×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 / Философия 5.7

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ПРИВЕДЕНИЕ К АКТИВНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В ПРОПОВЕДЯХ МЕЙСТЕРА ЭКХАРТА

Шурунов К. М.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-11-16

Аннотация. 

В статье исследуется определенный стиль обучения, характерный для проповедей Мейстера Экхарта, прочитанных им в начале XIV в. в женских монастырях и сообществах бегинок. Для этого вводится понятие «активного свидетельствования»: aктивное свидетельствование есть особое состояние свидетельствования от сердца, которое предстает целью обучения в проповедях Экхарта. Затем в статье рассматривается метод Экхарта, заключающийся в преподавании на основании разбора спонтанных примеров из реальной жизни. В статье утверждается, что результатом подобного метода является интуитивное понимание единства окружающего мира – понимание, которое позволяет обучающемуся достичь состояния активного свидетельствования. В заключении статьи подчеркивается потенциальная актуальность такого метода обучения в современном образовании.

Ключевые слова

Мейстер Экхарт, проповеди, активное свидетельствование, метод обучения, преподавание.

С. 11-16

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л. С. ВЫГОТСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Козлова Н. Ю.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-17-24

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые философско-методологические взгляды Л. С. Выготского, представленные в исследовании «Исторический смысл психологического кризиса»: о роли «фундаментального понятия» в развитии науки и его связи с «объяснительным принципом», о стадиальной трансформации научного открытия, о происхождении научных понятий; рассматривается связь данных идей с проблемным полем современной философии науки.

Ключевые слова

философия и методология науки, научное понятие, объяснительный принцип, концептуальная инженерия, риторика науки, публичная наука.

С. 17-24

 

 

Психологические науки 19.00.00 / Психология 5.3

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(на примере поколения X и Y)

Швецова М. Н., Бакова В. В                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-25-31

Аннотация. 

В статье представлены результаты эмпирического исследования социальных установок представителей поколений X и Y и их просоциального поведения. Показано, что социальные установки, такие как альтруизм, справедливость и забота, значимо более выражены у представителей поколения X. Представители поколения Y оказываются более ориентированными на индивидуальные ценности, интериоризированные ценности, более склонны к публичности.

Ключевые слова

социальные установки, альтруизм, справедливость, забота, просоциальное поведение, поколение Y, поколение X.

С. 25-31

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова Е. Ю., Цветкова Н. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-32-47

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию психологической готовности к браку современной студенческой молодежи. Проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению феномена психологической готовности к браку, выделены параметры, влияющие на уровень готовности. Разработано и проведено эмпирическое исследование на базе высших учебных заведений г. Москвы: МПГУ (студенты гуманитарной направленности образования) и МАДИ (студенты технической направленности образования). Установлено, что наиболее важными мотивами вступления в брак у современных студентов, независимо от направленности образования, являются любовь, духовная близость, общность взглядов и интересов, сексуальная совместимость. Обнаружены и различия в мотивации вступления в брак и в других параметрах. Полученные результаты могут быть использованы в консультативной работе психологических служб университетов при обращении студентов по вопросам межличностных взаимоотношений.

Ключевые слова

студенческая молодежь, психологическая готовность к браку, семейные роли, ценностные ориентации, мотивы вступления в брак, психологическое консультирование.

С. 32-47

 

открыть

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Белобрагин В. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-48-54

Аннотация. 

Статья посвящена актуальным проблемам социальной психологии, а также смежных наук: имиджелогии, психологии имиджа, музыковедения и др. – вопросам концепции управления имиджем в музыкальной индустрии с точки зрения социальной психологии. Рассматриваются теоретические основы имиджа как проблемы социально-психологической науки. Автор представляет теоретический анализ проблем музыкальной индустрии России с точки зрения социальной психологии управления, а также представляет итоги своих эмпирических исследований по выявлению имиджа музыкальной индустрии и ее представителей (солистов-исполнителей) как феномена социального восприятия и социальных представлений, выделяет основные имиджевые типажи в зависимости от стиля, жанра, самопрезентации, репутации («классический», «гламурный», «ретро»).

Ключевые слова

имидж, персональный имидж, корпоративный имидж, музыкальная индустрия, социальная психология управления, имиджевая типизация.

