Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 / Философия 5.7

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (МЕНТАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ)

Бутенко С. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-11-21

Аннотация. 

Статья посвящена анализу роли и места педагога – преподавателя дисциплин социально-гуманитарного профиля в формировании социальной идентичности обучающихся. Автор выделяет актуальность функционирующих в длительном историческом протяжении ментальных оснований, рассматриваемых как опорные точки социальной самоидентификации человека и общества. Ментальный подход к философскому осмыслению процессов и явлений в сфере образования предлагается рассматривать в качестве особого рода педагогической технологии, направленной на формирование и поддержание идентификационных векторов конкретного общества. Преподаватель выступает в роли организатора ментального диалога, необходимо участвующего в процессе направленного формирования социальной идентичности обучающихся.

Ключевые слова

социальная идентичность, менталитет, установка, социальные функции, ментальный подход, темпоральность.

С. 11-21

 

 

Психологические науки 19.00.00 / Психология 5.3

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Гарёва Т. А                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30

Аннотация. 

В статье изложены значимые и востребованные аспекты выявления и преодоления речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Представлен обзор научно-теоретических сведений об изучении этиопатогенеза дизартрии, наличия вариабельности вербальных и невербальных расстройств. Продемонстрированы современные технологии, методы и приемы логопедической работы, направленной на организацию комплексного подхода и разработки персонифицированного подхода при устранении коморбидных расстройств у дошкольников с дизартрией в условиях образовательных организаций.

Ключевые слова

дизартрия, речеязыковые процессы, двигательные процессы, вариативности, коморбидность (созависимость), персонифицированный подход.

С. 22-30

 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Конаш О. В                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-31-38

Аннотация. 

Статья посвящена рассмотрению феномена эмоционального интеллекта как одной из актуальных психологических проблем. Представлены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению данного понятия, даны характеристики моделей, трактующие структуру эмоционального интеллекта. Дано обобщение существующих подходов, сделан акцент на подходах отечественных ученых, в частности И. Н. Андреевой.

Ключевые слова

интеллект, эмоции, структура, навыки, социальный интеллект, модель, поведение, феномен, аффект, внутриличностный и межличностный интеллект.

С. 31-38

 

открыть

О РОЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 

Мироненкова Н. Н.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-39-47

Аннотация. 

В статье приводятся результаты исследований, затрагивающие различные аспекты влияния отрицательных эмоций в учебном процессе на личность учащегося. Выявлено, что отрицательные состояния могут выступить защитным механизмом, помощником или скрытым ресурсом (положительный стресс – эустресс). Определено, что оценка событий обуславливается культурной принадлежностью личности, за которыми следует возникновение положительных или отрицательных эмоций. Эмоциональное отрицательное возбуждение способствует консолидации памяти в зависимости от временного промежутка, уменьшает количество ошибок в суждениях и приводит к более эффективным межличностным стратегиям, снижает доверчивость в отношениях. В педагогической практике положительная роль отрицательных эмоций и состояний выразилась в идеи применения метода «развивающего дискомфорта». Суть эффективного преодоления дискомфорта состоит в переструктурировании поведения личности, связанного с выходом из зоны малоэффективного, привычного комфорта.

Ключевые слова

отрицательные эмоции, развитие личности, зона комфорта, эустресс, язык, культурная обусловленность, развивающий дискомфорт.

С. 39-47

 

открыть

ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 

Минияров В. М., Миниярова В. А.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-48-52

Аннотация. 

В статье рассматривается организация практики для студентов психолого-педагогического направления. Особое внимание уделяется соотношению времени, затрачиваемого на освоение теоретического материала и практической деятельности студента. Предлагается идеальная модель практики для студентов, где они получат конкретное применение своих личностных качеств в виде гибких умений, составляющих профессиональную компетентность и используемых в практической деятельности.

Ключевые слова

психологическая практика, профессиональный опыт, компетентность, качественная оценка образовательной деятельности.

С. 48-52

 

 

Педагогические науки 13.00.00 / Педагогика 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Адольф В. А., Трусей И. В.,
Кужугет А. А
.
                                                
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-53-66

Аннотация. 

