Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2016

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
Из истории философской мысли              
открыть

АПРИОРНОЕ И АПОСТЕРИОРНОЕ В ПОЗНАНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

 Яшин Б. Л.


Аннотация. В статье рассматриваются проблема понимания априорного (до-опытного) и апостериорного (эмпирического) знания, их соотношения и их роли в познавательном процессе, которая имеет в философии познания глубокие корни: противоположные подходы к пониманию природы знания обнаруживаются в философии Древней Греции (Платон и Аристотель) и находят свое продолжение в философии Нового времени (рационализм Р. Декарта и Г. Лейбница и эмпиризм Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка). Отмечается роль И. Канта в решении этой проблемы, понимание которым априорного как синтетического a priori вместе с предложенным им «набором» так называемых «априорных форм» чувственности и рассудка в дальнейшем утвердилось в философии познания. Показывается, что неокантианцы Марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, и др.), во многом разделявшие идею И. Канта о том, что «опыт дан в математике и чистом естествознании» оказали определенное влияние на Э. Гуссерля при разработке им априористской концепции познания в своей феноменологии. Отдельное внимание в работе уделяется трактовке априорного в работах В.Я. Перминова, связывающего исходные идеализации математики с необходимой деятельностной (практической) ориентацией мышления. В работе выявляются определенные слабости априоризма в математическом познании (выбор Кантом для математики всего лишь двух из всех его априорных форм чувственности и рассудка; ограничение математического знания лишь арифметикой и евклидовой геометрией; и др.). Утверждается, что они способствовали возникновению в философии математики «неоэмпиризма», который в определенной мере сходен с «умеренным эмпиризмом» – одной из версий эмпиризма, существующей в современной эпистемологии наряду с другой его версией – «крайним» или «радикальным» эмпиризмом и такими же версиями априоризма. В связи с этим высказывается предположение о том, что «жесткое» противопоставление априорного и эмпирического в философии и науке (в частности, в логике и математике), вряд ли соответствует действительному их соотношению в реальном познании. Многие фундаментальные научные понятия (в частности, понятия математики и логики), кажущиеся внеопытными, чисто априорными, на самом деле возникают как представления и формируются как понятия в процессе практической деятельности, в процессе социализации личности. Это подтверждается работами сторонников концепции физиологического и нейрофизиологического истолкования математики, исследованиями в области когнитивной психологии, этноматематики и социокультурной философии математики.

Ключевые слова: 

априоризм, априорное, апостериорное, математика, неокантианцы, эмпиризм, эпистемология.

С.9-24

 

открыть

ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ «СВОБОДНОГО ГОСУДАРСТВА» МОНТЕСКЬЕ И ЕГО КРИТИКА СОВРЕМЕННИКАМИ

Милованов К. Ю.


Аннотация. Статья посвящена анализу философского проекта «свободного государства»
Ш. Л. Монтескье. Рассмотрены философско-правовые проблемы развития теории разделения властей и правового государства эпохи Просвещения. Проанализированы взгляды французских просветителей – критиков философского учения Монтескье.

Ключевые слова: 

эпоха Просвещения, Монтескье, правовое государство, теория разделения властей, государственная власть.

С. 25-38

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И НАСИЛИЕ В ШКОЛАХ

Арпентьева М. Р.

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с насилием в школе, как следствием стремления упорядочить развитие и поведение учеников и учителей, удержать их в рамках норм сложившейся системы образования. Стремление к порядку, как стремление к контролю (себя и мира), инициирует «эффект Люцифера» – желание уподобить себе или поглотить все не похожее и/или не соответствующее собственным представлениям. Оно противоположно отношениям любви и служения: в служении человек воспринимает себя как часть круга любви, в котором каждый отдельный человек ценен сам по себе, а также в отношениях с другими. В результате образование становится насильственным и разрушительным как для учащихся, так и для обучающих. Ненасильственное и развивающее образование дает возможность ребенку и учителю расти в своем собственном режиме и направлении, опираясь на нравственные нормы и внимание к внутреннему миру и внутреннему, естественному порядку, наряду с миром внешним и его в разной мере искусственным порядком.

