общественной и профессиональной деятельности просветителя и педагога Феоктиста Авраамовича Хартахая. Анализ его деятельности проводится в контексте общественно-политической жизни Российской империи второй половины XIX в. К наиболее продуктивным направлениям профессиональной и творческой активности мыслителя следует относить просветительство, педагогику, этнографию, публицистику, организацию средних учебных заведений.

Ключевые слова:

Феоктист Хартахай, история педагогики, история образования, Александровская гимназия, Мариинская гимназия.

С. 123-132

 

открыть

РОЛЬ Н. К. КРУПСКОЙ В СОЗДАНИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Брянцева М. В., Виттенбек В. К.

Аннотация

В статье авторы рассматривают исторический образ Н. К. Крупской, который нельзя истолковывать однозначно: это многогранная и неординарная личность, жизненный путь которой проходил в условиях социальной конформации как противовеса конформизму пассивных членов партии и общества; постоянной борьбы относительно условий ее жизни, непосредственно связанной с историей нашей страны. Парадокс и дуализм заключался в том, что активизация деятельности Н. К. Крупской как государственного деятеля, одного из основоположников новой советской педагогической школы, пришлась на период слома старой государственной машины и формирования нового социалистического общества. Исходя из этого необходимо глубоко и внимательно рассматривать деятельность Н. К. Крупской в государственно-политическом контексте. Авторы попытались проследить пролонгацию педагогических идей Н. К. Крупской в современную педагогику.

Ключевые слова:

Н. К. Крупская, педагогические идеи Н. К. Крупской, педагогические мысли Н. К. Крупской, советская педагогика, применение идей Н. К. Крупской в современной педагогике, история, современность.

С. 133-144

  

открыть

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ПАВЛА НИКОЛАЕВИЧА МИЛЮКОВА (1859–1943)

Овчинников А. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-145-157

Аннотация

В статье охарактеризованы основные события общественной и научной жизни П. Н. Милюкова, анализируется его историческая концепция развития русской культуры, в части интерпретации историком процесса становления и развития отечественной системы просвещения в первые годы советской власти. Именно просвещение и школа, по мысли автора, стали в то время главными идеологическими институтами советского общества. Находясь в эмиграции, П. Н. Милюков внимательно следил за развитием культуры и просвещения в СССР, стремился рассмотреть многочисленные события и факты в контексте истории отечественной культуры, показав их историческую обусловленность, преемственность и прерывность единого процесса отечественного просвещения. Такой подход позволил автору продолжить свои исследования более раннего периода и создать оригинальную концепцию развития отечественной школы. Своими выводами и обобщениями ученый показал пример сохранения и развития фундаментальной отечественной научной исторической школы XIX–XX вв. даже при анализе политического режима, намного отличавшегося от традиций российской государственности.

Ключевые слова:

П. Н. Милюков, история советской школы, образовательная политика, социальное воспитание, единая трудовая школа, политехнизм, педагогические дискуссии, педагогические кадры.

С. 145-157 

 

открыть

РАБОТЫ ПЕРВЫХ АНГЛИЙСКИХ ФЕМИНИСТОК В ЗАЩИТУ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ушакова Е. В., Капичникова О. Б.

Аннотация

В статье рассматриваются исторические предпосылки появления первых феминисток в Англии XVII в., также приводится точка зрения западных исследователей по поводу возникновения феминизма в Европе, истоки которого они относят к Средним векам. Среди предпосылок возникновения феминизма в Европе исследователи отмечают важность так называемых «интеллектуальных семей», ставших источником появления образованных женщин, из которых впоследствии выходили талантливые писатели и поэты. В статье рассматривается трактат Батсуа Мейкин «Эссе о возрождении прежнего образования леди в области религии, манер, искусства и языков» в качестве примера выражения идей первых английских феминисток, демонстрирующий, насколько злободневной была проблема женского образования в конце XVII в. в Англии.

Ключевые слова:

женское образование, ренессансный феминизм, интеллектуальная семья, первые английские феминистки, исторические предпосылки.

С. 158-166 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Уман А. И., Борисова Ю. Н.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-167-175

Аннотация

Формирование базовых профессиональных компетенций будущего инженера в вузе требует пересмотра содержания вузовского образования в направлениях перехода к образованию, ориентированному на результат. Качественные характеристики инженерного образования нуждаются в улучшении. Проблема соответствия инженерного образования уровню экономического, научно-технического, социокультурного развития общества, несмотря на многие предпринятые усилия, остается не решенной во многих аспектах. В статье рассматриваются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова:

высшее образование, инженерное образование, гуманизация, педагогический процесс.

