×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

АНТИПЕДАГОГИКА В ОТРАЖЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Суханова Н. П.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-9-14

Аннотация. 

Технологизация и цифровизация оказывают влияние на общественную жизнь и культуру в целом, происходит массовизация культуры. Рассматривается неизбежность наступления эпохи постмодерна с его опорными принципами, в числе которых плюрализм, релятивизм, мозаичность и разнородность. Философия постмодерна представляет мир как множество фрагментов, устойчивых связей между которыми не наблюдается. Анализируется влияние постмодернистских принципов на педагогику и формирование антипедагогики. Концепция антипедагогики в радикальной форме отвергает ценность и значимость воспитания и образования. Акцентируется внимание на критическом отношении антипедагогики не только к воспитательным и образовательным методам, но также к обществу потребления. Подвергается критике технократический подход, у обучаемого должно сложиться верное представление демократического общества, а преподаватели должны быть широко мыслящими людьми, способными шагнуть за рамки преподаваемого предмета. Реализация постмодернистских принципов приводит к увеличению и насыщению образовательного пространства, к выстраиванию субъект-субъектного взаимодействия педагога и ученика. Делается вывод о том, что отдельные идеи антипедагогики органично существуют в современной системе образования, однако представляется утопичной идея теоретиков антипедагогики о том, что надежный и верный путь изменения образовательной системы есть разрушение этой системы. 

Ключевые слова

образование, педагогика, антипедагогика, философия, постмодернизм.

С. 9-14 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ПОЭТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Пугачев О. С.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-15-21

Аннотация. 

Статья представляет собой опыт выявления поэтической метафизики в творчестве М. Ю. Лермонтова. В этой связи в ней содержится оценочная характеристика наследия великого поэта в этико-педагогическом его значении. В плане приоритетных оснований подобного анализа выдвигаются положения, развернутые Вл. С. Соловьевым в его литературно-критических статьях. Проводится анализ произведений Лермонтова «Сон», «Демон», «Дума» и др. в аспекте столкновения двух миров, инобытийственных по отношению друг к другу. Подчеркивается своевременность и современность творчества М. Ю. Лермонтова.

Ключевые слова

метафизика, этика, воображение, иные миры, демон, 205-летний юбилей М. Ю. Лермонтова.

С. 15-21

       

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

 открыть

ЭКОФИЛОСОФИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ 

Горохов С. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-22-29

Аннотация.  

В статье рассматривается экофилософия в качестве нового направления философии, сформировавшегося на стыке таких наук, как биология, генетика, социология, экология и др. Анализируются современные подходы к выявлению сущностных характеристик взаимодействия человека и природы. Особое внимание уделяется мировоззренческому подходу в изучении данной проблематики. В качестве основного вывода обосновывается тезис о необходимости отказа от использования дискретных подходов в исследовании взаимодействия социума и окружающего мира, формировании новой парадигмы развития современного общества.

Ключевые слова

философия, экология, экофилософия, биосфера, экологическое

С. 22-29

     

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Швецова М. Н., Лазаренко К. А.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-30-37

Аннотация. 

В статье анализируются результаты исследования просоциального поведения женщин среднего возраста без определенного места жительства. Авторы приходят к выводу о том, что бездомные женщины обладают просоциальным поведением; альтруизм и эмпатия у них оказываются выше, чем у женщин, имеющих дом. Наиболее используемыми стратегиями просоциального поведения у бездомных оказываются уступчивый и альтруистический тип, а у женщин, имеющих дом, уступчивый и эмоциональный тип. При статистической обработке были выявлены взаимосвязи между альтруизмом и эмпатией, а также показано различие между двумя категориями женщин, участвовавших в исследовании.

Ключевые слова

просоциальное поведение, эмпатия, альтруизм, женщины без определенного места жительства (бездомные).

С. 30-37

      

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ОБУЧАЕМЫХ

Дробышева Н. Н.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-38-46

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы использования стилей обучения в профессионально ориентированной иноязычной подготовке в зависимости от особенностей восприятия учебной информации студентами (зрительной/визуальной, аудиальной, кинестетической). На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических данных предлагается использование проектной методики обучения иностранному языку на старших курсах неязыковых вузов с учетом стилей обучения как в группе, так и в работе с отдельными студентами. Цель статьи – показать один из педагогических приемов, который способен решить несколько задач: формирование иноязычных коммуникативных компетенций, информационно-технических умений, презентационных навыков и тимбилдинга. Кроме того, практические рекомендации по применению стилей обучения в процессе освоения языка специальности в неязыковом вузе могут помочь в создании условий для формирования, развития и совершенствования системы стилевых характеристик интеллектуального поведения студентов, которые в итоге будут отражаться на результатах учебной деятельности.

