×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

 

2013, номер 1

Содержание номера

 

 

 

открыть Тема номера: Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания
 
От редакции    
Editorial   
Содержание номера составляют составляют доклады научно-практической конференции, прошедшей в НПБ им. К.Д. Ушинского РАО 10 мая 2012 года на тему «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания».
C. 5
 

 

открыть Речевой поступок и речевой этикет
 
Курцева З.И.   
Kurtseva Z.I.   
В настоящей статье рассматриваются вопросы соотношения и взаимодействия коммуникативных категорий, речевой поступок и речевой этикет, влияния на качество речевого поступка личности соблюдения либо нарушения норм речевого этикета. Кроме того, автор обращает внимание на коммуникативную тональность речевого поступка, проявляющуюся в вербальном и невербальном поведении говорящего.
C. 6-15
 

 

открыть Основные направления преемственности при обучении орфографии в непрерывном курсе русского языка
 
Комиссарова Л.Ю.   
Komissarova L.Yu.   
В статье анализируются и выявляются наиболее продуктивные для современного этапа развития образования трактовки содержания понятия преемственность. Предлагается определение преемственности в обучении орфографии, выделяются и описываются направления преемственности, на которых базируется система обучения орфографии в непрерывном курсе русского языка. Определяются новые цели обучения орфографии, связанные с основной стратегической целью обучения русскому языку. Раскрывается сущность понятий «функциональная орфографическая грамотность» и «орфографическая информация».
C. 16-23
 

 

открыть Механизмы обработки текстовой информации при чтении: прикладные аспекты
 
Бабина Г.В.   
Babina G.V.   
В статье рассматривается проблема концептуализации текстовой информации в процессе чтения. Анализ возможностей перцептивно-смысловой обработки текста учащимися проводится с когнитивных позиций. Устанавливаются особенности функционирования когнитивных механизмов ассоциирования, фокусирования, компрессии и инференции в текстовой деятельности школьников с нормальной речью и нарушениями речевого развития.
C. 24-32
 

 

открыть Типы и функции морфологических аномалий в прозе русского фэнтези
 
Грязнова А.Т.   
Gryaznova A.T.   
В данной статье рассматривается роль морфологических аномалий в создании языковой картины мира русского фэнтези. Морфологические аномалии представлены в статье как один из видов языковой игры, разные типы которого выполняют в фэнтези композиционную, идейную, эстетическую и другие функции. В исследовании выявляются такие языковые средства создания морфологических аномалий, как изменение грамматического числа и рода существительных, транспозиция наречия, нарушение коммуникативных максим. Наблюдения, представленные в данной работе, позволяют автору сделать выводы об особенностях языка и стиля русского и русскоязычного фэнтези.
C. 33-45
 

 

открыть Тенденции в употреблении наименований лиц женского пола по профессиональной принадлежности
 
Васильева А.С.   
Vasil’eva A.S.   
В настоящее время значительно увеличилось количество лексем, обозначающих лиц женского пола по профессиональной принадлежности. Данная статья посвящена основным тенденциям в сфере образования и функционирования подобных новых номинаций. В работе показана динамика использования лексем со значением лица женского пола по профессиональной принадлежности, начиная с древнерусского языка, акцент делается на современных тенденциях в области употребления новых наименований лиц женского пола.
C. 46-53
 

 

открыть Полифония и гармония в преподавании русского языка
 
Дейкина А.Д.   
Deykina A.D.   
В статье освещены вопросы, связанные с аксиологической сущностью родного языка, рассмотрены методические условия гармонизации преподавания русского языка, полифоничности школьного курса, взаимодействия разных подходов и принципов в обучении.
C. 54-72
 

 

открыть Значение интегрированных уроков на основе художественного текста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся
 
Геро И.К.   
Gero I.K.   
В статье дано теоретическое обоснование значения уроков русского языка с культуроведческой составляющей для развития речи учащихся, подчеркиваются метапредметные функции русского языка как «средства приобщения к духовному богатству русской культуры и к культурно-историческому опыту человечества». Приводится ряд уроков обучения написанию сочинения по однотематическим произведениям живописи и музыки с привлечением художественного текста. (Например, сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» с отрывком из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) Показывается система подбора однотематических произведений для 5, 6 и 7 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.
C. 73-83
 

 

открыть Образовательная интеграция: артпедагогические и арттерапевтические факторы обучения русскому языку
 
Борисова Н.Ю.   
Borisova N.Yu.   
В статье рассматриваются проблемы образовательной интеграции через призму эволюции понятия «грамотность» и связанные с этим изменения в структуре образования. Изменение структуры образования сопровождается изменением образовательных стандартов и введением новых требований к качеству обучения. Одним из основных требований становятся метапредметные компетенции, среди которых компетенция «осознанного чтения» приобретает особую значимость. Формирование такой компетенции происходит в течение всего процесса обучения в школе, однако эффективные пути реализации этого процесса следует искать в использовании забытых отечественных традиций обучения азбуке родного языка во всей полноте ее артпедагогических и арттерапевтических факторов.
C. 84-109
 