Ключевые слова: 

буллинг, травля, сталкинг, социальный порядок, самоорганизация, насилие.

С.39-49

 

открыть

ВЗАИМОСВЯЗЬ АССЕРТИВНОСТИ И МОРАЛЬНЫХ ОСНОВ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ

Абдумаджидова Д. Р.

Аннотация. Ассертивность означает уверенное поведение, умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.

Ключевые слова: 

ассертивность, экспрессивность, конгруэнтность, агрессивное поведение, уверенное поведение, неуверенное поведение, стереотипы, инициатива, негативные эмоции, социальный страх, социальная компетентность.

С.50-56

 

Психологическая антропология
открыть

МУЗЫКАЛЬНОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО: СОВМЕСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Овчинникова Ю. С.

Аннотация. В статье рассматривается проблема восприятия музыки в условиях современного городского пространства и особенности его звукомузыкального воздействия на человека. Раскрывается связь музыкального творчества с развитием исследовательской деятельности обучающихся и выявляется развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в психолого-педагогической практике. Представлена авторская методика совместной игры-импровизации на этнических музыкальных инструментах «Совместное творение мира в музыке и в жизни», направленная на развитие самопознания, рефлексии и исследовательских качеств личности.

Ключевые слова

музыкальное МироТворчество, самопознание, традиционная музыка народов мира, традиционные музыкальные инструменты народов мира, развитие исследовательских качеств личности, развивающее образование.

С.57-71

 

открыть

ПЕСНЯ КАК АВТОДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВеДеДо»)

Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С.

Аннотация. Рассматриваются формы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: фронтальное занятие, дидактическая игра, автодидактические материалы, выделенные А. П. Усовой. Выясняются их возможности в развитии предпосылок грамотности у детей, роль песни как автодидактического средства в Парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника». Анализируются свойства песни как синтетического вида искусства. Обобщены многочисленные данные о положительном влиянии музыки на речь, о взаимосвязи музыкального, эмоционального и словесно-логического интеллекта, произвольной и непроизвольной психической деятельности, сознательных и бессознательных процессов, механизмов лево- и правополушарной стратегии мозга. Обосновывается роль песни в формировании звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности.

Ключевые слова

языковая личность, эмоциональный интеллект, языковые игры, предпосылки грамотности, формы организации образовательного процесса, песня, Парциальная образовательная программа «Веселый деньдошкольника».

С. 72-79

 

 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования       
открыть

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

Жумаев Э. Э., Айтувганов У. Х.

Аннотация. В статье представлены философские и культурологические аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: 

информация, знания, общество, непрерывное образование, деятельность, проблема.

С. 80-84

 

История образования и педагогики
открыть

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАННОСТИ В МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI ВЕКА

Беленчук Л. Н.

Аннотация. Статья посвящена идеям образования в Московском государстве XVI в. и их месту в общеевропейском становлении Нового просвещения. Методологически она основана на цивилизационном методе, принимающем за основу независимость и духовные различия в развитии культур, пестроту и многополярность культурного мира. В статье сделана попытка отойти от освещения просвещения и педагогических представлений Руси как результата экономико-материалистического развития. Особое внимание уделяется древнерусской книжности и сводам времен Ивана Грозного. Показаны общие и различные черты в развитии отечественного и западноевропейского образования на исходе Средних веков.

Ключевые слова:

история педагогики, образование, русская педагогика, русская школа, нравственность и наука, христианская антропология, Средние века.

С. 85-96

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Я. СТОЮНИНА (к 190-летию со дня рождения)

Богуславский М. В.

