×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js


Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2016

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
Из истории философской мысли              
открыть

АПРИОРНОЕ И АПОСТЕРИОРНОЕ В ПОЗНАНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

 Яшин Б. Л.


Аннотация. В статье рассматриваются проблема понимания априорного (до-опытного) и апостериорного (эмпирического) знания, их соотношения и их роли в познавательном процессе, которая имеет в философии познания глубокие корни: противоположные подходы к пониманию природы знания обнаруживаются в философии Древней Греции (Платон и Аристотель) и находят свое продолжение в философии Нового времени (рационализм Р. Декарта и Г. Лейбница и эмпиризм Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка). Отмечается роль И. Канта в решении этой проблемы, понимание которым априорного как синтетического a priori вместе с предложенным им «набором» так называемых «априорных форм» чувственности и рассудка в дальнейшем утвердилось в философии познания. Показывается, что неокантианцы Марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, и др.), во многом разделявшие идею И. Канта о том, что «опыт дан в математике и чистом естествознании» оказали определенное влияние на Э. Гуссерля при разработке им априористской концепции познания в своей феноменологии. Отдельное внимание в работе уделяется трактовке априорного в работах В.Я. Перминова, связывающего исходные идеализации математики с необходимой деятельностной (практической) ориентацией мышления. В работе выявляются определенные слабости априоризма в математическом познании (выбор Кантом для математики всего лишь двух из всех его априорных форм чувственности и рассудка; ограничение математического знания лишь арифметикой и евклидовой геометрией; и др.). Утверждается, что они способствовали возникновению в философии математики «неоэмпиризма», который в определенной мере сходен с «умеренным эмпиризмом» – одной из версий эмпиризма, существующей в современной эпистемологии наряду с другой его версией – «крайним» или «радикальным» эмпиризмом и такими же версиями априоризма. В связи с этим высказывается предположение о том, что «жесткое» противопоставление априорного и эмпирического в философии и науке (в частности, в логике и математике), вряд ли соответствует действительному их соотношению в реальном познании. Многие фундаментальные научные понятия (в частности, понятия математики и логики), кажущиеся внеопытными, чисто априорными, на самом деле возникают как представления и формируются как понятия в процессе практической деятельности, в процессе социализации личности. Это подтверждается работами сторонников концепции физиологического и нейрофизиологического истолкования математики, исследованиями в области когнитивной психологии, этноматематики и социокультурной философии математики.

Ключевые слова: 

априоризм, априорное, апостериорное, математика, неокантианцы, эмпиризм, эпистемология.

С.9-24

 

открыть

ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ «СВОБОДНОГО ГОСУДАРСТВА» МОНТЕСКЬЕ И ЕГО КРИТИКА СОВРЕМЕННИКАМИ

Милованов К. Ю.


Аннотация. Статья посвящена анализу философского проекта «свободного государства»
Ш. Л. Монтескье. Рассмотрены философско-правовые проблемы развития теории разделения властей и правового государства эпохи Просвещения. Проанализированы взгляды французских просветителей – критиков философского учения Монтескье.

Ключевые слова: 

эпоха Просвещения, Монтескье, правовое государство, теория разделения властей, государственная власть.

С. 25-38

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И НАСИЛИЕ В ШКОЛАХ

Арпентьева М. Р.

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с насилием в школе, как следствием стремления упорядочить развитие и поведение учеников и учителей, удержать их в рамках норм сложившейся системы образования. Стремление к порядку, как стремление к контролю (себя и мира), инициирует «эффект Люцифера» – желание уподобить себе или поглотить все не похожее и/или не соответствующее собственным представлениям. Оно противоположно отношениям любви и служения: в служении человек воспринимает себя как часть круга любви, в котором каждый отдельный человек ценен сам по себе, а также в отношениях с другими. В результате образование становится насильственным и разрушительным как для учащихся, так и для обучающих. Ненасильственное и развивающее образование дает возможность ребенку и учителю расти в своем собственном режиме и направлении, опираясь на нравственные нормы и внимание к внутреннему миру и внутреннему, естественному порядку, наряду с миром внешним и его в разной мере искусственным порядком.