Цифровая трансформация образования подразумевает переход на новую образовательную модель, основанную на электронном обучении. Однако цифровая среда обладает рядом негативных факторов, влияющих на физическое, психическое, социальное и личное здоровье участников образовательных отношений. Выявленные факторы риска и угрозы затрагивают области электромагнитной, психологической, информационной и персональной безопасности. В настоящее время большинство факторов риска в педагогическом процессе не учитываются и не отражены в действующих нормативно-правовых документах. В области электромагнитной безопасности необходима регламентация работы обучающихся с электронными средствами обучения, являющимися источником электромагнитных полей. В области информационной безопасности цифровой образовательной среды выявлен ряд угроз. Основными являются отсутствие лицензирование и аккредитации коммерческих организаций, реализующих электронное обучение; отсутствие экспертизы цифрового образовательного контента. В области психологической, социальной и личной безопасности существует угроза формирования электронных аддикций обучающихся. В настоящей статье предложены пути решения названных проблем.

Ключевые слова:

цифровизация, цифровая трансформация, электронное обучение, электромагнитная безопасность, психологическая безопасность, информационная безопасность, личная безопасность.

С. 53-66

 

открыть

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РЕГИОНАХ РФ

Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В.,
Гудилина С. И., Харисова Л. А
.
                      
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-67-83

Аннотация. 

В статье приводятся результаты первого этапа исследования, который состоял в проведении системного анализа действующих моделей общеобразовательных организаций (ОО) в пяти регионах Российской федерации: г. Москве, Волгоградской области, Красноярском крае, республиках Саха (Якутия) и Татарстан. Сбор первичных данных показал, что в регионах действуют от 5 до 15 различных видов ОО. Виды ОО и степень их дифференциации зависят от факторов, анализ которых представлен в работе. Также были выявлены полное отсутствие локальной аналитики и слабая информационная презентация органов управления образованием. На основании сделанных выводов предлагается внести редакцию в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части коррекции типов и видов ОО общего образования в РФ, а также разработать единую структуру сайтов.

Ключевые слова:

образовательная организация, школа, типы и виды образовательных организаций, системный анализ, школа с низкими образовательными результатами, сайт органа управления образованием, дифференциация.

С. 67-83

 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Милованов К. Ю., Овчинников А. В.              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-84-93

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы изучения гражданско-патриотических ценностей как категории отечественной педагогической науки. Охарактеризованы цели, приоритетные задачи и ведущие тенденции развития гражданского и патриотического воспитания. Обоснована важность гражданско-патриотических ориентиров в рамках деятельности по преодолению антиисторических стереотипов. Определено, что патриотическое воспитание способствует усвоению духовно-нравственных ценностей, приобретению гражданских, профессиональных и культурных компетенций. Раскрыто историко-культурное значение и идейное содержание гражданско-патриотических ценностей. Рассмотрен вопрос о роли и месте гражданско-патриотических ценностей в деле укрепления межпоколенческих связей.

Ключевые слова:

воспитание, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотические ценности, национальная система образования, педагогическая наука.

С. 84-93

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ: НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Новиков С. Г., Загуменнов Д. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-94-104

Аннотация. 

Глобализация угрожает сохранению социокультурной инаковости России. Одним из важнейших препятствий культурной унификации, утрате отечественным обществом индивидуального лица является ментальный феномен, именуемый в науке исторической памятью. На уровне общественного сознания он представляет собой конструкцию, репрезентирующую события прошлого, значимые для конституирования социокультурной общности и обращающие ее взоры на минувшее ради продолжения общности в настоящем и будущем. На уровне индивидуального сознания, на уровне личности, историческая память проявляется в вынесении оценок настоящему на основе интерпретации исторического пути той общности, к которой индивид себя причисляет. В интересах репродукции российской социокультурной общности отечественное педагогическое сообщество должно вынести в разряд приоритетных решение задачи формирования исторической памяти у обучающихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова:

историческая память, культурная память, школьники, глобализация, коммеморация.

С. 94-104

 

открыть

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ О ХОРОШЕМ УЧЕБНИКЕ

Осмоловская И. М., Попова А. И.             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-105-115

Аннотация. 

