Скачать номер полностью

 

 

2012, номер 1

Содержание номера

 

 

 

открыть Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян (Выступление на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях)
 
Никандров Н.Д.   
Nikandrov N.D.   
В выступлении рассматриваются основные направления совместной деятельности Русской православной церкви, государства, общества и системы образования по достижению духовно-нравственного здоровья россиян.
C. 5-10
 

 

открыть Проблемные вопросы развития профессионального образования в России
 
Ткаченко Е.В.   
Tkachenko E.V.    
В статье рассматривается современное состояние сферы профессионального образования, формулируются предложения о совершенствовании деятельности в данном кластере на основе интеграции видов учреждений профессионального образования.
C. 11-15
 

 

открыть Гуманистические смыслы образования
 
Бедерханова В.П.   Демакова И.Д.    Крылова Н.Б.   
Bederkhanova V.P.   Demakova I.D.    Krylova N.B.   
Статья посвящена противоречиям и проблемам организации воспитания в отечественных школах и поиску путей обеспечения гуманистической направленности образования, что провозглашается в новом Законе об образовании.
C. 16-27
 

 

открыть Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты
 
Вяземский Е.Е.   
Vyazemsky Ye.Ye.   
В статье рассматривается сущность фальсификации истории; раскрыты приоритеты государственной политики в области противодействия попыткам фальсификации истории России; сопоставляются такие явления, как фальсификация истории и мифотворчество; раскрываются цели и мотивы фальсификаторов истории; раскрыта сущность феномена фальсификации истории России как компонента антироссийской пропаганды; показана взаимосвязь природы исторического знания и проблемы фальсификации истории; названы темы курса истории России, которые особенно становятся объектом фальсификаторов; сформулированы предложения по преодолению попыток фальсификации истории.
C. 28-43
 

 

открыть Народная школа С.А. Рачинского: взгляд с позиций современности
 
Лобзаров В.М.   Журавлева Т.А.   
Lobzarov V.M.   Zhuravleva T.A.   
Перед современным школьным образованием встает задача адаптации к запросам современного общества, вступившего в стадию информационной модернизации. В условиях радикальной модернизации особо значимой оказывается сохранение лучших традиций российского образования, сформировавшихся на протяжении предшествующих исторических периодов. В связи с этим возникает интерес к теоретическим трудам и практическому опыту выдающихся отечественных педагогов прошлого. Одним из наиболее ярких и уникальных представителей отечественного образования является директор и учитель Татевской школы С.А. Рачинский.
C. 44-48
 

 

открыть О феномене русской педагогической журналистики
 
Пузырева Л.В.   
Puzyryova L.V.   
В статье рассматриваются особенности феномена педагогической журналистики как вида журналистики и как педагогического явления, и прослеживается эволюция русской педагогической журналистики во второй половине XIX века, на этапе её становления и широкого развития: от рождения феномена в 60-е годы XIX века до завершения его формирования в конце XIX – начале ХХ веков.
C. 49-59
 

 

открыть Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя второй половины XIX – начала XX вв. (из собрания Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского). Статья первая
 
Гончаров М.А.   
Goncharov M.A.   
В широком социально-педагогическом контексте в статье рассматривается процесс становления и развития научно-педагогической и учебно-методической литературы. В статье дается общий обзор наиболее известных и популярных учебников и пособий по теории и истории педагогики, в которых поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и интересными для педагогов настоящего.
C. 60-67
 

 

открыть Эволюция понимания сущности чтения
 
Мелентьева Ю.П.   
Melent’eva Yu.P.   
В статье рассматривается чтение как сложнейший многоаспектный феномен, корни которого уходят в глубины цивилизации. Анализируется эволюция понимания сущности чтения в различные эпохи (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время). Утверждается, что понимание сущности чтения чрезвычайно необходимо всем, кто занимается его продвижением, т.к. позволяет выстроить верную стратегию приобщения к чтению.
C. 68-72
 

 

