Скачать номер полностью

 

2014, номер 1

Содержание номера

 

 

открыть  Консервативная модернизация российского образования
 
 Богуславский М.В.
 Boguslavsky M.V.
 В статье представлена концепция трактовки стратегий модернизации российского образования в XX – начале XXI вв. Специально рассматривается консервативная стратегия модернизации российского образования в ХХ – начале ХХI вв. Сформированы рекомендации по историко-педагогическому обоснованию  стратегии развития российского образования на долгосрочную перспективу.
 С. 5-11
 

 

открыть  «Царь – раб – друг», или законы педагогической деятельности
 
 Булкин А.П.  Локтюшин Н.Н.  Шатров А.В.
 Bulkin A.P.  Loktyushin N. N.  Shatrov. A. V.
Раскрываются законы педагогики на примере формулы древних обществ Востока и Азии, выражавшей стратегию воспитания ребенка от рождения до совершеннолетия. Три закона педагогической деятельности детерминируют все процессы образования, подготовки, воспитания и обучения человека. Они так же обязательны, как и законы природы. Наложение этих законов на теории и практики, существующие в европейской и российской педагогике и образовании, позволяет выявить степень их обоснованности.
 С. 12-30
 

 

открыть  Барьеры на пути развития института социальных педагогов в сельской России
 
 Гурьянова М.П.
 Guryanova M.P.
 Статья посвящена исследованию профессиональной деятельности социальных педагогов. Автор поднимает ряд существенных проблем, нерешенность которых создает определенные трудности в развитии института социальных педагогов России; анализирует причины сложностей, связанных со становлением института социальных педагогов в российском сельском социуме.
 С. 31-40
 

 

открыть  

Модернизация педагогической подготовки учителей в 1860–1870-е гг.

 
 Кудряшёв А.В.
 Kudryashev А.V.
 В статье охарактеризована деятельность Московской учительской семинарии военного ведомства (1866–1885 гг.). Продуктивной формой подготовки будущих учителей в этой семинарии была тщательно продуманная педагогическая практика воспитанников, заключавшаяся в проведении как уроков, так и внеклассных мероприятий. Это учебное заведение оказало существенное влияние на формирование методики подготовки педагогических кадров в России.
 С. 41-50
 

 

открыть  

Воспитать гражданина: осмысление исторического опыта русской педагогики и школы (конец XIX– начало XX вв.)

 
 Беленцов С.И.
 Belentsov S.I.
 В статье на основе анализа основных работ отечественных и зарубежных исследователей предпринята попытка всесторонне и объективно рассмотреть основные историографические наработки по проблеме гражданского воспитания учащейся молодежи в России конца ХIХ – начала ХХ вв. Охарактеризованы достижения и проблемы современной историографии по данной тематике, сформулированы авторские оценочные суждения и обобщающие выводы по рассмотренной проблеме, предложены направления дальнейших исследований различных аспектов гражданского воспитания.
 С. 51-62
 

 

открыть  Гимназии и лицеи наших дней: какими они были на исходе XX века
 
 Стрельцов А.А.
 Streltsov A.A.
 Статья приурочена к 25-летию возрождения лицеев и гимназий в нашей стране и представляет собой краткий экскурс в их новейшую историю. На основе публикаций показано, в каких условиях эти учебные заведения создавались, с какими трудностями это было сопряжено, чем они отличались от обычных средних школ.
 С. 63-78
 

 

открыть  

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств – участников СНГ

 
 Мариносян Т.Э.
 Marinosyan T.E.
 В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского языка – языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, который традиционно играет важную роль в интеграционных процессах.
 С. 79-85
 

 

открыть  Обучение истории в современной Польше
 
 Мацей Фиц
 Fic Maciej
 В статье рассматривается процесс реформирования исторического образования в средней школе Польши на протяжении конца 80-х гг. ХХ в. – первого десятилетия ХХI в.
 С. 86-96
 

 

открыть Обучение детей с особыми образовательными потребностями в Чешской республике
 
 Долгая О.И.
 Dolgaya O.I.
Рассматривается зарубежный опыт обучения детей с особыми образовательными потребностями на примере Чешской Республики. Описываются тенденции в обучении таких детей, раскрываются понятия интеграции и инклюзии применительно к зарубежному опыту, характеризуется опыт инклюзивного образования в чешской образовательной системе.
 С. 97-104
 

 

открыть  Технология безопасной управленческой деятельности в образовательном учреждении
 
 Коджаспирова Г.М.
 Kodzhaspirova G.M.
 В статье рассматривается вопрос о безопасности управленческой деятельности в образовательном учреждении и представлена соответствующая технология.
 С. 105-117
 

 

открыть Ситуативная педагогика – работа педагога с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми
 
 Шустова И.Ю.
 Shustova I.Y.
Педагогическая деятельность должна быть ориентирована на проживание жизненных ситуаций (особенно неоднозначных, проблемных) совместно с воспитанником. Важен вывод таких ситуаций в рефлексивную плоскость, на прояснение внешних факторов, внутренних установок и ресурсов, позволяющих воспитаннику оценить ситуацию, свои индивидуальные смыслы и способы деятельности в ней. Условно можно представить следующую логику работы с ситуацией: внутренняя остановка педагога, фиксация ситуации, преобразование, рефлексивное завершение ситуации.
 С. 118-128
 

 

открыть  Литературное краеведение средствами медиаобразования как путь социализации детей-сирот
 
 Чайкина Л.П.  Латышев О.Ю.
 Chaykina L.P.  Latyshev O.Y.
 Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении на уроках в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы полагаем, что при этом процесс социализации учащихся приобретает новые позитивные черты.
 С. 129-140
 

 

открыть  К.Д. Ушинский – классическое наследие для современного образования
 
 Богуславский М.В.  Занаев С.З.
 Boguslavsky M.V.  Zanayev S.Z.
Представлены материалы круглого стола, «К.Д. Ушинский – классическое наследие для современного образования», посвященного 190-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого и деятеля образования.   
 С. 141-150
 

 

открыть Научная школа А.И. Бурова и творческие семинары исследователей-педагогов в Институте художественного образования
 
 Печко Л.П.
 Pechko L.P.
 В статье рассматривается значение научной школы А.И. Бурова для современных исследований в сфере эстетического развития личности. Материал представлен в виде обзора результатов опроса участников семинаров. В статье цитируются ответы на вопросы анкеты, предложенной респондентам в 2013 году. Все заполненные анкеты хранятся в личном архиве автора статьи – научного руководителя семинаров (с 1984 г.).
 С. 151-160
 

 

открыть  Русская утопия, антиутопия и фантастика в новом социально-культурном контексте
 
 Ланин Б.А.
 Lanin B.A.
 В статье анализ новых теорий сочетается с интерпретациями литературных текстов. Многие западные исследователи все чаще пишут о русской утопии, антиутопии и научной фантастике. Они предлагают новые подходы к исследованию произведений этих жанров. Такой интерес связан с творчеством современных русских писателей Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Михаила Юрьева.
 С. 161-169
 

 

открыть  В мире педагогических журналов
 
 Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»
 Magazine «National and Foreign Pedagogy»
 Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием недавно вышедших номеров российских педагогических журналов. Предлагаем вашему вниманию содержание № 1 (16) за 2014 год журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».
 С. 170-171