Ключевые слова

стили обучения, психологический тип обучаемых, проектная методика, иноязычная подготовка, студенты неязыкового вуза.

С. 38-46

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ МИКРОКУЛЬТУРЫ

Горелкина М. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-47-53

Аннотация

В данной статье семья и ее микрокультура рассматривается как транслятор норм, правил поведения, семейного быта, под влиянием которых в человеке закладываются системы отношений к собственной жизни, к социуму, к вселенной, то есть смысложизненные человеческие ценности. Основное внимание уделяется структуре микрокультуры. Выделены основные блоки, составляющие микрокультуру. Разработан авторский опросник для исследования семейной микрокультуры.

Ключевые слова:

семейная микрокультура, семейный уклад, структура семейного быта, авторский опросник, семейные традиции.

С. 47-53

     

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОЛЕЗАВИСИМЫМ И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫМ СТИЛЯМИ

Нго Тхи Нга                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-54-65

Аннотация. 

Исследование посвящено выявлению когнитивных барьеров в учебно-профессиональной деятельности у студентов с полезависимым и поленезависимым стилями когнитивной активности. Для этих целей нами был использован принцип таксономии, предложенный Б. Блумом («таксономия уровней познания Бенджамина Блюма»), а также методика «Фигуры Готтшальдта». Результаты показывают, что когнитивный стиль выступает фактором, оказывающим влияние на уровень когнитивных затруднений.

Ключевые слова:

когнитивный барьер, когнитивная деятельность, когнитивный стиль, учебная деятельность, полезависимый стиль, поленезависимый стиль.

С. 54-65

 

 Педагогические науки 13.00.00 

75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

  

открыть

НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Хутин А. Ф., Брянцева М. В.                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-66-76

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты социальной политики государства, понятийных категорий с позиции преподавания гуманитарных исторических дисциплин в вузе, показан негативизм нацизма, фашизма и национализма как неприемлемых общественно-политических явлений для развития цивилизованного общества, общественного социального строя. Это является актуальным не только в познавательном смысле, с точки зрения аналитики проблемы, что крайне важно, но необходимым с целью формирования исторической и генетической памяти народа, правильной оценки событий исторического прошлого и настоящего, анализа и прогнозирования ближайшего будущего, в части недопущения социальных и политических конфликтов в обществе, а также с целью повышения общего уровня подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова:

социальная политика государства, история, нацизм, национализм, фашизм, преподавание гуманитарных дисциплин.

С. 66-76 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МОНИТОРИНГА В РОССИИ И ФРАНЦИИ

Коростелева А. А., Романова М. Ю.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-77-85

Аннотация. 

В статье раскрываются особенности мониторинга системы образования как стандартизированного наблюдения, приводятся данные по результатам анкетирования старшеклассников, позволяющие определить наиболее предпочитаемые ими формы контроля знаний. Авторы исследуют особенности межпредметного взаимодействия общеобразовательных предметов в российской и французской системе образования в целях выявления его возможностей влияния на индивидуализацию системы образования в целом.

Ключевые слова:

индивидуализация, интеграция, междисциплинарное взаимодействие, междисциплинарность, мониторинг, обществознание, экономика.

С. 77-85

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Гомзякова Н. Ю.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-86-92

Аннотация. 

Статья посвящена анализу концепции воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Рассматриваются подходы к развитию составляющих данной концепции с учетом специфики Московской области. Раскрываются особенности организации познавательно-информационного, историко-патриотического, краеведческого, трудового, художественно-эстетического, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического направлений воспитательной работы, а также сетевого взаимодействия учреждений различного  уровня в целях реализации задач воспитательной работы с детьми в условиях Подмосковного региона.

Ключевые слова:

воспитательная работа, дети с ОВЗ, специальное образование в Московской области, концепция воспитательной работы.

С. 86-92

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРИ ОСНОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ИЛИ МОНТЕССОРИ В ЭПОХУ
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Модекин А. А., Прокофьева Е. Н.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-93-102

Аннотация.  