С. 48-54

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МЕДИЦИНЕ: СООТНОШЕНИЕ ОБЫДЕННОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Стрельников С. С., Вохминцев А. П.,
Каткова А. Л., Ушакова О. М
                      
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-55-69

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме различного понимания искусственного интеллекта в обыденном и профессиональном аспекте. Авторы исходят из сложившегося как в обыденности, так и профессиональной практике понимания искусственного интеллекта как технологии. Сделан вывод об отсутствии консенсуса в точном определении понятия искусственного интеллекта. Обосновано существование четырех типов понимания технологии искусственного интеллекта: механицистское, субъектное, эволюционное, биологическое (метафорическое) понимание. Авторы приходят к заключению, что все четыре типа могут сосуществовать в обыденном и научном дискурсе.

Ключевые слова

искусственный интеллект, понимание, медицина, дискурс, профессионализм.

С. 55-69

 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кубанцева Д. И                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-70-79

Аннотация. 

В статье рассматривается клиповое мышление, которое формируется у современных школьников и студентов под влиянием мультимедийных и информационных технологий. Для данного типа мышления характерны фрагментарность, алогичность, эмоциональность, мультиканальность, нарушение причинно-следственных связей, нацеленность на развлекательный контент. Показано, что традиционная система обучения не соответствует новому типу мышления, это особенно ярко проявилось в дистанционном обучении во время пандемии COVID-19. Для обучения обладателей клипового мышления необходимо не просто приспосабливать к нему образовательный процесс. Изменяя формат подачи информации, представляя ее в виде схем, кластеров, клипов и игр, следует руководствоваться когнитивной теорией мультимедийного обучения Р. Майера, которая акцентирует внимание на мотивации и метапознании. Необходимо также использовать в процессе обучения практики, нацеленные на развитие способностей к анализу, запоминанию, осмыслению информации, пониманию причинно-следственных связей.

Ключевые слова

клиповое мышление, клиповая культура, мультимедийные технологии, Интернет, образование, понятийное мышление, алогичность, образовательные технологии.

С. 70-79

 

открыть

НАСИЛИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ганузин В. М.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88

Аннотация. 

В статье дан анализ современных исследований насилия, направленного против учителей со стороны участников образовательного процесса. Данные литературы свидетельствуют о том, что учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. Плохое поведение и агрессия школьников в классе являются одними из наиболее серьезных факторов стресса, который способен серьезно снизить профессиональное благополучие учителей и помешать построению позитивных отношений в классе. Результаты анализа исследований показали, что подверженность педагогов виктимизации была чаще связана с конфликтом между учениками и учителем. Поддержка со стороны руководства школы и хорошие отношения с коллегами являются ценными ресурсами для развития положительных эмоций и снижения уровня насилия над учителями.

Ключевые слова

школьный климат, буллинг, виктимизация, насилие против учителей.

С. 80-88

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Слюсарева Е. С., Мизина Н. Н.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-89-103

Аннотация. 

В статье представлено исследование психологической безопасности двух групп родителей: родителей, воспитывающих детей с нормотипичным развитием, и родителей детей, имеющих разные варианты нетипичного развития. Проведен сравнительный анализ показателей психологической безопасности: отношение (позитивное, нейтральное, отрицательное), удовлетворенность и защищенность от насилия. Выявлено, что наиболее значимым критерием психологической безопасности для родителей выступает удовлетворенность. Исследование удовлетворенности родителями жизнедеятельности в образовательном учреждении позволило выявить общие и специфические характеристики удовлетворенности родителей детей с типичным и нетипичным развитием. На основе кластерного анализа определены кластеры родителей и выделены три группы родителей, с разной степенью удовлетворенности образовательной средой в целом и отдельными характеристиками взаимодействия в ней.

Ключевые слова

психологическая безопасность, инклюзивная образовательная среда, удовлетворенность родителей.

С. 89-103

 

 

Педагогические науки 13.00.00 / Педагогика 5.8

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Шевченко Н. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-104-117

Аннотация. 