В статье проанализированы результаты, полученные в ходе анкетирования педагогов, обучающихся и их родителей из различных регионов России, выявляющие представления субъектов образования о хорошем учебнике. Показано, что, выбирая современное понимание учебника как модели образовательного процесса, многие учителя на самом деле рассматривают учебник как средство изложения содержания учебного предмета. Об этом свидетельствуют ответы педагогов на вопросы, какие требования они предъявляют к учебнику, какие функции выполняет учебник, что необходимо в нем изменить. Интересно мнение обучающихся и их родителей о том, какой учебник они назовут хорошим. В ходе дальнейшего обсуждения учителями проблемы учебника на круглых столах, выявились две линии в рассуждении педагогов: 1) в учебниках ничего не нужно менять, как учили по ним, так и надо продолжать, ведь основные правила по русскому языку, теоремы по математике, основы физики и химии не изменились; 2) ученику важно не передать информацию, а вырастить знание, создать условия для формирования своего представления о мире, поэтому учебник должен быть построен совершенно по-другому.

Ключевые слова:

учебник, требования к учебнику, анкетирование, педагоги, обучающиеся, родители.

С. 105-115

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ В НЭБ “ELIBRARY.RU” И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Горбушов А. А.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-116-123

Аннотация. 

Анализируется изучение сельской школы различными науками. Раскрывается специфика изучения сельской школы как социокультурного феномена. Проведенная работа позволила в качестве основного принципа при изучении сельской школы считать необходимость применения социокультурного подхода. Выработаны элементы социокультурной целесообразности сельской школы и критерии для оценки ее деятельности, которые вариативны и зависят от целей исследования. В зависимости от характера и инструментов исследования эти критерии можно сделать содержанием социологического опроса (с конкретизацией до отдельных дескрипторов), экспертного интервью (с формулировкой открытых вопросов) или анализа документации и продуктов деятельности сельской школы. Предлагается в качестве общенаучного методологического ориентира при изучении сельской школы использовать социокультурный подход, который так же может способствовать научным исследованиям сельской школы другими науками.

Ключевые слова:

сельская школа, изучение сельской школы, социокультурный аспект, социокультурное пространство.

С. 116-123

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ДЕЯТЕЛИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В РАЗВИТИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шевелева И. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-124-132

Аннотация. 

В статье раскрывается состояние изученности темы в историографии, представлены основные группы источников, на которые опирается автор в своем исследовании. Основные положения статьи помогают определить перспективы дальнейшего исследования: формирование представления о деятельности Петербургской городской думы как яркого примера общественной инициативы в создании городской образовательной среды.

Ключевые слова:

петербургская школа, начальное школьное образование, Петербургская городская дума, дореволюционная Россия.

С. 124-132

 

открыть

РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 1960–1980-х ГОДОВ

Богуславский М. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-133-147

Аннотация. 

В статье представлена характеристика процесса разработки научно-методических основ школьного учебника в отечественной педагогике 1960–1980-х гг. Проанализированы методологические и дидактические подходы к научно-теоретическим основам теории учебника. Представлены вариативные концепции трактовки теоретических подходов к созданию школьных учебников в рассматриваемый период.

Ключевые слова:

методология, дидактика, теория школьного учебника, школьная учебная книга, история педагогики и образования.

С. 133-147

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ МОДЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Неволина В. В., Гараева Е. А.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-148-159

Аннотация.  

В современных условиях социально-профессиональных вызовов и тенденций распространения гигантского объема знаний важнейшее значение приобретают возможности образовательной среды для формирования умения преподавателя университета ориентироваться в различных информационных потоках. Авторами статьи выявлен потенциал персональной образовательной среды преподавателя в совокупности возможностей (профессионально-личностного роста всех субъектов образовательного процесса, обогащения традиций высшего образования, внедрения инноваций в цифровой образовательной среде, использования сетевых технологий в образовании) и ресурсов (образовательных, научно-методических, кадровых, информационных, технико-технологических). Приводятся результаты разработки и реализации авторского инновационного образовательного проекта по популяризации персональной образовательной среды преподавателя университета в интеграции учебно-методического, материально-технического, организационно-управленческого и аксиологического компонентов. Авторами реализовано модельное проектирование персональной образовательной среды преподавателя в единстве направлений (диагностико-аналитического, информационно-популяризационного, профессионально-практического, научно-методического, проектно-исследовательского) и ориентиров (социального, профессионального, личностного). Выявлены инвариантные и вариативные характеристики персональной образовательной среды преподавателя университета в зависимости от профессионального контекста. Доказана эффективность многоаспектного образовательного, информационного, сетевого взаимодействия субъектов и результативность интеграции социального, профессионального и личностного векторов исследования. Реализация авторского проекта позволяет минимизировать образовательно-профессиональные риски: кадровые, системные, информационные, технологические, контингент-риски, риски стандартизации и содержания образования.