Статья посвящена изучению феномена самоорганизации в начальной Монтессори-школе. Исследованием самоорганизации в рамках различных наук занимались П. Кропоткин, Г. Хакен, Е. Шеваль. М. Монтессори в своих трудах описывала условия, позволяющие большому количеству детей заниматься самостоятельно и продуктивно. Эти условия можно рассмотреть с позиции современной науки. В статье выделены и проанализированы три группы оснований самоорганизации в начальной школе: философские, психологические, педагогические. К философским относятся основания работы самоорганизующихся систем, включающие в себя наличие открытой системы, большого количества элементов и энергии, поступающей извне. К психологическим основаниям можно отнести развитие исполнительных функций, самодетерминацию и состояние потока. Непосредственно педагогическими основаниями самоорганизации являются ключевые составляющие Монтессори-педагогики: подготовленная образовательная среда, метод наблюдения, используемый учителем, и разновозрастной класс. На основе проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что начальная Монтессори-школа создает все условия для возникновения самоорганизующейся системы в детском коллективе.

Ключевые слова:

самоорганизация, Монтессори, начальная школа, синергетика, исполнительные функции, поток, самодетерминация, подготовленная среда, образовательная среда, метод наблюдения, разновозрастной класс.

С. 93-102

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ К. Д. УШИНСКОГО

Константинова Н. Д.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-103-107

Аннотация

Статья представляет собой контентанализ основных трудов видного русского педагога и общественного деятеля Константина Дмитриевича Ушинского с целью определения основополагающих ценностей, которые он транслировал на отечественную систему образования.

Ключевые слова:

отечественное образование, воспитание, педагогическое образование, К. Д. Ушинский, ценности, труд, педагогическая антропология.

С. 103-107

 

открыть

МОДЕЛЬ И СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИЯХ
Ф. А. ХАРТАХАЯ

Михайлова Д. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-108-117

Аннотация

В статье представлен анализ содержания образования в первых гимназиях Мариупольского уезда, основанных педагогом и просветителем Феоктистом Хартахаем. Изучены нормативные документы об образовании, учебные планы и методика преподавания отдельных предметов в Александровской и Мариинской гимназиях. Вопрос исследуется в контексте реформы народного образования в Российской империи во второй половине XIX столетия.

Ключевые слова:

Мариупольская Александровская гимназия, Мариупольская Мариинская гимназия, Феоктист Хартахай, Устав 1871 г., народное просвещение.

С. 108-117

   

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ В ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ НА ГЖЕЛЬСКОМ НАРОДНОМ ПРОМЫСЛЕ В 1880-Х ГГ.

Никонов В. В., Сидоров И. В.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-118-126

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы преподавания Закона Божия в начальных училищах Гжельского традиционного народного промысла в конце XIX в., расположенных на территории Богородского уезда Московской губернии. Закон Божий являлся обязательным предметом во всех начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России, и в конце XIX в. происходил процесс выработки наиболее эффективной методики его преподавания в начальных земских школах. Показано, каким образом Богородская земская управа участвовала в развитии начального образования в уезде, и какие действия ею предпринимались.

Ключевые слова:

Гжельский народный промысел, Закон Божий, Богородский уезд, земская управа.

С. 118-126 

  

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОВЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Комарова Т. С., Москвина А. С.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-127-134

Аннотация 

В данной статье исследователи обращают внимание профессиональной педагогической общественности сферы дошкольного образования на новый смысл эстетического воспитания детей дошкольного возраста в социокультурной ситуации XXI в. Раскрыты задачи, стоящие перед системой образования как социальным институтом общества. Представлена кратко история концепции устойчивого развития применительно к теории и практике дошкольного образования. Определена роль эстетического воспитания в целостном развитии личности ребенка дошкольного возраста. Представлен анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части эстетического воспитания дошкольников. Сформирована миссия интегрально-ориентированного подхода в эстетизации дошкольного детства. Отражены методы и научно-педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в новой социокультурной реальности. 

Ключевые слова:

эстетическое воспитание, дети дошкольного возраста, новая социокультурная реальность, устойчивое развитие, условия.

