2013, номер 4

Содержание номера

 

 

 

открыть Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
В статье на основе анализа теории политической модернизации и концепции стратегического управления рассматриваются важнейшие методологические подходы к трактовке стратегии модернизации российского образования ХХ в.
C. 5-20
 

 

открыть Теоретико-методологические подходы к анализу образовательной политики в контексте реформ российского образования ХХ века
 
Милованов К.Ю.   
Milovanov K.Yu.   
В статье рассматривается опыт реформирования образования в России в XX в., анализируются приоритеты государственной образовательной политики, подводятся общие итоги модернизации образования в России за минувший век.
C. 21-34
 

 

открыть Участие общественных институтов в разработке стратегии модернизации российского образования в ХХ в.
 
Кудряшёв А.В.   Занаев С.З.   
Kudryashev А.V.   Zanayev S.Z.   
В статье описываются основные подходы к понятию социального института в сфере образования. Дается классификация общественных институтов с учетом их функций и форм. Специально характеризуются такие социальные институты, как самоуправление, общественные организации, освещается их роль в становлении гражданского общества. Анализируется вклад учительства в обсуждение стратегии модернизации российского образования ХХ в.
C. 35-50
 

 

открыть Познание – наивысший аффект: еще раз о когнитивной компетенции
 
Булкин А.П.   
Bulkin A.P.   
Анализируется познавательная деятельность в формах gnosis и cognitio, выявляются их различия с точки зрения места и роли в жизни человека, объектов исследования, мотивации субъектов деятельности, содержания. Показывается, как происходила реализация когнитивной деятельности в истории педагогики и образования в формах «материального» и «формального» видов образования в знаниевой парадигме и в форме «когнитивной компетенции» в системно-деятельностной парадигме. Исследование базируется преимущественно на материалах истории отечественной педагогики.
C. 51-64
 

 

открыть Модели воспитания: национальный контекст
 
Беляев Г.Ю.   
Belyaev G.Yu.   
Рассматриваются модели воспитания, исторически сложившиеся в национальных социокультурных контекстах. Модель воспитания, взятая в контексте национальной культуры, помогает воспитанникам создавать и развивать личностные смыслы собственной жизнедеятельности, понимая при этом иные формы, цели и задачи воспитания. Педагогическая работа в рамках культурной модели воспитания призвана преодолевать временный кризис поликультурного воспитания – важнейшего направления современной педагогики.
C. 65-78
 

 

открыть Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования у школьника умения учиться
 
Самоненко Ю.А.   Жильцова О.А.    Самоненко И.Ю.   
Samonenko Yu.A.   Zhiltsova O.A.    Samonenko I.Yu.   
Рассматриваются содержание и методы основного общего и полного среднего образования. В работе представлены результаты исследований группы специалистов МГУ им. М.В. Ломоносова, на протяжении последних десятилетий занятых разработкой проблем совершенствования образования на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов.
C. 79-95
 

 

открыть Культурно-образовательный потенциал эстетического и художественного выражения в концепции А. Ф. Лосева (20-80-е годы XX века)
 
Печко Л.П.   
Pechko L.P.   
Статья посвящена научному творчеству выдающегося отечественного мыслителя А.Ф. Лосева, и его концепции эстетического как выразительного, то есть единства сущности любого объекта, явления и выражающей ее формы. В контексте образования и педагогики обращение к этому подходу имеет большое будущее.
C. 96-103
 

 

открыть Познание – покорение – уничтожение: ценностный компонент в преподавании естествознания в начальной школе в советский период
 
Козлова М.А.   
Kozlova M.A.   
В статье на основе анализа содержания учебников естествознания для начальной школы и методических пособий для учителей естествознания рассматриваются транслируемые школьникам ценностные ориентации и модели поведения по отношению к окружающей природной среде и их трансформации на протяжении первой половины XX в.
C. 104-120
 

 

открыть Учебная литература для чувашских школ XIX–XX вв.
 