Ключевые слова:

персонализация образования, персонализация образовательной среды, персональная образовательная среда, ресурсы, возможности, риски.

С. 148-159

 

открыть

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 

Пирогова А. С., Сакмаров Ю. А.,
Арюкова Е. А
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-160-168

Аннотация.  

В статье рассматривается методика применения презентации на уроках биологии для формирования познавательного интереса учащихся. Авторами отмечено, что использование презентации способствует развитию познавательных процессов у обучаемых: внимания и памяти. Отмечаются основные критерии и приемы формирования познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Актуальность исследования связана со снижением познавательной активности школьников в отношении предметной области «Биология» и замещением ее средствами Интернета. Стимуляция познавательного интереса, осуществляемая путем организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования презентационного материала в рамках раздела «Анатомия человека». Данный способ преподнесения биологического материала был апробирован при проведении уроков в период прохождения педагогической практики, что способствовало подкреплению теории и доказательству эффективности использования метода. Так, использование презентационного материала на уроках биологии, а также на основе тестирования и наблюдения авторами отмечено, что познавательный интерес класса в общем увеличился и что биологический материал многим представляется не таким трудноизучаемым, как было ранее. В работе предложены методические рекомендации по развитию познавательного интереса обучающихся посредством использования различных методов и приемов при изучении строении человека.

Ключевые слова:

методика, биология, познавательный интерес, презентации, урок биологии.

С. 160-168

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Мифтахутдинова А. Н.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-169-175

Аннотация.  

В статье представлено авторское понимание требований, предъявляемых к современному учителю иностранных языков в условиях цифрового образования. Представлена система подготовки студентов будущих учителей иностранного языка, обладающих цифровыми компетенциями, а также описан опыт формирования цифровых компетенций у преподавателей Института языка и литературы.

Ключевые слова:

учитель иностранного языка, профессиональные требования, цифровое образование, цифровые компетенции, образовательная программа.

С. 169-175

  

открыть

РЕТРОСПЕКТИВА ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Гришина Г. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-176-186

Аннотация.  

Целью исследования является выявление и изучение периодов популярности российского образования среди иностранцев, а также анализ динамики адаптационных проблем на разных этапах. Актуальность такого исследования аргументируется необходимостью выявления общих исторических тенденций проявления адаптационных проблем и их влияние на успешность пребывания иностранцев в российских вузах. Выявляются проблемы, характерные для каждого исторического периода, и государственные меры, предпринимаемые для решения таких проблем. Для достижения поставленной цели исследования проводится исторический анализ на основе статистических данных и научных публикаций. Полученные результаты позволяют классифицировать адаптационные проблемы, связанные с принятием компонентов новой среды проживания, а также могут явиться основой разработки методики, способствующей социализации иностранных студентов в российских вузах.

Ключевые слова:

интернационализация образования, обучение иностранцев, адаптация иностранных студентов, адаптационные проблемы, инструмент «мягкой» силы.

С. 176-186

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ИНЖЕНЕРНОМУ ДИСКУРСУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ванчугова О. Д., Фролова Т. П.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-187-193

Аннотация.  

В статье рассматриваются особенности понятия «инженерный дискурс» в рамках общего лингвистического феномена «дискурс» и описываются лингвистические особенности технического дискурса в инженерной деятельности. С целью учета лингвистических особенностей инженерного дискурса при обучении иностранному языку в техническом вузе был проведен анализ технической литературы. В результате проведенного анализа были выделены такие лингвистические особенности технического дискурса, как аббревиация, использование терминологии, конструкций со страдательным залогом, модальных глаголов.

Ключевые слова:

профессиональная коммуникация, дискурс, технический дискурс, инженерный дискурс.

С. 187-193

 

открыть

ЭВОЛЮЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТИМУРОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ВОЛОНТЕРСТВЕ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Озерова О. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-194-208

Аннотация.  

В статье рассматривается проблема эволюции нравственно-патриотического содержания тимуровского движения в представлениях о волонтерстве современного студенчества. Автором рассматриваются следующие аспекты: роль его общественной направленности в формировании новой идентичности, ориентация трансформации нравственного и патриотического контекста тимуровского движения на нравственную основу волонтерства, историческую память и традиции старшего поколения на основе общечеловеческих ценностей, система действия социальных механизмов в образах повести А. П. Гайдара и одноименного фильма.