В условиях мировой глобализации и информатизации обществ и государств, для которых характерным является неоднозначность восприятия и оценки событий, происходящих в мире, когда наблюдается смена ценностных ориентиров, установок и традиций, перед современным образованием встает задача усиления культурологической парадигмы в содержании современного образования. В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. подчеркивается, что одним из основополагающих направлений политики государства является формирование у молодого поколения духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей на лучших образцах многонациональной российской и мировой культуры, приобщение молодежи к историко-культурному достоянию страны, к его обогащению в различных видах их творческой деятельности. В статье нашли отражение вопросы, связанные с подготовкой учителя в образовательном пространстве университета в контексте культурологического подхода, как одной из актуальных проблем современного отечественного образования; рассматривается понятие культуры и основные концептуальные положения культурологического подхода с позиций различных авторов в историко-ретроспективном аспекте. Представлены результаты опроса на выявление общекультурных компетенций студентов-бакалавров 2–3-го курсов Петрозаводского государственного университета по направлению подготовки «Педагогическое образование» по разработанным критериям и показателям общей культуры будущих учителей.

Ключевые слова:

культурологический подход, культура личности, профессионально-педагогическая культура, культурные ценности, профессиональная подготовка, общекультурные компетенции, культурно-созидательная среда, творческая деятельность.

С. 104-117

 

открыть

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО

Глебова М. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-118-132

Аннотация. 

В статье рассмотрены проблемы формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения в контексте требований ФГОС СОО, теоретически обоснованы подходы к определению терминов «гражданская компетентность», «когнитивный компонент гражданской компетентности». Автором предложена методологическая модель гражданской компетентности, включающая когнитивный, мотивационный, ценностно-целевой, социокультурный, индивидуально-личностный, операционно-технологический компоненты. Представлены описание и уровневые характеристики когнитивного компонента, который рассматривается как системообразующий фактор в структуре модели гражданской компетентности, он обеспечивает формирование структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, их упорядоченную совокупность, системность, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется собственно процесс деятельности человека. Определены особенности формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования с учетом интегративной природы ключевых компетенций.

Ключевые слова:

гражданская компетентность, компетентностный подход, гражданское образование, когнитивный компонент, интеллектуальное развитие, процесс обучения, ФГОС СОО.

С. 118-132

 

открыть

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Яковлева А. В., Яковлева Ю. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-133-149

Аннотация. 

В статье дается обзор теоретических положений и обоснование актуальности теоретико-методологической проработки развития информационной культуры учащихся средней школы посредством образовательных интернет-ресурсов в связи с определяющей ролью сформированной информационной культуры в системе образования учащихся средней школы, как обязательного условия, позволяющего обучающимся результативно взаимодействовать с современными образовательными ресурсами. В работе определена цель, задачи и методы исследования, имеющего теоретико-методологическую направленность, в области формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов. Отмечается важное значение, которое имеет сеть Интернет для образовательного процесса, поскольку благодаря ей школьники не только получают доступ к огромным информационным массивам и потокам, но и меняют подход к осуществлению собственной учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова:

информационная культура, образовательные интернет-ресурсы, информационная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, веб-сайт, мультимедийность, интерактивность.

С. 133-149

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф.,
Шахурдин В. Д
.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163

Аннотация. 

В настоящее время высшее образование России находится на пороге грядущих преобразований, связанных с отказом нашей страны от принципов Болонской декларации. В статье приведен анализ высшего образования России в части основных определений, уровней, стандартизации, компетентностного подхода и оценочных процедур, информатизации образования, современных образовательных технологий, новой роли преподавателя вуза и интеграционных процессов, влияющих на качество образования. После массового перехода в 2011 г. на уровневую систему высшего образования российскими вузами накоплен значительный опыт в части подготовки бакалавров и магистров на основе компетентностного подхода. Однако российская система высшего образования, база которой была сформирована в советский период, не смогла адаптироваться полностью под европейскую систему высшего образования. Сложность внедрения принципов Болонской декларации в российских вузах была связана с тем, что уровневая система высшего образования внедрялась без учета специфики и традиций высшей школы России. На основе проведенного анализа основных направлений функционирования отечественной высшей школы даны практические рекомендации по возможным путям модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом основных тенденций ее развития.

Ключевые слова:

высшее образование, стандартизация высшего образования, компетентностный подход, информатизация образования, преподаватель вуза, интеграционные процессы вузов.

