Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2025

Содержание

 

Философия 5.7

   

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  

открыть

РИТОРИКА НАУКИ: РОЛЬ МЕТАФОРЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Козлова Н. Ю.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-9-19

Аннотация. 

Исследование метафоры имеет долгую историю. Учитывая неразрывную связь ее теории с проблемным полем эпистемологии, можно говорить о непреходящей актуальности осмысления этого языкового феномена. В статье представлен анализ механизма метафоризации с двух точек зрения: с позиций английской философской мысли XVI–XVII вв., обозначающей неприемлемость метафоры в научном поиске, причисляя ее к «злоупотреблениям речи», искажающим научное мышление, и с позиций более современных философских представлений, раскрывающих эпистемическую функциональность метафоры. Показано, что на оценку роли метафоры в познании влияли преобладавшие в том или ином научном мировоззрении взгляды на природу языка и его эпистемологические возможности. Проанализированы идейные основания критической позиции Ф. Бэкона, Т. Гоббса, выявлена их связь с более широким интеллектуальным контекстом. Установлено, что источником лингвистического скептицизма является стремление к объективности, выполняющее функцию эпистемологического регулятива. Рассмотрены возражения критике метафоры, разработанные Х. Вайнрихом, М. Юнге: «обман ожидания» является следствием особого взаимодействия контекстов, развивающегося при интерпретации метафоры. Обосновывается идея, согласно которой метафора может пониматься как механизм «концептуальных прыжков». Устанавливая связь между различными контекстуальными пространствами, она способна не только «развивать» основной контекст высказывания, обогащая задаваемый им ракурс осмысления ранее не предпринимавшимся маневром мысли, но и генерировать новый.

Ключевые слова

риторика науки, метафора, эпистемология, научный дискурс, эпистемологический регулятив, концептуальный прыжок.

С. 9-19

     

открыть

КВАНТОВЫЙ ИНДЕТЕРМИНИЗМ, КАУЗАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ВОЗМОЖНОСТЬ НЕФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИН ПОВЕДЕНИЯ

Сериков А. Е.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-20-34

Аннотация. 

Вопрос о том, является ли физический мир каузально замкнутым, сегодня активно обсуждается. И один из важнейших аспектов этого вопроса связан с тем, что каузальная замкнутость физического плохо согласуется с квантовым индетерминизмом. В статье уточняется, что именно может иметься в виду под квантовым индетерминизмом, и анализируются возможные варианты понимания каузальной замкнутости физического, которые уходят от противоречия с квантовым индетерминизмом. Этот анализ показывает, что из признания истинности квантовой механики следует каузальная открытость физического мира и принципиальная возможность нефизических причин человеческого поведения.

Ключевые слова

полнота физики, каузальная замкнутость, квантовый индетерминизм, квантовая биология, ментальная каузальность, поведение.

С. 20-34

    

 

Психология 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Аксютина З. А.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-35-41

Аннотация. 

Цель статьи состоит в ретроспективном анализе возникновения метафорических ассоциативных карт. Методами исследования были исторический метод, ретроспективный анализ, методы теоретического анализа. В качестве материалов используются научные публикации и психологическая литература по проблеме исследования. В ходе исследования охарактеризованы события, способствовавшие распространению метафорических ассоциативных карт. Представлено создание первой колоды карт Э. Раманом. В России метафорические ассоциативные карты стали популярным средством арт-терапии с 2010 г. Вклад в развитие терапии внесли публикации В. Киршке,Г. Кац, Е. Мухаматулиной, Е. Морозовской, Н. Дмитриевой, Н. Буравцовой,М. Ингерлейба. Описание истории зарождения метафорических ассоциативных карт остается непроработанным. Теоретическая и практическая значимость заключаются в раскрытии истории развития метафорических ассоциативных карт, что дает возможность более осмысленного их использования в практике психотерапии. Перспективным аспектом дальнейших исследований является научная классификация колод метафорических ассоциативных карт.

Ключевые слова

арт-терапия, история возникновения, колода, МАК-терапия, метафорические ассоциативные карты, психотерапия.