Семенова П.А.   Соловьева Г.П.   
Semenova P.A.    Solovieva G.P.   
В статье характеризуется история книги для обучения чувашскому языку, которая берет свое начало с конца XVIII в. Огромная роль в подготовке учебной литературы конца XIX в. принадлежит педагогу, создателю современной чувашской азбуки И.Я. Яковлеву. В XX в. увидело свет большое количество учебников и пособий по чувашскому языку и литературе, что способствовало дальнейшему развитию языка и литературы. В приложении к статье помещен Библиографический указатель чувашских азбук и букварей. Список позволяет проанализировать выпуск букварей и азбук за определенный период, выявить имена ученых, принимавших участие в их подготовке, проследить обновление содержания изданий, изменение программ образования.
C. 121-142
 

 

открыть Профессиональное развитие учителей как субъектов международного образовательного пространства
 
Постригач Н.О.   
Postrygach N.O.   
В статье рассматриваются теоретические наработки зарубежных ученых в области профессионального развития учителей как субъектов международного образовательного пространства, дается прогностическое обоснование возможности адаптировать прогресивные идеи зарубежного опыта к теории и практике непрерывного педагогического образования в Украине.
C. 143-149
 

 

открыть Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот
 
Макарова Л.Н.   Латышев О.Ю.   
Makarova L.N.   Latyshev O.Y.   
Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых для погружения воспитанников интерната в тему туризма знаний, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.
C. 150-161
 

 

открыть Формирование методических умений у будущих учителей математики в процессе изучения математических дисциплин
 
Капкаева Л.С.   
Kapkaeva L.S.   
Обоснована необходимость формирования методических умений у студентов педвуза в процессе изучения математических дисциплин. На примере математического анализа раскрыто содержание методической подготовки будущих учителей математики на лекциях, практических занятиях и в период самостоятельной работы.
C. 162-170
 

 

открыть Художественные средства обучения как возможность интеграции духовно-нравственного образования в учебный предмет «Обществознание»
 
Коростелева А.А.   
Korosteleva A.A.   
Статья раскрывает возможности использования художественных средств обучения в рамках учебного предмета «Обществознание» как для повышения его учебно-воспитательной значимости, так и для успешной интеграции духовно-нравственного образования в названный курс. Рассматриваются такие художественные средства обучения, как символ, иллюстрации, художественные и библейские тексты, цветовая палитра, текстовой герой.
C. 171-186
 

 

открыть Стратегические основы идентификации псевдослова младшими школьниками
 
Бабина Г.В.   Панкратова Н.С.    
Babina G.V.   Pankratova N.S.   
В статье рассматриваются стратегии идентификации псевдослова при чтении, анализируются ответы детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
C. 187-193
 

 

открыть О результатах проекта Русской ассоциации чтения «Чтение, которое нас объединяет»
 
Ермоленко В.А.   Сметанникова Н.Н.   
Ermolenko V.A.   Smetannikova N.N.   
Представлены результаты общероссийского проекта «Чтение, которое нас объединяет», проведенного Русской ассоциацией чтения 25 марта – 25 апреля 2013 г. в форме онлайн-опроса читателей. Приведены экспертные оценки результатов проекта по кругу чтения различных категорий читателей: детей, юношества, взрослых (профессионального и непрофессионального сообществ), позволившие выявить кластер книг, наиболее часто называемых читателями. Описаны выводы, сделанные на основе этих результатов участниками круглых столов, проведенных в рамках III Международной научно-практической конференции Русской ассоциации чтения «Чтение и грамотность в образовании и культуре. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХI века».
C. 194-199
 

 

открыть Культурсоциология и смыслы социальной жизни
 
Ланин Б.А.   
Lanin B.A.   
Размышления над книгой Джеффри Александера «Смыслы социальной жизни: культурсоциология»
C. 200-205
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and foreign pedagogy»    
Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием недавно вышедших номеров российских педагогических журналов. Предлагаем вашему вниманию содержание № 4 за 2013 год журнала «Отечественная и зарубежная педагогика». Тема номера: история учебной литературы.
C. 206-207