2013, номер 5

Содержание номера

 

 

 

открыть Общее собрание Российской академии образования 29-30 октября 2013 года
 
От редакции    
Editorial   
29–30 октября 2013 года прошло общее собрание Российской академии образования. В соответствии с действующим уставом состоялись выборы руководства Академии.
C. 5
 

 

открыть Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (Доклад на отчетно-выборном собрании РАО 29 октября 2013 г.)
 
Фельдштейн Д.И.   
Feldstein D.I.   
Настоящая публикация представляет собой доклад, сделанный на Общем собрании Российской академии образования. В нем всесторонне раскрываются особенности развития растущего человека в современной историко-культурной ситуации.
C. 6-20
 

 

открыть АПН РСФСР – АПН СССР – РАО: к 70-летию Российской академии образования
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
В статье характеризуется происходивший на протяжении 70 лет процесс развития академической науки в сфере образования. Подводятся основные итоги деятельности АПН РСФСР, АПН СССР и Российской академии образования.
C. 21-34
 

 

открыть Типология и характеристика программ оценки учебных достижений школьников
 
Болотов В.А.   Вальдман И.А.   
Bolotov V.A.   Valdman I.A.   
В статье рассматриваются основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводятся примеры из международного и российского опыта. Кроме того, освещаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования.
C. 35-53
 

 

открыть В защиту начального профессионального образования
 
Ткаченко Е.В.   Смирнов И.П.   
Tkachenko E.V.   Smirnov I.P.   
В статье дается научно-методический и социально-педагогический анализ последствий упразднения начального профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» для качества подготовки квалифицированных рабочих кадров.
C. 54-67
 

 

открыть Вопросы жизни или образование и подготовка
 
Булкин А.П.   
Bulkin A.P.   
Анализируется место и роль образования в переломные моменты истории России XIX и XXI веков; в понятийный аппарат педагогики вводится категория «подготовка», раскрывается ее соотношение с понятием «образование»; ставится вопрос о месте компетенций в современном образовании России. Статья лишний раз подтверждает аксиому, что система образования отражает состояние общества, концентрируя и обнажая его проблемы, которые, в конечном счете, сводятся к «вопросам жизни»: каковы главные ценности нашего общества, кто мы и куда идем, кто находится в центре нашего внимания – человек или профессионал?
C. 68-81
 

 

открыть Реформа и модернизация высшего образования на рубеже XX–XXI веков в советской и современной российской историографии
 
Идиатуллин А.В.   
Idiatullin A.V.   
В статье анализируется спектр научных исследований по проблематике реформирования высшего образования, появившихся в период с конца 80-х гг. и до настоящего времени. Обозначаются направления исследований и выявляются проблемные области, которые недостаточно исследованы до сих пор.
C. 82-89
 

 

открыть Московские школы в канун и в начале Великой отечественной войны: истоки победы
 
Волкова И.В.   
Volkova I.V.   
Статья посвящена деятельности государственных структур, органов народного образования и педагогического сообщества Москвы по воспитанию, обучению и подготовке старшеклассников к труду и обороне в предвоенный и начальный военный период. На основе архивных материалов воссоздаются подготовительные меры, предпринятые в канун войны, для жизнеобеспечения и реализации права детей на образование, восстанавливается конкретная картина реорганизации института школы в период битвы за Москву. Содержательное наполнение школьного образования анализируется с точки зрения мотивации исполнения воинского долга ее выпускниками.
C. 90-101
 

 

открыть Школьная география и методика ее преподавания на рубеже эпох (первая половина XX в.)
 
Ермошкина А.С.   
Yermoshkina A.S.   
Одним из условий модернизации школьного географического образования является осуществленный в статье анализ развития учебного предмета и методики его преподавания в «эпоху перемен», которой стали первая половина ХХ в. и, несомненно, начало ХХI в. Также в статье проведено соотнесение выявленных тенденций развития школьной географии с актуальными проблемами современной разработки нового содержания школьного курса географии и методики его преподавания.
C. 102-116
 

 