С. 167-175

  

открыть

ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Надыршин Т. М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию восприятия истории России учащимися старших классов Республики Башкортостан. Изучение этой проблемы может быть проиллюстрировано через такие аспекты, как интерес школьников к истории России в иерархии интереса к другим странам, самые значимые герои истории России для учащихся в зависимости от рода деятельности, оценка детьми деятельности правителей страны, иерархия интереса старшеклассников к различным этапам российской истории. В основе исследования лежат результаты опроса, проведенного в 2018–2019 гг. в школах Республики Башкортостан по гранту РФФИ «История глазами субъектов образования. Антропологический анализ культурной трансмиссии». Изучение каждого аспекта сопровождается наблюдениями, демонстрирующими историческую память школьников. Общая рекомендация, сформулированная по итогам исследования, может быть сведена к формуле, которая гласит, что перераспределение акцентов внутри содержания образования может способствовать созидательному изменению культуры в соответствии с текущими культурными, политическими, экономическими, социальными вызовами России.

Ключевые слова:

культурная трансмиссия, антропология образования, историческая память школьников, войны памяти, история в школе.

С. 176-188

 

открыть

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ В КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Пирогова Н. Г.

Аннотация

В статье анализируются подходы к обучению иноязычной лексике на базе отечественной и зарубежной методической литературы. Актуальность тематики представленной статьи обусловлена тем, что, несмотря на существующее многообразие классических и современных подходов, не существует идеального метода формирования вокабуляра студентов. Автор рассматривает ряд традиционных и альтернативных подходов к развитию словарного запаса и предлагает использовать познавательно-смешанный подход в качестве оптимального при обучении иностранным языкам.

Ключевые слова:

обучение, иностранный язык, учащийся, вокабуляр, подход, лексическая единица.

С. 189-200

 

открыть

ОТ ТЕОРИИ К ПРАТИКЕ: О ПОВЫШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

Малюгина А. В.

Аннотация

Несмотря на выросшую востребованность английского языка в современном мире, для большей части сотрудников правоохранительных органов и будущих офицеров (курсантов) России знания иностранного языка, к сожалению, представляются неактуальными. Причины низкой мотивации к изучению иностранного языка и английского языка в частности – современное политическое противостояние с Западом; ограниченный выезд сотрудников полиции за границу; невысокий процент правонарушений, совершаемых с участием иностранных граждан; незначительное, в сравнении с Европой, количество иностранных англоговорящих туристов. Все эти факторы свидетельствуют, что рядовому  обычному полицейскому из провинциальных городов английский язык нужен в лучшем случае для общего развития. Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что большая часть учебных материалов, используемых на юридических факультетах в образовательных организациях высшего образования системы МВД, охватывает общие традиционные сферы юриспруденции и имеет невысокую практическую направленность для сотрудников полиции. В статье анализируются способы повышения практической составляющей обучения иностранному языку курсантов образовательных организаций высшего образования системы МВД. Рассмотрены механизмы формирования и последующей оценки иноязычной компетенции сотрудников правоохранительных органов. Исходя из того, что курсанты – это будущие сотрудники, автор предлагает использовать в оценке их иноязычной компетенции критерии оценки персонала, среди которых главную практическую роль играют профессиональные умения. Утверждается, что для их формирования в сфере иноязычной компетенции необходима разработка практических профессиональных задач, требующих знаний иностранного языка для определенных должностей и их включение в рабочие программы по конкретным специальностям.

Ключевые слова:

курсант, полиция, иностранный язык, иноязычная компетенция, практическая значимость, профессиональные иноязычные умения, практическая задача, должность.

С. 201-210 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ДИСКУССИИ И ДЕБАТЫ КАК МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Баркова Н. Н., Карпенко А. В.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-211-219

Аннотация

В статье раскрываются преимущества и проблемы использования методов дискуссии и дебатов в обучении студентов педагогического университета на примере подготовленных и проведенны интеллектуальных встреч между студентами географического и биолого-химического факультетов МПГУ, иллюстрируются формирующиеся компетенции и возможности осуществления межпредметных связей, акцентируется идея личностной самореализации учащихся.

Ключевые слова:

образование, студенты, педагогика, личность, методы обучения, дебаты, дискуссия, преподаватель, самореализация, компетенции, терминология, критерии.

С. 211-219

 

открыть

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Васильева Л. Н., Володина Е. В., Ильина И. И.

Аннотация

Меняющиеся требования рынка труда формируют новые задачи в области подготовки студентов технических направлений и специальностей. В статье рассмотрены основные принципы организации процесса обучения студентов технических направлений на основе междисциплинарных задач. Приведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросам реализации междисциплинарных связей, раскрыта сущность понятия «междисциплинарные задачи». Представлен анализ федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Управление в технических системах» (уровень бакалавриата), выделены компетенции, формирование которых определяется совокупностью дисциплин информационно-математического и профессионального циклов. Построен алгоритм исследования решения междисциплинарной задачи. Приведен пример междисциплинарного задания, выполняемого с использованием специализированных программных продуктов Mathcad и Electronics Workbench. Подробно описаны уровни сформированности профессиональных компетенций. Результаты исследования представлены в виде диаграмм.

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, межпредметная связь, междисциплинарные задачи, Mathcad, Electronics Workbench.