С. 35-41

      

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

    

открыть

ИНТРОСПЕКЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Агаджанян Р. В.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-42-55

Аннотация. 

Повышающиеся требования к языковой подготовке будущих специалистов той или иной профессиональной области ставит перед современным образованием самые сложные задачи. Интроспективный подход, являющийся синтезом существующих на данный момент результатов гуманитарного академического знания, ориентирован на анализ критериев эффективности в дидактическом процессе. Цель настоящей статьи – выявление теоретических основ интроспекции с опорой на такие научные дисциплины, как психология, лингвистика и дидактика, для обоснования возможности разработки интроспективных технологий в преподавании иностранных языков. Особое внимание в статье обращается на то, как потенциальное применение интроспективных практик может способствовать развитию важных учебных навыков, в числе которых осознанность, самостоятельность, критическое мышление, рефлексия, языковые и речевые умения. В заключении в работе автора приводится оценка методического значения и синергетического потенциала применения интроспекции при решении определенных учебных задач.

Ключевые слова

интроспективный метод, осознанность, языковое чутье, смыслообразование, рефлексивность, самостоятельная языковая личность, учебная деятельность, эффективное обучение.

С. 42-55 

    

Педагогика 5.8

   

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Сагателова Л. С.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-56-67

Аннотация. 

Необходимость в проектировании систем обучения в общеобразовательных организациях обусловлена ориентированностью массового образования на широкий контекст изменений, происходящих в обществе. Целью статьи является рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы проектирования систем обучения в общеобразовательных организациях. Выполненное исследование направлено на расширение представлений о возможностях педагогического проектирования систем обучения в общеобразовательных организациях с учетом перспектив социально-экономического развития. Рассмотрены теоретические представления, раскрыт инновационный характер педагогического проектирования, определены и подробно описаны сущностные характеристики и особенности педагогического проектирования в современных реалиях, выявлен приоритетный статус проектировочных умений среди совокупности профессиональных умений учителя, обозначены проблемы организации и реализации педагогического проектирования систем обучения в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова:

педагогическое проектирование, особенности, сущностные характеристики педагогического проектирования, образовательные инновации, системы обучения, практические аспекты педагогического проектирования.

С. 56-67 

   

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Есикова Т. В.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-68-75

Аннотация. 

В статье рассмотрены методологические подходы к исследованию профессиональных ценностей студентов современного педагогического вуза. Дается характеристика результатов эмпирического исследования профессиональных ценностей будущих педагогов, изученных с помощью методов исследования, базирующихся на социально-конструктивистском и личностно-деятельностном подходах, таких как дискурсный анализ в фокус-группах, анализ взаимодействий, который автор предлагает проводить в процессе выполнения студентами заданий, активно контактируя с представителями разных ступеней обучения в вузе, преподавателями и педагогами.

Ключевые слова:

ценности, профессиональные педагогические ценности, методологические основы исследования профессиональных педагогических ценностей, целенаправленная профессиональная социализация студентов современного педагогического вуза.

С. 68-75 

     

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

   

открыть

ОБРАЗ АКТИВИСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ 1950–1960-х гг.

Чуркина Н. И.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-76-86

Аннотация. 

В работе проводится сравнительный анализ образа активиста, который транслировался в педагогическом дискурсе (педагогические исследования, выступления педагогов и др.) и повседневных социальных практиках 1950–1960 гг. Делается вывод, что в этот период в педагогическом дискурсе, несмотря на начавшиеся в социальной жизни процессы либерализации, сохранялась ориентация на утопические идеалы советского воспитания, частью которых была задача формирования нового человека как члена коммунистического общества. Исследователи разрабатывали условия, формы, особенности воспитания в отдельных аспектах: актива в основной школе; воспитания пионерского актива; формирования актива школьников-подростков. Для педагогов актив являлся таким же коллективным субъектом, как и класс или школьный коллектив. Представленный в статье сравнительный анализ образа активиста в педагогической теории и повседневных практиках (репрезентируемый в советском кинематографе периода «оттепели» и материалах эго-источников) позволяет увидеть противоречивость момента: педагогическая теория сохраняла ориентацию на подготовку, воспитание школьного актива, а в повседневной практике лидером школьной жизни часто становился аутсайдер. Именно они были новыми героями в кино и жизни, являясь носителями новых гуманистических ценностей.