Аннотация. В статье в целостном виде представлен жизненный путь и охарактеризованы аксиологические основы педагогической деятельности видного отечественного просветителя, ученого-педагога и общественного деятеля В. Я. Стоюнина.

Ключевые слова:

российское образование, педагогическая наука, история педагогики и образования, В. Я. Стоюнин, аксиология образования, общественно-педагогическое движение, идеал учителя, система педагогического образования, теория и практика женского образования.

С. 97-110

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ВИДА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ РЕАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Стрельцов А. А.

Аннотация. В статье анализируется влияние реального образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с середины XIX по начало XX в., на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы 460 выпускников. Рассматривается опыт воссоздания реальных училищ в 1990-е гг.

Ключевые слова:

Россия, история образования, реальное образование, реальное училище, выпускники.

С. 111-118

 

Новые исследования в образовании
открыть

ВНЕДРЕНИЕ ФГОС И ВОСПРИЯТИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Ю. М . ЛОТМАНА

Ланин Б. А., Шамчикова В. М.

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам внедрения ФГОС. Филологическое наследие Ю. М. Лотмана связывается с современным состоянием преподавания литературы.

Ключевые слова:

федеральный государственный образовательный стандарт, филологическое образование, литературное образование, методика преподавания литературы.

С. 119-126

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

О РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Раджабов Х. М.

Аннотация. В статье показано, что исторические сведения, касающиеся пути развития химии как науки, имеют не только познавательное, но и глубокое воспитательное значение. Для учителя химии исторические материалы – это не только источник новых фактов и иллюстраций, но и могучее средство педагогического воздействия, которое повышает интерес и развивает критическое мышление. Исторический материал позволяет изучающим химию представить эту науку как живой поток возникающих и отмирающих гипотез и теорий. Излагаются рекомендации для химиков-методистов, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и других звеньев системы непрерывного образования. Результаты исследования можно использовать для повышения качества и эффективности обучения неорганической и органической химии в
образовании.

Ключевые слова:

принцип историзма, исторические сведения, историко-хроникальные и личностно-ценностные материалы, внеурочные работы, тематические вечера, химические недели и декады, химические игры, викторины, клуб веселых и находчивых.

С. 127-133

 

Слово молодым ученым
открыть

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА МЕТОДОМ ВИЗУ АЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Борисов Д. Д.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием индивидуальности человека. Особое внимание уделено роли темперамента в структуре формирования индивидуальности. Для этой цели в начале работы были рассмотрены наиболее известные теории темперамента, а затем предложено авторское видение проблемы взаимосвязи темперамента и индивидуальности. Представлены подходы к использованию метода визуальной психодиагностики при исследовании темперамента и его практической значимости при первичном определении темперамента человека с помощью предложенного метода.

Ключевые слова:

индивидуальность, темперамент, сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, интроверт, экстраверт, визуальная психодиагностика, личность.

С. 134-141

 

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Рогатина Н. А.

Аннотация. Значительно изменившееся значение иностранных языков в современном мире предъявляет новые требования к преподавателям иностранного языка. Преподавателям необходимо давать учащимся не только грамматические правила, актуальную лексику, но и научить их общаться с носителями иностранных языков, уважать и понимать их культуру. В результате мы переходим на качественно новый уровень преподавания иностранных языков. Интегративная модель преподавателя иностранных языков – это целостный образ педагога, владеющего не только профессиональными, но и общепрофессиональными компетенциями, умениями и знаниями.

Ключевые слова:

глобализация, методология, профессиональная компетентность, интегративная модель, высококвалифицированный преподаватель, общепрофессиональные знания, иноязычное образование.

С. 142-148

 

Научная жизнь
открыть

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Осмоловская И. М.

Аннотация. В научной информации представлено содержание докладов Международной научно-теоретической конференции «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященной 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика РАО Володара Викторовича Краевского.

Ключевые слова:

педагогическая наука, методология педагогики, В. В. Краевский, содержание образования.

С. 149-158