Ключевые слова: 

буллинг, травля, сталкинг, социальный порядок, самоорганизация, насилие.

С.39-49

 

открыть

ВЗАИМОСВЯЗЬ АССЕРТИВНОСТИ И МОРАЛЬНЫХ ОСНОВ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ

Абдумаджидова Д. Р.

Аннотация. Ассертивность означает уверенное поведение, умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.

Ключевые слова: 

ассертивность, экспрессивность, конгруэнтность, агрессивное поведение, уверенное поведение, неуверенное поведение, стереотипы, инициатива, негативные эмоции, социальный страх, социальная компетентность.

С.50-56

 

Психологическая антропология
открыть

МУЗЫКАЛЬНОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО: СОВМЕСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Овчинникова Ю. С.

Аннотация. В статье рассматривается проблема восприятия музыки в условиях современного городского пространства и особенности его звукомузыкального воздействия на человека. Раскрывается связь музыкального творчества с развитием исследовательской деятельности обучающихся и выявляется развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в психолого-педагогической практике. Представлена авторская методика совместной игры-импровизации на этнических музыкальных инструментах «Совместное творение мира в музыке и в жизни», направленная на развитие самопознания, рефлексии и исследовательских качеств личности.

Ключевые слова

музыкальное МироТворчество, самопознание, традиционная музыка народов мира, традиционные музыкальные инструменты народов мира, развитие исследовательских качеств личности, развивающее образование.

С.57-71

 

открыть

ПЕСНЯ КАК АВТОДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВеДеДо»)

Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С.

Аннотация. Рассматриваются формы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: фронтальное занятие, дидактическая игра, автодидактические материалы, выделенные А. П. Усовой. Выясняются их возможности в развитии предпосылок грамотности у детей, роль песни как автодидактического средства в Парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника». Анализируются свойства песни как синтетического вида искусства. Обобщены многочисленные данные о положительном влиянии музыки на речь, о взаимосвязи музыкального, эмоционального и словесно-логического интеллекта, произвольной и непроизвольной психической деятельности, сознательных и бессознательных процессов, механизмов лево- и правополушарной стратегии мозга. Обосновывается роль песни в формировании звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности.

Ключевые слова

языковая личность, эмоциональный интеллект, языковые игры, предпосылки грамотности, формы организации образовательного процесса, песня, Парциальная образовательная программа «Веселый деньдошкольника».

С. 72-79

 

 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования       
открыть

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

Жумаев Э. Э., Айтувганов У. Х.

Аннотация. В статье представлены философские и культурологические аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: 

информация, знания, общество, непрерывное образование, деятельность, проблема.

С. 80-84

 

История образования и педагогики
открыть

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАННОСТИ В МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI ВЕКА

Беленчук Л. Н.

Аннотация. Статья посвящена идеям образования в Московском государстве XVI в. и их месту в общеевропейском становлении Нового просвещения. Методологически она основана на цивилизационном методе, принимающем за основу независимость и духовные различия в развитии культур, пестроту и многополярность культурного мира. В статье сделана попытка отойти от освещения просвещения и педагогических представлений Руси как результата экономико-материалистического развития. Особое внимание уделяется древнерусской книжности и сводам времен Ивана Грозного. Показаны общие и различные черты в развитии отечественного и западноевропейского образования на исходе Средних веков.

Ключевые слова:

история педагогики, образование, русская педагогика, русская школа, нравственность и наука, христианская антропология, Средние века.

С. 85-96

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Я. СТОЮНИНА (к 190-летию со дня рождения)

Богуславский М. В.