Ключевые слова:

эволюция, нравственно-патриотическое содержание, тимуровское и пионерское движение, волонтерство, общечеловеческие ценности.

С. 194-208

   
 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Мамажонов У. М.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-209-218

Аннотация.  

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих в нем людей занимается производством, хранением, обработкой и реализацией информации, особенно знаний, являющихся ее высшей формой. Этот этап развития общества и экономики характеризуется дальнейшим возрастанием значения информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. В современном мире науки и техники стремительное проникновение системы образования в цифровые технологии создает основу для серьезного анализа и педагогического обоснования множества продуктов, предлагаемых в информационном пространстве. Поэтому цель данной статьи – кратко разъяснить понятие цифровых технологий, обозначить приоритеты цифрового развития образовательного процесса, его преимущества, проанализировать важность необходимости научно обоснованного внедрения цифровых технологий в высшее образование.

Ключевые слова:

цифровизация, технологии, цифровые знания, информация, интернет, мобильная сеть, компьютер, инновации, экономика, образование, знания, искусственный интеллект, интеграция, электронная среда, интерактив, блокчейн, цифровые инструменты, трансформация.

С. 209-218

 

открыть

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлева А. В., Осипова О. П.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-219-232

Аннотация.  

Последние десятилетия принесли человечеству интенсивное развитие интернет-технологий, которые проникли практически во все сферы жизни и оказывают влияние не только на материальное, но и на духовно-культурное развитие общества. Информационно-коммуникационные технологии не только упростили процесс обучения, но и сделали возможным электронное обучение, протекающее без непосредственного взаимодействия с преподавателем и широкое использование дистанционных образовательных технологий. Это в равной степени относится как к сфере светского, так и к сфере конфессионального образования. Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в организацию электронного обучения, так, что теперь этот вид обучения начинает становиться полноценным конкурентом традиционным формам обучения. В представленной статье рассматриваются основные пути применения электронного обучения в конфессиональном образовании, приводится анализ положительных и отрицательных сторон использования этого ресурса, рассматриваются основные риски.

Ключевые слова:

религиозное образование, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, информационно-коммуникационные технологии, практика деятельности мусульманских образовательных организаций.

С. 219-232

 

открыть

СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ БОРИСА ЩУКИНА

Балакирев К. Н., Жадько Н. В.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-233-242

Аннотация.  

В статье представлен дизайн и результаты полевого качественного исследования применения сценического этюда как инструмента обучения студентов мастерству актера в Театральном институте имени Бориса Щукина. В качестве метода исследования использовалось глубинное интервью экспертов – преподавателей театральной школы. Рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются студенты при обучении мастерству актера, причины их возникновения.

Ключевые слова:

сценический этюд, обучение, предлагаемые обстоятельства, сценическая задача, оценка факта, трудности студентов театрального вуза, актерское мастерство, актерская техника, Вахтанговская школа, система Станиславского, полевое качественное исследование.

С. 233-242

 

открыть

КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
НА МАТЕРИАЛЕ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

Буковский С. Л.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-243-253

Аннотация.  

Статья посвящена анализу и разработке креативно-ориентированной методике обучения иноязычному говорению в неязыковом вузе аграрного профиля. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычному говорению в аграрном вузе, который включал бы использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному говорению в неязыковом вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения говорению. Автором статьи разработан курс обучения иноязычному говорению для студентов аграрных специальностей. Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в неязыковом вузе аграрного профиля. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения монологической и диалогической речи, а также комплекс соответствующих упражнений. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально демонстрирует анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения аграрного профиля, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе. Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового профиля.

Ключевые слова:

креативно-ориентированное обучение, креативное мышление, говорение, креативные упражнения, приемы обучения, монолог, диалог, профессионально-ориентированное общение, аграрные направления, неязыковой вуз.

С. 243-253

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

РЕСУРСЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сергеев В. С.                                             DOI10.31862/2218-8711-2022-5-254-263

Аннотация.  

В статье представлены методические рекомендации для пополнения словарного запаса школьников лексикой ограниченного употребления на уроках русского языка, приведены примеры разноуровневых лексических заданий и упражнений, подобраны актуальные учебно-методические источники для организации работы над словом ограниченного употребления в школьном курсе русского языка.

Ключевые слова:

пополнение словарного запаса, лексика ограниченного употребления, лексические упражнения, дидактические материалы.

С. 254-263