Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2018

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии             
открыть

СУДЬБА И СУЩНОСТЬ ИУДАИЗМА В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТОРИОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА

Погодин И. В.


Аннотация.  

В статье на основе религиозных и философских источников дается анализ философских идей Н. А. Бердяева о генезисе и сущности иудаизма, рассматривается интерпретация русским философом роли и значимости религиозных идеалов еврейского народа для развития человеческой истории и изменения направленности человеческого сознания. Содержание религиозного мировоззрения иудаизма и специфики философской рефлексии Н. А. Бердяева раскрывается в процессе сравнительной характеристики духовных учений христианства, язычества, философских теорий экзистенциализма и социализма.

Ключевые слова:  

история, иудаизм, христианство, мессианизм, эсхатология, справедливость, культурно-историческое бытие, свобода, трагическое существование.

С. 9-18 

  

открыть

РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ П. А. ФЛОРЕНСКОГО 

Беляев Д. А., Докучаева О. В.

Аннотация. 

В статье рассматривается концепция религиозно-культового понимания культуры в философии П. А. Флоренского. Реконструируется генеалогия культуры как изначально духовного феномена религиозных практик, ориентированного на творческое общение с божественным абсолютом. Анализируется когерентность культа и культуры, а также генезис секуляризации и профанации онтологической сущности культуры. Делается вывод о религиозно-метафизических основаниях определения культуры П. А. Флоренским.

Ключевые слова

П. А. Флоренский, культура, культ, происхождение культуры, философия культуры, религия и культура.

С. 19-26

     

Философия образования

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РОССИЯН: ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ

Куликова С. В.

Аннотация. 

На основе историко-педагогического анализа предложена аксиологическая формула базовых ценностей воспитания молодежи. В статье охарактеризованы современные воспитательные практики, ориентированные на формирование российской гражданской идентичности и национального самосознания.

Ключевые слова

аксиологический подход, базовые ценности воспитания, национальное самосознание, воспитательные практики. 

С. 27-34 

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Подымов Н. А., Чжан Ли, Нго Тхи Нга

Аннотация. 

В статье представлены материалы, раскрывающие особенности возникновения психологических барьеров в учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов. Психологический барьер понимается как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Специфической особенностью проявления психологических барьеров является возникновение в процессе деятельности «критических точек», в силе действия которых определяется положительный или отрицательный для субъекта результат его будущей деятельности. Определено, что наиболее часто встречающимися являются барьеры общения и когнитивные барьеры. Выполнен количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе диагностики по методикам: Шкала самооценки метакогнитивного поведения (Д. ЛаКоста); Методика диагностики стилевых параметров обучения (А. Саломон, Р. Фелдер); Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (Ю. В. Пошехонова, М. М. Кашапов). Психологические барьеры общения диагностировались с помощью специально разработанного нами опросника «Диагностика барьеров общения». Результаты исследования указывают на необходимость организации специальной работы по формированию у иностранных студентов навыков самоуправления познанием (знанием о собственных приемах и стратегиях организации и управления процессом познания и решения теоретических и практических задач).

Ключевые слова

психологические барьеры, учебно-профессиональная деятельность, барьеры общения, когнитивная и метакогнитивная деятельность, стратегии преодоления психологических барьеров.

С. 35-46

 

открыть

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Васильева Е. М., Долматова В. Н.

Аннотация. 

В статье представлены результаты экспериментального исследования функционально-динамических характеристик структуры профессионально-педагогического самопознания студентов-психологов в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин и прохождения педагогических практик. Авторами проанализированы психологические особенности подструктур профессионального самопознания студентов-психологов в соответствии с предложенными ими критериями: когнитивная (когнитивная сложность), эмоциональная (профессиональная позиция) и волевая (результативность). Даны уровневые характеристики проявлений профессионального самопознания (высокий, средний, низкий).

Ключевые слова

уровни профессионально-педагогического самопознания, когнитивная сложность, профессиональная позиция, результативность.

С. 47-52

 

открыть

РОЛЬ АКТИВНОЙ САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К САМОРАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Сотникова М. С.

Аннотация. 

В статье актуализируется проблема мотивации к личностному и профессиональному саморазвитию у студентов педагогического вуза. Автором представлены результаты части формирующего эксперимента по реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий в рамках учебного курса «Технологии личностного развития», представляющих практикум по самопознанию и саморазвитию. Практикум включает в себя специализированный диагностический инструментарий, беседы, консультации, посредством которых осуществлялась активная самооценочная деятельность студентов-первокурсников.

Ключевые слова

самооценка, самооценочная деятельность, самопознание, саморазвитие, самовоспитание, саморегуляция, студенты-первокурсники, практикум.

С. 53-58

 

открыть

ИЗУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ И ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОВТОВКИ К ЕГЭ

Швецова М. Н., Барышева Е. О.

Аннотация. 