Аннотация. В статье в целостном виде представлен жизненный путь и охарактеризованы аксиологические основы педагогической деятельности видного отечественного просветителя, ученого-педагога и общественного деятеля В. Я. Стоюнина.

Ключевые слова:

российское образование, педагогическая наука, история педагогики и образования, В. Я. Стоюнин, аксиология образования, общественно-педагогическое движение, идеал учителя, система педагогического образования, теория и практика женского образования.

С. 97-110

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ВИДА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ РЕАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Стрельцов А. А.

Аннотация. В статье анализируется влияние реального образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с середины XIX по начало XX в., на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы 460 выпускников. Рассматривается опыт воссоздания реальных училищ в 1990-е гг.

Ключевые слова:

Россия, история образования, реальное образование, реальное училище, выпускники.

С. 111-118

 

Новые исследования в образовании
открыть

ВНЕДРЕНИЕ ФГОС И ВОСПРИЯТИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Ю. М . ЛОТМАНА

Ланин Б. А., Шамчикова В. М.

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам внедрения ФГОС. Филологическое наследие Ю. М. Лотмана связывается с современным состоянием преподавания литературы.

Ключевые слова:

федеральный государственный образовательный стандарт, филологическое образование, литературное образование, методика преподавания литературы.

С. 119-126

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

О РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Раджабов Х. М.

Аннотация. В статье показано, что исторические сведения, касающиеся пути развития химии как науки, имеют не только познавательное, но и глубокое воспитательное значение. Для учителя химии исторические материалы – это не только источник новых фактов и иллюстраций, но и могучее средство педагогического воздействия, которое повышает интерес и развивает критическое мышление. Исторический материал позволяет изучающим химию представить эту науку как живой поток возникающих и отмирающих гипотез и теорий. Излагаются рекомендации для химиков-методистов, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и других звеньев системы непрерывного образования. Результаты исследования можно использовать для повышения качества и эффективности обучения неорганической и органической химии в
образовании.

Ключевые слова:

принцип историзма, исторические сведения, историко-хроникальные и личностно-ценностные материалы, внеурочные работы, тематические вечера, химические недели и декады, химические игры, викторины, клуб веселых и находчивых.

С. 127-133

 

Слово молодым ученым
открыть

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА МЕТОДОМ ВИЗУ АЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Борисов Д. Д.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием индивидуальности человека. Особое внимание уделено роли темперамента в структуре формирования индивидуальности. Для этой цели в начале работы были рассмотрены наиболее известные теории темперамента, а затем предложено авторское видение проблемы взаимосвязи темперамента и индивидуальности. Представлены подходы к использованию метода визуальной психодиагностики при исследовании темперамента и его практической значимости при первичном определении темперамента человека с помощью предложенного метода.

Ключевые слова:

индивидуальность, темперамент, сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, интроверт, экстраверт, визуальная психодиагностика, личность.

С. 134-141

 

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Рогатина Н. А.

Аннотация. Значительно изменившееся значение иностранных языков в современном мире предъявляет новые требования к преподавателям иностранного языка. Преподавателям необходимо давать учащимся не только грамматические правила, актуальную лексику, но и научить их общаться с носителями иностранных языков, уважать и понимать их культуру. В результате мы переходим на качественно новый уровень преподавания иностранных языков. Интегративная модель преподавателя иностранных языков – это целостный образ педагога, владеющего не только профессиональными, но и общепрофессиональными компетенциями, умениями и знаниями.

Ключевые слова:

глобализация, методология, профессиональная компетентность, интегративная модель, высококвалифицированный преподаватель, общепрофессиональные знания, иноязычное образование.

С. 142-148

 

Научная жизнь
открыть

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Осмоловская И. М.

Аннотация. В научной информации представлено содержание докладов Международной научно-теоретической конференции «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященной 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика РАО Володара Викторовича Краевского.

Ключевые слова:

педагогическая наука, методология педагогики, В. В. Краевский, содержание образования.

С. 149-158