открыть Литература и становление личности
 
Жижина А.П.   
Zhizhina A.D.   
В статье рассматривается роль литературы, участвующей в сохранении культурного опыта человечества, в обогащении им новых поколений, дается характеристика перспектив осуществления литературного образования в школе в русле поликультурного общества.
C. 73-81
 

 

открыть Инновационные процессы в общем образовании
 
Харисова Л.А.   
Kharisova L.A.   
В статье рассматриваются теоретические основы оценки качества инновационной деятельности школ и результаты эмпирического исследования восприимчивости школ к новшествам лаборатории анализа инновационных процессов в общем образовании Института инновационной деятельности в образовании РАО.
C. 82-87
 

 

открыть Технология проектирования учебного процесса: этапы апробации, анализа и коррекции проекта
 
Бахусова Е.В.   
Bakhusova E.V.    
Статья является продолжением статьи «Технология проектирования учебного процесса: подготовительный и проектировочный этапы (№2 за 2011г.) В статье изложен опыт «Центра педагогических технологий В.М Монахова» обучения учителей и преподавателей технологии проектирования учебного процесса, подробно описаны этапы апробации, анализа и коррекции проекта учебного процесса, разработанного в виде атласа технологических карт.
C. 88-99
 

 

открыть О междисциплинарном характере курса «Язык делового общения»
 
Шейпак С.А.   
Sheypak S.A.   
В статье рассматривается проблема обеспечения междисциплинарных связей итогового в системе языковой подготовки будущих специалистов курса «Язык делового общения». Реализация этих связей в процессе обучения должна обеспечить специалистам уровень владения иностранным языком, необходимый в международной профессиональной практике.
C. 100-104
 

 

открыть «Аз да буки, книга в руки». Научный коллоквиум по истории учебников для начальной школы
 
Илюха О.П.   Аверьянова Л.Н.   
Ilyukha O.P.   Averjanova L.N.   
28 февраля 2012 г. в читальном зале Научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского состоялся коллоквиум «Аз да Буки, книга в руки. История учебников для начальной школы».
C. 105-110
 

 

открыть Значение научного наследия М.Н. Скаткина для современного образования
 
Осмоловская И.М.   
Osmolovskaya I.M.   
30 января 2012 года на заседании Ученого Совета Института теории и истории педагогики РАО состоялась передача (дарение) Институту мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми Е.М. Скаткиной и В.М. Скаткиным. Этому событию было посвящено обсуждение роли научного наследия М.Н. Скаткина для современного образования, дальнейшего развития дидактики.
C. 111-113
 

 

открыть Современная дидактика: на путях к неклассическому осмыслению
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
Рецензия на учебное издание Л.М Перминовой и Е.Н. Селивёрстовой «Дидактика на рубеже эпох (ХХ-ХХI вв.): Курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования. - Владимир: ВГГУ, 2010. - 428 с».
C. 114-120
 

 

открыть Противоречия в классе: демократическая сила дискуссии
 
Ланин Б.А.   
Lanin B.A.   
Рецензия на книгу Дианы E. Хесс (Hess, Diana E.) «Controversy in the Classroom. The Democratic Power of Discussion. Routledge, 2009. 197 pp».
C. 121-123
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Педагогика»    
Magazine «Pedagogy»   
Представляем вашему вниманию ведущий научно - теоретический журнал «Педагогика». Учредителями издания являются Российская академия образования и трудовой коллектив редакции. Главный редактор журнала – доктор педагогических наук Р.С. Бозиев. Журнал выходит с периодичностью 10 номеров в год; издаётся с 1937 года.
C. 124-128
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and foreign pedagogy»   
В номере 1 за 2012 год представлены статьи по проблемам сравнительной педагогики, а также материалы Круглого стола «Традиции и перспективы развития отечественной сравнительной педагогики», посвящённого 90-летию со дня рождения академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, который состоялся 12 декабря 2011 года в Институте теории и истории педагогики РАО.
C. 129-132