Ключевые слова:

«оттепель», активист, школьная культура, коллектив, школьное кино, эго-источники, педагогический дискурс.

С. 76-86 

     

открыть

О СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Г. М. ЧЕРНОБЕЛЬСКОЙ

Полупаненко Е. Г., Юрченко В. С.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-87-97

Аннотация. 

Статья посвящена вкладу Галины Марковны Чернобельской в развитие методики преподавания химии в советский период. В ней рассматриваются ключевые аспекты методической системы подготовки будущих учителей химии, такие как: непрерывность методической подготовки, интеграция теории и практики, развитие критического мышления, проблемный и индивидуальный подход, формирование методического кругозора за счет организации исследовательской деятельности, направленной на изучение фактов историко-педагогических процессов в химическом образовании. Особое внимание уделяется тому, что научные работы Г. М. Чернобельской представляют теоретическую и методологическую ценность и должны быть учтены в ходе совершенствования современной системы методической подготовки будущего учителя химии в условиях обеспечения «бесшовного» образования.

Ключевые слова:

Галина Марковна Чернобельская, методика преподавания химии, ретроинновации в химическом образовании, «бесшовное образование».

С. 87-97 

     

открыть

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ А. Е. И М. Е. АДРИАНОВЫХ

Юсупова А. Ю., Ратнер Ф. Л.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-98-111

Аннотация. 

Данная статья посвящена историко-педагогической реконструкции дидактической модели комплексного обучения для начальной школы, созданной в начале ХХ в. российскими педагогами А. Е. и М. Е. Адриановыми. Рассматриваемая модель интересна своими историческими прототипами, восходящими к идеям свободного воспитания, и тесно связанной с ними методологией – комплексным подходом, получившим распространение в отечественной педагогике 1920-х гг. и опирающимся на идею о неразрывности межпредметных связей в обучении. Анализ показал, что ключевым принципом комплексного обучения по модели Адриановых является принцип индивидуализации, реализуемый через активное включение самостоятельной работы детей в учебный процесс. Основу самостоятельной работы образует оригинальная структура организационных форм обучения, в рамках которых ведущую роль играет экспериментальная деятельность детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также логично структурированный комплекс специально созданных дидактических материалов. Широкое использование практической опытной работы обусловлено позиционированием индуктивного метода познания («от конкретного к абстрактному») в качестве определяющего в учебном процессе.

Ключевые слова:

А. Е. и М. Е. Адриановы, комплексная система обучения, комплексный подход, индивидуализация обучения, самостоятельная работа, дидактические материалы.

С. 98-111 

     

     

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сакулина Ю. В., Пенягина Л. В.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-112-120

Аннотация.  

В условиях стремительных изменений в профессиональной среде использование статистических показателей для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций становится особенно актуальным. Эти показатели позволяют не только объективно измерять уровень знаний и навыков специалистов, но и выявлять зоны для дальнейшего развития. Статистические показатели становятся надежным инструментом для комплексной оценки и совершенствования профессиональных компетенций, что, в свою очередь, способствует формированию высокой конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Сравнивая результаты выпускников различных курсов, можно определить, какие из них обеспечивают более высокие шансы на трудоустройство и успешную карьеру.

Ключевые слова:

статистические показатели, статистические методы, уровень сформированности, профессиональные компетенции.

С. 112-120

    

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ПОСОБИЯМИ

Гусева Е. Ю., Дворкина Е. А.,
Цуканова Е. И
.
     
                                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-121-129

Аннотация.  

В данной статье отражены некоторые актуальные аспекты профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов инженерно-технического профиля, обусловленные требованиями нормативного характера и сопряженные со знанием психологии (ориентацией на доминирующий когнитивный стиль обучения); представлено новое учебно-методическое пособие для обучения иностранных студентов инженерной коммуникации.