С. 150-163

 

открыть

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Омельченко Е. А., Шевцова А. А.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-164-177

Аннотация. 

Дети – одна из наиболее уязвимых категорий перемещенных лиц. Общее число детей, находящихся в миграции в 2021 г., достигло 36 млн человек в мире. Многие из них не имеют доступа к качественному образованию, испытывают сложности в ходе процесса адаптации и интеграции, с трудом входят в образовательный процесс массовой российской школы. Образовательные организации Южного Урала – промышленно развитого и привлекательного для трудовых мигрантов региона, также столкнулись с достаточно массовым притоком детей из семей иноэтничных мигрантов в школу. Авторы на примере школ Челябинской области и с учетом сложившейся в регионе этнодемографической ситуации рассматривают особые образовательные потребности детей из семей мигрантов, обосновывают необходимость комплексного и системного подхода к решению проблемы языковой, культурной и социальной адаптации детей с миграцией в истории семьи и их интеграции в российское общество средствами образования, анализируют наиболее эффективные практики адаптации, применяемые в региональных образовательных организациях.

Ключевые слова:

социокультурная адаптация, дети с миграционной историей, дети-инофоны, русский язык как иностранный, языковая адаптация, дети в миграции, Челябинская область.

С. 164-177

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Бокова Т. Н., Шевченко А. Я.             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-178-188

Аннотация. 

Современное общество в широком понимании этого слова, находится в ситуации кризиса, затронувшего фактически все институты и сферы человеческой деятельности, такие как: экономика, политика и геополитика, культура, нравственность, и, разумеется, образование, что не может игнорироваться современными научными исследованиями. В развивающихся странах такие кризисы ощущаются более остро и носят более затяжной характер, чем в странах развитых, и потому необходимость реорганизации институциональных структур в ответ на вызовы глобализации становится для них первоочередным и наиболее актуальным. Однако отставание этих стран, в свою очередь, порождает замедление трансформационных процессов как ответа на вызовы глобализации. Подобное противоречие и легло в основу нашего исследования, став его центральной проблемой. Целью данной работы является проведение краткого теоретического анализа и синтеза, позволяющего рассмотреть влияние некоторых идей постмодернизма на адаптацию системы высшего образования стран Латинской Америки к кризисным условиям, диктуемым современным обществом, а также на переосмысление самого феномена образования и на возникновение новых связанных с ним проблем перед лицом новой эпохи.

Ключевые слова:

постмодернизм, высшее образование, кризис, трансформации, глобализация, децентрализация, ризоматичность, гипертекстуальность, реформы, Латинская Америка.

С. 178-188

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ МИНИСТРА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ П. Н. ИГНАТЬЕВА В ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЧАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

Константинова Н. Д., Богуславская Т. Н.,
Константинов Д. С., Бизяева Н. В
.
                
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-189-196

Аннотация. 

В статье приводится краткий анализ деятельности предпоследнего министра народного просвещения – Павла Николаевича Игнатьева, который стоял на страже не только образования широких народных масс, но и традиционных ценностей государства в области просвещения.

Ключевые слова:

П. Н. Игнатьев, педагогическое образование, начальное образование, начало XX в., Российская империя, министерство народного просвещения.

С. 189-196

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Н. Н. ИОРДАНСКОГО

Зеленова Я. Д.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-197-205

Аннотация. 

В статье представлены теоретические основы социального воспитания в трактовке Н. Н. Иорданского; рассмотрены основные подходы к определению сущности социального воспитания, взгляды по вопросам влияния среды на воспитание ребенка в России
в конце ХIХ – начале ХХ в.

Ключевые слова:

история педагогики и образования, социальная педагогика, социальное воспитание, социально-педагогическая мысль.

С. 197-205

 

открыть

РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОЗДАНИЯ «СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА ХХ – НАЧАЛа ХХI ВЕКА

Богуславский М. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-206-220

Аннотация. 

В статье представлена характеристика процесса разработки научных основ создания «современного учебника» в отечественной педагогике конца ХХ – начале ХХI в. Проанализированы социально-образовательные факторы, обусловившие необходимость создания концепции современного учебника. Обоснованы методологические и дидактические подходы, на базе которых была сформирована концепция «современного учебника». Представлены структурные компоненты концепции «современного учебника», представленные в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

Ключевые слова:

методология, дидактика, теория школьного учебника, современный учебник, история педагогики и образования.