С. 221-231

 

открыть

КАРТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Бояринов Д. А.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «карты интеграции знаний» как инструмент построения модели знаний учащегося. Наличие такого инструмента создает предпосылки для отслеживания динамики формирования знаний обучающихся, прогнозирования хода процесса обучения. Это, в свою очередь, служит основой для автоматизации отдельных элементов управления процессом обучения. В статье рассматривается понятие «карта концептов», указываются его недостатки применительно к рассматриваемой проблеме. Анализируются психологические основания для введения понятия «карта интеграции знаний». Отмечается связь между когнитивной деятельностью и категоризацией. Приводится структура рабочих листов карт интеграции знаний и этапы работы с картами интеграции знаний. Рассматриваются дидактические возможности карт интеграции знаний. Описываются возможности количественного анализа информации, содержащейся в картах интеграции знаний. Вводится понятие «многомерная карта интеграции знаний».

Ключевые слова:

карта интеграции знаний, карта концептов, категоризация, многомерная карта интеграции знаний.

С. 232-239

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Асилова Г. А., Дилшодбеков Т. Д.

Аннотация

Организация самостоятельной работы в высших военных образовательных учреждениях требует современного методического обеспечения, способствующего осуществлению самоконтроля усвоенного материала. Для обеспечения самостоятельной работы по изучению русского языка важно, чтобы обучающиеся были обеспечены современными электронными ресурсами, которые разработаны с учетом особенностей родного языка и направлены не только на усвоение теоретического материала, но и на развитие языковых компетенций. Авторами предлагается электронный учебник по русскому языку, способствующий выполнению данных задач.

Ключевые слова:

русский язык, высшее военное образовательное учреждение, курсант, электронный учебник, программный продукт, самостоятельная работа, тесты.

С. 240-247 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

МОТИВАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ МОНТЕССОРИ-ШКОЛЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Прокофьева Е. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2019-6-248-256

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации в начальной Монтессори-школе. Среди зарубежных исследователей этим занимались А. Мюррай, Ф. Кох, C. Кендалл. В отечественной педагогике похожих исследований пока не было. В США мотивацию в начальной Монтессори-школе рассматривают через призму теории самодетерминации, частью которой является теория организмической интеграции. Начальная Монтессори-школа позволяет детям не только развивать свою внутреннюю мотивацию, но и находить мотивацию для занятий не самыми любимыми предметами. Подход Марии Монтессори для начальной школы называется «космическое воспитание». Космическое воспитание представляет собой целостное развитие ребенка. Ребенок может следовать за своими интересами, а учитель всегда показывает межпредметные связи и помогает ребенку найти свое призвание. В статье представлено сопоставление стадий перехода внешней мотивации на более внутренние уровни с практикой начальной Монтессори-школы. В теории организмической интеграции последней стадией интериоризации мотивации является интегрированная регуляция, предполагающая, что человек может c удовольствием делать то, к чему у него изначально не было внутренней мотивации. Интегрированная регуляция происходит за счет осознания ценности определенных действий для самого человека и для окружающих. На основе проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что космическое воспитание не только развивает внутреннюю мотивацию, но и позволяет развить интегрированную регуляцию. Эта статья носит теоретический характер и выдвигает гипотезу, которую предстоит проверить на практике.

Ключевые слова:

самостоятельность, Монтессори, начальная школа, самодетерминация, мотивация, автономия, компетентность, интегрированная регуляция, теория организмической интеграции, космическое воспитание

С. 248-256

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ В ХОДЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Трухин А. В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих-контрактников в процессе военной службы. Раскрываются теоретико-методологические основания процесса формирование готовности к самообразованию военнослужащих, определяющие совокупность методологических подходов. Общенаучный уровень методологии составляет системный подход, позволяющий выполнить комплексное изучение исследуемой проблемы с точки зрения системных свойств. В качестве теоретико-методологической стратегии выделены личностно-деятельностный и технологический подходы, компетентностному и аксиологическому подходам отведена роль практико-ориентированной стратегии. В статье отмечены роли методологических подходов в раскрытии исследуемой проблемы, установлено единство, взаимосвязь и взаимодополняемость.

Ключевые слова:

самообразовательная деятельность, готовность к самообразованию, военно-педагогический процесс, методологические подходы, теоретико-методологические основания.

С. 257-265

 

открыть

НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Баймаханов А. Б.

Аннотация

Статья посвящена изучению преимуществ и недостатков новых методов и технологий обучения в вузе, обзору эффективности применения этих методов зарубежными вузами, такими как Кембридж и Гарвард. Усовершенствование российской системы высшего образования обуславливает поддержку интереса преподавателей вузов к различным интерактивным методам и технологиям обучения, которые нацелены на пробуждение активности студентов. Наряду с этим в условиях перехода отечественного высшего образования на новые образовательные стандарты обучения подобные методы и технологии обучения в вузе направлены на формирование таких профессиональных компетенций, как развитие конкурентоспособности личности и ее динамики профессиональной мобильности. По итогам исследования особую актуальность приобретают активные и интерактивные  технологии обучения, как модель «перевернутого обучения», метод кейсов и проектное обучение (PBL).

Ключевые слова:

вуз, технологии и методы обучения, зарубежный опыт, внедрение, модель «перевернутого обучения», метод кейсов, проектное обучение (PBL).

С. 266-277