 

открыть Эффективные формы организации самостоятельной работы студентов-филологов (на примере лингвометодических дисциплин)
 
Гордиенко О.В.   Князева О.Ю.   
Gordienko O.V.   Knyazeva O.Y.   
В данной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов на примере дисциплин лингвометодического цикла, описываются эффективные формы организации и реализации самостоятельной работы.
C. 110-118
 

 

открыть Формирование профессиональных исследовательских компетенций магистрантов с использованием междисциплинарных подходов
 
Липатова В.Ю.   
Lipatova V.Y.   
В статье описываются различные междисциплинарные подходы к формированию у магистрантов особенно актуальных на сегодняшний день профессиональных исследовательских компетенций, обладание которыми помогает молодому исследователю в создании научного труда. Общепризнано, что самостоятельное проведение исследования и написание текста диссертации представляют значительные трудности для вчерашних бакалавров. Одним из путей преодоления этих трудностей является использование различных междисциплинарных подходов.
C. 119-125
 

 

открыть Совершенствование аргументативной культуры будущих педагогов
 
Савова М.Р.   Смелкова З.С.   
Savova M.R.   Smelkova Z.S.   
В статье рассматриваются проблемы развития умения будущих педагогов создавать аргументативные тексты и вводить элементы аргументации в профессионально значимые тексты. Авторы соотносят этапы совершенствования культуры аргументации с ключевыми компетенциями и предлагают методику ее формирования с учетом специфики жанров речи учителя. Методика рассчитана на обучение бакалавров по всем профилям подготовки в рамках педагогического образования.
C. 126-131
 

 

открыть Текст исследовательской работы учащегося: к проблеме жанра
 
Ерохина Е.Л.   
Erokhina E.L.   
Статья посвящена сопоставлению текстов академического научного доклада и доклада учащегося на конференции школьников с позиций коммуникативной генристики. Выявлены жанровые особенности научного доклада учащегося, позволяющие разработать методику формирования речевых умений ученика-исследователя.
C. 132-139
 

 

открыть Развитие синтаксического строя детской речи на уроках изучения морфологии: сочинительные связи при однородных членах
 
Еремеева А.П.   
Eremeyeva A.P.   
Статья содержит лингвистическое объяснение особенностей формирования синтаксического строя речи на примере анализа сочинительных отношений между однородными членами. В работе представлено многообразие смысловых значений союзов, намечены методические условия обогащения синтаксиса детской речи на уроках изучения морфологии.
C. 140-148
 

 

открыть Учебники русского языка для школы первой трети ХХ в.
 
Гордиенко О.В.   Салтыкова Н.А.   
Gordienko O.V.   Saltykova N.A.   
В статье прослеживается история школьного учебника русского языка на рубеже ХIX–ХХ вв., анализируется влияние исторических событий на развитие теории школьного учебника.
C. 149-158
 

 

открыть Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку
 
Левушкина О.Н.   
Levushkina O.N.   
Обосновывается актуальность проблемы понимания текста для современного школьного обучения русскому языку и описывается методика диагностики понимания текста учащимися 5–11 классов, разработанная автором на основе типологии понимания. Результаты апробации данной диагностики представлены в диаграммах.
C. 159-181
 

 

открыть Компетентностный подход к обучению в современной школе
 
Сальникова О.А.   
Salnikova O.A.   
В статье анализируются причины перехода к компетентностной парадигме образования, отличия компетентностного подхода от традиционного (знаниевого), рассматриваются основные трудности внедрения компетентностного подхода и намечаются пути их преодоления.
C. 182-187
 

 

открыть Работа учащихся с порталом «Национальный корпус русского языка» при изучении грамматической вариантности в школе
 
Сковородкина М.А.   
Skovorodkina M.A.   
В статье представлен опыт ознакомления учащихся с явлением грамматической вариантности в современном русском языке на примере глаголов наподобие «обусловливать» – «обуславливать». При проведении исследования были проанализированы данные «Национального корпуса русского языка». В статье описываются возможные формы работы с порталом, позволяющие учащимся проследить движение грамматической нормы, познакомиться со сложными случаями словоупотребления, закрепить навыки пользования поисковыми системами, а также значительно расширить словарный запас. Материалы данного исследования могут быть использованы также на уроках литературы.
C. 188-196
 

 

открыть Источники информации по истории методики преподавания русского языка
 
Янченко В.Д.   
Yanchenko V.D.   
Исследователю в области истории методики преподавания русского языка необходимо знать и уместно использовать в научной работе многообразные источники научной информации. В статье дается обзор возможных источников, в качестве которых могут выступать историзированные учебники и учебные пособия, архивные материалы, сборники тезисов, статей, коллективные монографии, словари и справочники, хрестоматии, авторефераты диссертационных исследований, ресурсы сети Интернет и пр.
C. 197-203