С. 127-134

  

открыть

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Овчинникова Ю. С.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-135-145

Аннотация

Автор обобщает 12-летний опыт педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов (в рамках спецсеминара в МГУ (2007–2019)) и старшеклассников из России (во время экспедиций в Башкирию, Хакасию и на Алтай (2013–2019)) и других стран (на XI Международной исследовательской школе в Якутии в 2018). На примерах из
практики рассматриваются: специфика культурологического подхода в изучении традиционной музыки народов мира, тематическое разнообразие данной проблематики, основные этапы педагогической поддержки исследовательской деятельности обучающихся. В качестве ключевых составляющих организационно-методической работы выделяются: мотивация обучающихся к исследованию; создание условий для обретения личностно значимых смыслов изучения музыки; преобразование познавательных интересов и увлечений студентов в объект исследования; самостоятельная работа преподавателя по изучению и проблематизации темы; совместное составление алгоритма работы; тайм-менеджмент; содействие в выборе методов сбора и анализа материала; ориентировка в работе с теоретическими источниками после обретения обучающимся самостоятельного опыта исследовательской деятельности; содействие в подготовке текста исследования; корректировка работы над презентацией; психологическая поддержка обучающегося на всех этапах исследования. Раскрывается специфика построения индивидуальной и групповой работы (в том числе в многонациональной аудитории).

Ключевые слова:

развитие исследовательской деятельности, музыкальная культурология, субъектно-деятельностный подход в образовании, исследовательская модель образования, культурологическое образование, музыкальное образование.

С. 135-145

 

открыть

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ОШИБОК КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Соколова Г. Е.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-146-154

Аннотация

В данной статье анализируются различные виды ошибок, которые допускают китайские студенты, приезжающие на обучение в Россию. Поскольку повышение речевой культуры и грамотности студентов – это одна из главных задач, стоящих перед преподавателем русского языка как иностранного, необходимо тщательно дифференцировать, различать и бороться со всеми возможными видами и типами ошибок, допускаемых китайскими студентами в процессе обучения. К сожалению, у большинства
учащихся уровень языковой компетентности слишком низок для полноценной учебной
деятельности. Им сложно общаться на русском языке, работать с учебной литературой, грамотно писать, прослушивать, воспринимать, а затем воспроизводить лекционный материал. Китайский язык в корне отличается от русского, например, в нем имена существительные не изменяются по родам и числам, не склоняются по падежам. А при изучении русского языка студенты сталкиваются с правилами и языковыми нормами, которые им очень трудно не только осознать, но и применить на практике. Наблюдения и многолетний опыт работы с китайскими учащимися показывает, что ошибки, которые они допускают в процессе изучения русского языка, достаточно однотипны. Поэтому в статье делается попытка рассмотреть, проанализировать и систематизировать возможные случаи нарушения всех языковых норм русского языка.

Ключевые слова:

нормы языка, речевая культура, грамотность, речевой этикет, лингвистические ошибки, психологические ошибки, национальная ментальность.

С. 146-154

 

открыть

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Бахтина Е. В., Третьяков А. Л.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-155-163

Аннотация

В данной статье поднимается одна из актуальных проблем современной международной социальной сферы – создания комфортной среды для инвалидов. Отражены базовые документы, входящие в состав международной и отечественной  нормативной правовой базы регулирования жизнедеятельности инвалидов. Освещена организация получения культурно-образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи акцентируют свое внимание на необходимости подготовки профессионалов высшей квалификации для библиотечно-информационного обслуживания инвалидов. Раскрыты организационно-педагогические основы инновационной учебной дисциплины «Обслуживание пользователей библиотек с особыми потребностями жизнедеятельности», автором которой является Е. В. Бахтина. Обозначены перспективы развития исследуемого феномена в контексте общественного развития.

Ключевые слова:

инвалиды, библиотечно-информационные кадры, нормативная правовая база, авторская учебная дисциплина, векторы развития.

С. 155-163

 

открыть

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Булгаков В. В.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-164-173

Аннотация

Приведена методика формирования и оценки практических умений и навыков курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, реализуемая в виде практического пожарного теста. Методика практического пожарного теста имеет значительный потенциал для мотивации курсантов к овладению практическими умениями и навыками, в том числе посредством использования его для допуска к сессии и Итоговому государственному экзамену. Апробация практического пожарного теста на выпускном курсе показала необходимость его системного применения на протяжении всего периода обучения курсантов в академии.

Ключевые слова:

практические умения и навыки, аварийно-спасательные работы, пожаротушение, выпускники.