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей экзаменационной тревожности на этапе подготовки к ЕГЭ и взаимосвязь ее с уровнем вербальной самооценки учащихся в общеобразовательной и профильной школах. По итогам нашего исследования, мы можем говорить о значимой положительной корреляции между уровнем вербальной самооценки и уровнем экзаменационной тревожности: чем ниже вербальная самооценка, тем выше экзаменационная тревожность старшеклассников  на этапе подготовки к ЕГЭ. Выявилось, что респонденты с низкой самооценкой чаще указывают на боль, дрожь, учащенное сердцебиение, тошноту во время пробного ЕГЭ. Они чаще высказывают неуверенность в своих знаниях, присутствие опасений и представлений неудачи, страха перед проверкой знаний. Кроме того, значимая корреляция проявилась между уровнем самооценки и аффективной областью (во время экзамена у таких учащихся снижается контроль над своими эмоциями). У респондентов, обучающихся в профильной школе, уровень экзаменационной тревожности на этапе подготовки к ЕГЭ ниже, чем у респондентов из общеобразовательной школы.

Ключевые слова

экзаменационная тревожность, вербальная самооценка, старшеклассник, подготовка к ЕГЭ, профильное обучение.

С. 59-67

 

открыть

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Бочанцева Л. И.

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию влияния социально-психологического тренинга как психологического средства по развитию коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением в средней общеобразовательной школе. В статье раскрыто понятие коммуникативных способностей в психологии, проводится анализ феномена агрессивности личности и типологии агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии, дается психологическая характеристика коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением, представлено описание психологических средств по развитию коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением. В экспериментальном исследовании было установлено и доказано влияние социально-психологического тренинга как средства по развитию коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением.

Ключевые слова

коммуникативные способности, старшеклассники, агрессивное поведение, социально-психологический тренинг, психологическое средство развития.

С. 68-79

 

Общая психология, психология личности, история психологии
открыть

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Кузьмишина Т. Л.

Аннотация. 

Работа посвящена изучению взаимосвязи между особенностями внутрисемейного взаимодействия и манипулятивными тенденциями в детском поведении. Цель экспериментального исследования – изучение манипуляций во взаимодействии дошкольников и их родителей в современной семье. В настоящее время изучение темы манипуляций в детско-родительском взаимодействии направлено на анализ факторов, влияющих на развитие манипулятивного общения в семье. Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие взаимосвязи между особенностями детско-родительского взаимодействия и манипулятивным поведением дошкольников. Также в статье приводятся данные о наиболее типичных способах манипуляции родителями у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова 

детско-родительские отношения, взаимодействие, дошкольный возраст, ребенок, родители, манипулятивное общение, семья.

С. 80-88

   

 Педагогические науки 13.00.00 
Модернизация образования
открыть

РОССИЙСКО-ПРИДНЕСТРОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гончаров М. А., Петракова Л. Е.

Аннотация

Характер кардинальных перемен, происходящих в 1990-е гг. на постсоветском пространстве, возникновение (самопровозглашение) новых государственных образований, одним из которых стала Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), обусловили актуальность исследования данной темы. Определение вектора государственной образовательной политики в ПМР было предопределено исторической общностью приднестровского и русского народов и изначально формировалось в российском образовательном поле. В данной статье автор исследует генезис и современное состояние российско-приднестровских отношений в области образования и этапы интеграции приднестровского образовательного пространства в единое российское образовательное поле.

Ключевые слова:

единое образовательное пространство, российско-приднестровское сотрудничество в сфере образования, этапы интеграции в единое образовательное поле.

С. 89-100

  

Теория образования

 

открыть

ФУНКЦИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ПОЗИЦИИ ЧЕШСКИХ КОМПАРАТИВИСТОВ

Долгая О. И.

Аннотация

В исследовании показаны интерпретации функций сравнительной педагогики в научных работах чешских исследователей-компаративистов. Функции представлены на различных этапах развития этой научной дисциплины в зависимости от цели и задач, стоящих перед ней. На основе анализа оригинальных источников автор выявил расширение функций сравнительной педагогики и появление новых. Помимо существовавших ранее функций описания, интерпретации, анализа, сравнения выявлены новые функции: пропедевтическая, прогностическая, интегративная. Показано усиление значения сравнительной педагогики и ее выход на более высокий уровень исследований.

Ключевые слова:

сравнительная педагогика, чешская сравнительная педагогика, теоретические и практические функции сравнительной педагогики, описание, интерпретация, сравнение.

С. 101-110 

  

История образования и педагогики
открыть

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ ВЫЕЗДОВ: ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Дударенко Е. П.

Аннотация. 

В статье рассмотрен опыт духовно-нравственного воспитания школьников в экскурсионной деятельности. Представлены содержание, методы и формы организации экскурсий, дана оценка целевых ориентиров внешкольной деятельности старшеклассников, рассмотрена практика реализации социальных проектов в процессе экскурсионных выездов.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, экскурсионная деятельность, внешкольная работа, формы воспитательной работы.