Ключевые слова:

иностранные обучающиеся, профессионально ориентированное обучение, инженерная коммуникация, когнитивный стиль,учебно-методическое пособи.

С. 121-129

  

открыть

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Якубова Ф. Р.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-130-140

Аннотация.  

В педагогических исследованиях для понимания процесса готовности к инклюзивному образованию используются два подхода: первый подход определяет готовность как функциональное состояние личности, второй – как подготовленность к деятельности. В данной статье автором раскрыты вышеупомянутые подходы к определению понятия «готовность к инклюзивному образованию», а также представлены компоненты готовности к инклюзивному образованию: когнитивный, операциональный, мотивационный, рефлексивный, личностный. Автором описана сущность процесса готовности педагога к инклюзивному образованию. Охарактеризованы этапы формирования готовности, которые выстраиваются последовательно-концентрически.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, готовность к инклюзивному образованию.

С. 130-140

   

открыть

ДИДАКТИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Игумнов О. А., Платонова Е. Д.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-141-153

Аннотация.  

В статье на основе анализа дискуссий о содержании современного экономического образования, формирующегося в условиях изменений социально-экономических отношений в российской и мировой экономике, что, несомненно, должно найти отражение в содержании вузовских курсов экономики, авторы обращают внимание на дидактические аспекты дискуссии, которые дополняют традиционные для подобных дискуссий содержательные аспекты, на основании чего сделан вывод о необходимости повышения результативности и качества обучения экономике на основе формирования дидактической культуры преподавателя экономических дисциплин в вузе. Дидактическая культура рассматривается как интегральное качество, направленное на профессиональное развитие и формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Предложены общие организационные условия формирования дидактической культуры преподавателя экономических дисциплин в вузе. Рекомендован интеграционный подход к формированию содержания экономического образования, реализуемый в процессе дидактического культуротворчества преподавателя.

Ключевые слова:

трансформация экономического знания, преподавание экономических дисциплин, профессионально-педагогическая культура, дидактическая культура преподавателя экономических дисциплин, дидактическое культуротворчество, профессиональная компетентность, субъект-субъектный подход в обучении.

С. 141-153

    

открыть

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СМЕНЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НА ВОСТОЧНЫЕ ЯЗЫКИ

Шубина А. О.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-154-167

Аннотация.  

Данная работа посвящена проблеме смены фокуса на изучение английского языка в условиях современной геополитической обстановки. Широкомасштабная антироссийская политика со стороны стран Запада привела к возникновению «враждебности» по отношению к изучению языков недружественных стран, в том числе английского языка, который на протяжении многих десятилетий рассматривался как неотъемлемый инструмент глобальной межкультурной коммуникации. Изменения вектора внешней политики Российской Федерации привели к резкому росту востребованности специалистов и учебных программ по изучению восточных языков: китайского, корейского, хинди, фарси и др. Однако необходимо понимать, что подобная трансформация общественного мировоззрения в отношении зарубежных стран должна сопровождаться адаптивной сменой парадигмы обучения иностранному языку на всех уровнях: системно-структурном, коммуникативном, лингвистическом и др. При этом полный отход от совершенствования методик изучения английского языка может привести к потере целого пласта общественно-культурных связей со странами Запада и трудностям в их последующем восстановлении. В статье приведен анализ мнений ученых и политиков о роли английского языка в современной России и о необходимости смены приоритетов в области лингвистического образования. Рассмотрены преимущества и возможные негативные последствия отказа от английского языка как основного инструмента международного общения. Предложены возможные пути исследований по сохранению языковой идентичности, в частности рассмотрение модели английского языка, принятой в странах Азии. Вместе с тем, по мнению специалистов, английский язык должен сохранить свою ведущую роль как основа межкультурного сотрудничества с мировым сообществом. Однако в настоящее время возникла необходимость создания нового подхода к обучению иностранным языкам, который будет учитывать политические, культурные и другие факторы, имеющие значение для сохранения национальной идентичности. 

Ключевые слова:

изучение иностранного языка, английский язык, восточные языки, смена языковой парадигмы, геополитика, китайский английский, межкультурная коммуникация, культурные связи, образовательная система.