С. 164-173

 

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ

Перелович Н. В., Смирнова Т. А., 

Годин В. Н., Чиженкова Е. О.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-174-182

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации уроков с применением технологии смешанного обучения, а также методы, формы и средства проведения различных занятий со школьниками 9-х классов, обеспечивающих формирование информационной грамотности обучающихся в рамках указанной технологии. Описаны уроки по технологии смешанного обучения: «перевернутый класс», «ротация лабораторий», «ротация станций», «гибкая модель». Выделены преимущества каждой формы урока для достижения цели – формирования информационной грамотности обучающихся. Выводы подтверждены проведенным экспериментом.

Ключевые слова:

«Цифровая школа», технология смешанного обучения, информационная грамотность.

С. 174-182

 

открыть

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗЕ

Афанасьев И. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-183-191

Аннотация

Статья посвящена анализу подходов к проектированию и реализации образовательных программ аспирантуры, которые, во-первых, должны быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, во-вторых, должны способствовать формированию у аспирантов необходимых им качеств исследователя и наконец, в-третьих, нести в себе ценностный компонент по отношению к социуму и самим обучающимся. Представлена уровневая организация образовательного процесса в аспирантуре, сформулированы условия, которым должны удовлетворять базовые кластеры образовательных программ. Рассмотрены особенности интеграции системного и сценарного подходов при подготовке кадров высшей квалификации. В качестве примера представлена программа организации самостоятельной работы обучающихся в аспирантуре, ее структура и содержание.

Ключевые слова:

кадры высшей квалификации, программа подготовки кадров высшей квалификации, иерархический континуум, системный и сценарный подходы.

С. 183-191

 

открыть

О КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К МНОГОКАНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-192-200

Аннотация

В статье обращено внимание на актуальный для современного высшего образования вопрос формирования метакачеств, soft skills обучающихся, в том числе коммуникативной самоэффективности. Представлен взгляд авторов на процесс формирования коммуникативной самоэффективности будущих специалистов с опорой на анализ структуры данного феномена. Основной акцент сделан на характеристику критериев, показателей и уровней сформированности коммуникативной самоэффективности.

Ключевые слова:

коммуникативная самоэффективность, формирование коммуникативной самоэффективности, критерии и уровни коммуникативной самоэффективности, коммуникация, многоканальная коммуникация.

С. 192-200

 

открыть

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Васильева Н. В., Григорьев-Голубев В. В.,

Евграфова И. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-201-214

Аннотация

В статье рассматривается методология управления самостоятельной работой обучающихся в формате смешанного обучения на основе виртуальной образовательной среды, являющейся компонентом электронной информационно-образовательной среды вуза. Особое внимание уделяется требованиям к интерактивным программным продуктам, составляющим основу виртуальной среды обучения: требованиям удобства, доступности, дидактической эффективности, и средствам их разработки.

Ключевые слова:

смешанное обучение, виртуальная среда обучения, электронный учебный курс, управление образовательным процессом, тестовый контроль.

С. 201-214

 

открыть

КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Азарова О. А.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-215-221

Аннотация.  

Коучинговая модель обучения в сфере гуманитарных дисциплин является элементом психологического сопровождения педагогической деятельности. Такое сопровождение направлено, в первую очередь, на формирование личностно-ценностных ориентиров, развитие потенциала студентов в области самоопределения и саморазвития, включение в содержание, цели и задачи в ходе зучения дисциплины «Иностранный язык» таких компонентов, как психологическая помощь студентам в решении задач их учебной и повседневной жизни, преодоление барьеров и демотиваторов к изучению неродного  языка. Коучинговая модель позволяет обучать более эффективно и развивать у студентов способность к самообучению и критическому мышлению, находить выход в трудных или опасных жизненных ситуациях. Специфика деятельности обязывает педагога-коуча строить занятия в жизнеутверждающем ключе, вводить инновации грамотно и осторожно, противостоять стереотипизации, уменьшать последствия негативных переживаний, неуверенность в своих силах. В конце статьи предложен ряд психолого-педагогических условий для реализации на практике коучинговой модели иноязычного обучения.

Ключевые слова:

коучинговая модель, иноязычное обучение, студенты вуза, коуч, личностное и профессиональное развитие.

С. 215-221

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Романовская Е. И.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-222-226

Аннотация

В статье рассматривается иноязычная фонологическая способность как методический феномен при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте. Анализируются понятия «фонематический слух», «фонетический слух», «фонологическая способность». Описываются структурные компоненты иноязычной фонологической способности и ее значимость для формирования иноязычных речевых способностей у младшего школьника.

Ключевые слова:

фонетика, фонология, способность, начальное иноязычное образование, овладение иностранным языком.

С. 222-226