С. 111-117

   

Новые исследования в образовании
открыть

ГЕНЕЗИС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лукинова А. В.

Аннотация 

В статье актуализируется проблема патриотического воспитания будущего учителя. Раскрываются сущность и содержание патриоти- ческого воспитания, научные идеи и взгляды на данный процесс в высшей педагогической школе.

Ключевые слова:

патриотизм, патриотическое воспитание, формирование личности, учитель, гражданин, патриот.

С. 118-124

 

открыть

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Сенченков Н. П.

Аннотация

В статье рассматривается процесс личностно ориентированного воспитания старшеклассников в условиях профильных лагерей. В качестве примера автором дается анализ деятельности Смоленского областного педагогического отряда «Крылатый» (рук. Н. П. Сенченков), базирующегося в Смоленском государственном университете с 1989 г. Приводится ролевая игра «Мы выбираем, нас выбирают», в ходе которой участники знакомятся с законами и традициями детской республики Новая Атлантида, включаются в предвыборную кампанию, участвуют в дебатах, голосуют за того или иного кандидата на должность Верховного архонта. Итогом подобных ролевых игр и коллективных творческих дел является создание системы практико-ориентированного правового просвещения, основанного на деятельностном подходе с учетом интересов каждого старшеклассника – участника профильной смены.

Ключевые слова:

профильный лагерь, старшеклассники, личностно ориентированное воспитание, педагогический отряд «Крылатый».

С. 125-132

 

открыть

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

Алексеенко Т. В.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования интернальности личности взрослого в контексте структурных и коммуникативных параметров родительской семьи. В качестве условий воспитания ответственности приводятся такие параметры, как состав семьи, иерархия в сиблинговой подсистеме, характеристики функциональности-дисфункциональности коммуникативных аспектов детско-родительских отношений.

Ключевые слова:

личностная зрелость, воспитание ответственности, уровень субъективного контроля, интернальность – экстернальность, семейные эмоциональные коммуникации, сиблинговая подсистема, дисфункции семейной  системы, родительская критика.

С. 133-141 

 

Инновационные  технологии в образовании
открыть

СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подымова Л. С., Долинская Л. А., Лю Шоувэнь

Аннотация

В статье изучены стратегии самоутверждения российских и китайских студентов в учебной деятельности. В ходе исследовании были обнаружены различия в стратегиях самоутверждения китайских и российских студентов в учебной деятельности, а также выявлены различия в методах обучения в российских и китайских университетах, определены факторы, влияющие на проявление  стратегий самоутверждения студентов, и предложены средства коррекции стратегий самоутверждения студентов в учебной деятельности.

Ключевые слова:

стратегии самоутверждения, учебная деятельность, образование, рефлексия, психолого-педагогические условия.

С. 142-150

  

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ГРУППЕ

Корнева Е. Н.

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие самооценки студентов педагогического вуза, также показана взаимосвязь самооценки студентов первого курса со статусным положением в системе межличностных отношений в коллективе.

Ключевые слова:

самооценка студентов педагогического вуза, взаимосвязь самооценки студентов первого курса со статусным положением в системе межличностных отношений в коллективе.

С. 151-155

 

открыть

ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»

Котова Л. В.

Аннотация

В статье в терминах предметно-профессиональных компетенций представлена многоуровневая система целей профессионально ориентированного обучения основам защиты информации бакалавров-информатиков педагогического образования; сформулированы критерии диагностики уровня сформированности предметно-профессиональных компетенций в результате изучения дисциплины «Методы и средства защиты информации»; приведены примеры использования построенной модели в педагогической практике.

Ключевые слова:

компетентностный подход, предметно-профессиональные компетенции, профессиональная подготовка учителя информатики, диагностика, защита информации.

С. 156-164 

 

Слово молодым ученым
открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (1900–1917 гг.)

Тюменцева Ю. А.

Аннотация

В статье рассмотрены методологические подходы к исследованию историко-педагогических феноменов. Целенаправленно были выбраны подходы адекватные для изучения стратегии развития образования в России в начале XX в., такие как парадигмальный, цивилизационный, культурологический.

Ключевые слова:

методологические подходы, стратегия образования, Россия, начало XX в., история педагогики, историко-педагогическое исследование.

С. 165-171

открыть

СОВМЕСТНАЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Красавина Л. Н.

Аннотация

Важность изучения субъект- субъектных отношений обусловлена тем, что в них осуществляется взаимодействие всех сторон образовательного процесса. Субъект-субъектные отношения осуществляются как взаимодействие, и это приводит к определенным изменениям во взглядах ценностных ориентирах каждого из участников процесса. Только на основе всестороннего изучения и анализа субъект-субъектных отношений педагог может корректировать свои действия.

Ключевые слова:

субъектная позиция, субъект, субъектно-деятельностный подход, субъектность, субъект-субъектные отношения.

С. 172-181