С. 154-167

    

открыть

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Камалова Д. З.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-168-181

Аннотация.  

В статье рассматривается развитие индивидуальной познавательной самостоятельности учащихся в процессе школьного образования в условиях глобализации и смены образовательных ориентиров. Актуальность темы связана с необходимостью формирования навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, мышления и творчества у школьников. Это способствует подготовке учащихся к творческому выполнению функций в новом обществе, а также соответствует принципам дифференциации и индивидуализации образования. Проведенное исследование среди учащихся 7-го класса показало, что построение индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей каждого ученика и создание психолого-педагогических условий способствуют развитию познавательной самостоятельности учащихся при обучении математике. 

Ключевые слова:

развитие учащихся, проблемы обучения, познавательная самостоятельность, развитие самостоятельности, математика в школе.

С. 168-181

   

открыть

ЮМОР В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

Болдова Т. А.                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-182-188

Аннотация.  

В статье рассматривается разработанная автором технология работы со смеховыми практиками в карикатурах, что способствует изменению процесса обучения иностранным языкам в сторону коммуникативных и поведенческих подходов. Такая учебная работа необходима студентам для формирования умений интерактивного общения на иностранном языке в виртуальной среде сети. Обучение иностранному языку осуществляется в цифровой коммуникации для подкрепления традиционных методов обучения новыми формами. Цифровая коммуникация является динамическим элементом диалога на различные темы по изучаемой тематике на занятиях по иностранному языку. В карикатуре связаны различные аспекты коммуникации (лингвистические, социокультурные, межкультурные), поэтому преподаватель в ходе занятий формирует коммуникативные и поведенческие умения. 

Ключевые слова:

методика обучения иностранным языкам, интерактивное общение, юмор, смеховые практики, карикатуры.

С. 182-188

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СТРУКТУРА СОВРЕМЕННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Алламуратова Х. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-189-195

Аннотация.  

Статья посвящена анализу цифровой трансформации образования и ее влиянию на развитие критического мышления. Рассматриваются современные педагогические технологии, включающие интерактивные платформы, системы автоматизированной обратной связи и инструменты визуализации данных. В работе представлена концептуальная модель интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, которая способствует формированию аналитических компетенций обучающихся. Научная новизна заключается в систематизации существующих подходов и предложении комплексной стратегии использования цифровых технологий для развития критического мышления.

Ключевые слова:

критическое мышление, цифровая трансформация образования, педагогические технологии, образовательные платформы, интерактивное обучение.

С. 189-195

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМЫ «РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ КРАМЕРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY

Маматохунова Ю. А.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-196-205

Аннотация.  

В данной статье представлен метод организации лекционных занятий с использованием проблемных методов обучения для решения системы линейных уравнений методом Крамера. Студентам сначала ставится конкретная проблема из реальной жизни в виде задачи, и идея заключается в организации лекционных занятий с применением проблемных методов обучения.

Ключевые слова:

система линейных уравнений, метод Крамера, проблемный метод обучения.

С. 196-205

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Сафина А. Ф., Вахидова Л. В.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-206-214

Аннотация.  

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов технического вуза. С целью исследования данной проблемы был проведен поиск условий, способствующих развитию студента как активного субъекта образовательного процесса и формирующего у него профессиональные умения и навыки. Были выявлены организационно-педагогические условия, представляющие собой единый комплекс, а также рассмотрены особенности и преимущества их реализации. Предложенные условия были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы, в результате которой была подтверждена их эффективность.

Ключевые слова:

самостоятельная работа студентов, педагогические условия, организационные условия, образовательно-профессиональная среда, профильная организация.

С. 206-214

 

открыть

ОЛИМПИАДА ПО БИОХИМИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Е. В. Коробицына, С. Н. Лейхтер,
Н. П. Гешавец, Е. Н. Синицкая 
                        
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-215-222

Аннотация.  