открыть Марийская национальная учебная книга: история эволюции
 
Михайлов В.Т.   
Mikhailov V.T.   
Рассматривается эволюция марийской национальной учебной книги, начиная с 1775 г. до начала XXI века. Выявляются ее особенности в основные периоды развития в зависимости от национальной и образовательной политики российского государства, этапов исторического развития марийского этноса, а также отражения в учебной литературе комплекса основных требований к образованию марийских детей. Кроме того, в работе сделана попытка теоретического осмысления имеющегося позитивного исторического опыта создания марийской учебной литературы и обоснования необходимости его преемственного использования при разработке учебников нового поколения для национальной школы.
C. 117-132
 

 

открыть Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки SIMCE в Чили
 
Вальдман И.А.   
Valdman I.A.   
В статье на примере чилийской программы национальной оценки учебных достижений SIMCE рассматриваются такие вопросы, как цели национального мониторинга, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения информации о результатах оценки, формы информирования, информационные продукты и их характеристики.
C. 133-149
 

 

открыть Актуализация карнавальных процессов в период кризиса культуры (на примере субкультуры студенчества)
 
Семенова Е.А.   
Semenova Y.A.   
Рассматриваются понятие кризиса культуры, современное состояние развития культуры в ее праздничном, зрелищном и пограничном аспектах, потенциал студентов вузов искусства с точки зрения осмысления современных процессов карнавализации. Студенческая карнавальная картина мира трактуется как значимый объект в изучении природы карнавала.
C. 150-159
 

 

открыть О библиометрических показателях, используемых для оценки научных журналов по педагогике и психологии
 
Антопольский А.Б.   Усанов В.Е.   
Antopolsky A.B.   Usanov V.Y.   
В статье предлагается пересмотр перечня рецензируемых журналов по педагогике и психологии, в которых могут быть опубликованы результаты диссертационных исследований (перечень ВАК). Для этой цели необходимо использовать сочетание библиометрических и экспертных методов. Авторами предлагается набор библиометрических показателей на базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и вебометрических показателей на базе Академии Google и тематического индекса цитирования поискового портала Яндекс. С использованием этих показателей формируется рейтинг российских журналов по психологии и педагогике, представленных в базе данных РИНЦ. Для формирования рейтинга используется ранжирование журналов по каждому показателю. Полученный рейтинг предлагается использовать как основу для экспертной оценки журналов.
C. 160-173
 

 

открыть Краеведческая составляющая медиаобразования детей-сирот в условиях логопедической поддержки
 
Черноусова И.И.   Латышев О.Ю.   
Chernousova I.I.   Latyshev O.Yu.   
Медиаобразование туристско-краеведческой направленности благотворно влияет на процесс социализации детей-сирот в школе-интернате. Данный вид деятельности в условиях логопедической поддержки особенно эффективен для формирования правильной речи юного экскурсовода, журналиста, менеджера музейного дела. В статье раскрываются виды, методы и направления работы учителя-логопеда для успешной социализации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Кроме того, описывается ход работы, которая ведется в данном направлении в школе-интернате № 1 г. Воронежа.
C. 174-188
 

 

открыть Непрерывное образование в интересах устойчивого развития
 
Ломакина Т.Ю.   
Lomakina T.Yu.   
В статье дан обзор выступлений на конференции, посвященной проблемам непрерывного образования, которая прошла в г. Минске 27 сентября 2013 г.
C. 189-193
 

 

открыть Мост к душе ребенка
 
Ланин Б.А.   
Lanin B.A.   
Андрей Максимов, известный журналист, писатель и режиссер, написал 35 книг. Эта, 36-я «Как не стать врагом своему ребенку» – особенная. «Почему же к себе, обуреваемым насущными вопросами, мы относимся серьезно, а к той части человечества – детям, которые озабочены проблемами и поисками пути, – высокомерно и без уважения?» – вопрошает автор. Вся книга – ответ на этот вопрос.
C. 194-196
 

 

открыть Является ли дидактика наукой?
 
Осмоловская И.М.   
Osmolovskaya I.М.   
В настоящей статье освещается мероприятие, на котором обсуждалась книга И.И. Логвинова “Актуальные проблемы современной дидактики (полемические рассуждения)”, приведены цитаты из выступлений участников, переданы дискуссии, возникшие во время беседы.
C. 197-204
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and Foreign Pedagogy»   
Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием недавно вышедших номеров российских педагогических журналов. Предлагаем вашему вниманию содержание № 5 (14) за 2013 год журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».
C. 205-207