С. 206-220

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ничагина А. В., Колесов В. И.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-221-232

Аннотация.  

В данной статье рассмотрены основные проблемы по работе с одаренными детьми в условиях цифровой трансформации образования: концепция одаренности, диагностика одаренности, прогнозирование развития одаренной личности, обучение и развитие. Представлены возможности использования образовательных платформ при работе с одаренными детьми. Приведен пример актуализации учебного материала при подготовке бакалавров по изучению курса «Работа с одаренными детьми».

Ключевые слова:

одаренность, способности, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровое портфолио, образовательная платформа.

С. 221-232

 

открыть

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 

Вавилов А. М.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233-243

Аннотация.  

В статье представлена модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива. Модель представляет собой поликомпонентный системный конструкт, включающий в себя целевой, организационный, дидактический, методический, процессно-сопроводительный и оценочно-диагностический компоненты. Раскрыт комплексный характер научно-методического обеспечения, а также уточнен состав его компонентов и характер взаимосвязи между ними.

Ключевые слова:

модель комплексного научно-методического обеспечения, системный подход, компетентностный подход, контекстный подход, подготовка вожатых.

С. 233-243

 
 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Икромова М. Н.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-244-252

Аннотация.  

В статье рассмотрен навык вычислительного мышления, который необходим человеку в XXI в. Основным подходом к развитию данного навыка является программирование. Фундаментальные навыки программирования – логическое и алгоритмическое мышление – начинают формироваться с дошкольного возраста, и предпосылкой их является образное мышления. Модель И. Я. Каплуновича описывает структуру и этапы развития образного мышления. И она стала основой для решения задачи, связанной с обучением дошкольников современным навыкам.

Ключевые слова:

вычислительное мышление, программирование, занятия, отключенные от компьютера (unplugged), Модель И. Я. Каплуновича, дошкольное образование.

С. 244-252

 

открыть

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ С БАЗАМИ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саидов Ж. Д.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-253-265

Аннотация.  

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций студентов при обучении работе с базами данных в системе высшего образования. Анализируются научные труды ведущих ученых мира. Изучены проблемы, возникающие при обучении работе с базами данных. Были проанализированы мнения, высказанные студентами. Подобраны эффективные технологии обучения и методы обучения, разработана структура обучения для повышения эффективности обучения работе с базами данных на основе современных образовательных технологий. Разработаны критерии компетентности обучающихся. Этапы использования метода практических проектов в процессе обучения студентов. Приведены их организационные части. Для проверки знаний учащихся разработаны образцы контрольных заданий для четырех разных уровней. Были даны рекомендации и предложения.

Ключевые слова:

высшее образование, база данных, смешанное образование, компетентность, технологии обучения, компетентностный подход.

С. 253-265

 

открыть

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ

Кузьменко Е. Л., Белоусова Т. М.,
Терновская О. В
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-266-275

Аннотация.  

В статье рассмотрен и проанализирован опыт применения компьютерной графики и аддитивных технологий в военно-научной работе курсантов первых лет обучения. Использование современных информационных технологий способствует формированию общепрофессиональных компетенций, активизации творческой деятельности курсантов.

Ключевые слова:

инженерная и компьютерная графика, аддитивные технологии, военно-научная работа, общепрофессиональные компетенции, техническое творчество курсантов.

С. 266-275

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Шапошникова Т. А.                                           DOI10.31862/2218-8711-2022-6-276-283

Аннотация.  

Правовое образование студенчества является одним из приоритетных образовательных направлений современной России. В статье проанализирована взаимосвязь между социально-политическими изменениями и изменениями в области правового образования. Обозначены причины, способствовавшие трансформациям в образовательной теории и практике. В статье проиллюстрированы педагогические условия реализации правового образования студенческой молодежи, дан обзор ключевых нормативно-правовых актов, повлиявших на развитие и трансформацию образовательных процессов в заданной области.

Ключевые слова:

правовое образование, студенческая молодежь, высшее образование, право, история правового образования, правовая культура.

С. 276-283