Статья посвящена рассмотрению роли олимпиады по биохимии в медицинском вузе в повышении мотивации студентов к углубленному изучению дисциплины и содержит опыт проведения олимпиады в Северном государственном медицинском университете. Целью исследования является анализ опыта проведения олимпиады по биохимии в медицинском вузе для выявления способов повышения мотивации обучающихся к углубленному изучению дисциплины. Анализ анкет участников показал, что на первый план для большинства из них выходят интерес к науке, желание проверить и повысить свои знания, получить признание среди сокурсников и преподавателей. Олимпиада предоставляет студентам уникальную возможность для глубокого погружения в науку, обучения и профессионального роста.

Ключевые слова:

анкетирование, биохимия, мотивация, олимпиада, студенты медицинского вуза.

С. 215-222

  

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ОСОЗНАННОГО ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОМПОЗИЦИИ

Хвастунов А. В., Немаева Н. О.,
Борисенко А. М
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-223-238

Аннотация.  

В статье представлен метод обучения осознанному чувственному восприятию художественного произведения в процессе изучения приемов и средств композиции. Авторы предлагают методическую классификацию уровней восприятия картины, в которой выделяют три условных уровня: предметно-сюжетный, профессионально-пластический и чувственно-интуитивный. Приводятся примеры применения чувствования в обучении, и более подробно метод рассматривается на примере упражнения «Плоскость картины».

Ключевые слова:

композиция, художественное образование, восприятие, чувственное восприятие, методика преподавания и обучения, дизайн.

С. 223-238

  

открыть

ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ И КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Иванова Е. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-239-250

Аннотация.  

Различные исследования в области когнитивной педагогики не привели к единому заключению относительно степени эффективности использования принципов теории двойного кодирования и влияния на результаты объема когнитивной нагрузки. В представленной работе изучается значимость влияния двойного кодирования преподаваемого учебного материала на уровень запоминания студентами экспериментальных групп иноязычных лексических единиц. Студенты контрольных групп проходили материал традиционным методом. Далее были проведены два тестирования – в конце занятия и на следующем занятии, через одну неделю, а также анкетирование обучающихся экспериментальных групп об их отношении к эксперименту и их мнении о его эффективности. Эксперимент показал, что непосредственное тестирование демонстрирует более высокие результаты, чем тестирование через неделю. Результаты анкетирования показали двоякое отношение обучающихся к двойному кодированию академической информации. Были сделаны выводы о целесообразности преподнесения учебного материала как вербальным, так и образным путем. Были обозначены возможные способы решения проблемы когнитивной перегрузки при двойном кодировании.

Ключевые слова:

теория двойного кодирования, вербальный ввод информации, визуализация информации, иностранный язык в неязыковом вузе, запоминание иноязычных лексических единиц, когнитивная нагрузка.

С. 239-250

   

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ПОДМОСКОВЬЯ

Бурдаков Д. А., Соломатин А. М.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-251-262

Аннотация.  

В статье на основе федеральных стратегических документов рассматриваются особенности организации кадетского образования в общеобразовательных организациях Московской области. Представлен стандарт предпрофессионального кадетского класса Подмосковья, а также критерии определения эффективности предпрофессиональных кадетских классов. Приведены практические примеры деятельности школ по построению учебных планов, реализации планов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, организации взаимодействия с социальными партнерами по решению задач кадетского образования, воспитания и развития старшеклассников.

Ключевые слова:

кадетское образование, предпрофессиональное обучение, учебный план, план внеурочной деятельности, дополнительное образование, социальные партнеры.

С. 251-262

   

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

   

открыть

ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ВО ВНЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ

Чжан Мэнкэ.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-3-263-272

Аннотация. 

Статья анализирует развитие навыков аудирования при изучении иностранных языков, особенно русского, среди китайских студентов. Обсуждаются основные трудности, с которыми сталкиваются китайские студенты, включая значительные различия в фонетических, лексических и грамматических системах русского и китайского языков. В статье подчеркивается важность использования аутентичных текстов и аудиовизуальных материалов для развития навыков аудирования и социокультурной компетенции.

Ключевые слова:

аудирование, русский язык, китайские студенты, аутентичные тексты, экстралингвистическая среда.

С. 263-272