Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2024

Содержание

 

Философия 5.7

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  

открыть

О СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Левикова С. И.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-11-20

Аннотация. 

В статье отмечается, что существуют две основные модели развития общества: эволюционная и революционная. В рамках эволюционной модели, характерной для Китая, предпочтение отдается естественному ходу развития общества. В рамках же революционной модели, характерной для развития западного общества (Европы, США и др.), изменения происходят скачкообразно через фактическое разрушение того, что было наработано ранее. Россия, географически находясь между Западом и Востоком, не только тяготела к западной модели развития общества, но и перенимает очень многое, порой не свойственное ей, у стран Запада, что нашло яркое проявление в том числе в постсоветском реформировании российских системах образования и воспитания. Однако об опасностях, которые подстерегают страну, идущую не своим путем, предостерегал еще в XIX столетии русский философ Николай Яковлевич Данилевский.

Ключевые слова

общество, модель развития общества, Россия, Китай, Европа, система образования, система воспитания, Николай Яковлевич Данилевский, индивидуалистически-эгоистическая модель поведения, реформы.

С. 11-20

 

 

Психология 5.3

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ С ВИДАМИ АГРЕССИИ У ЮНОШЕЙ

Гладышев Ю. В.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-21-29

Аннотация. 

В статье представлены результаты исследования взаимосвязей механизмов психологической защиты с видами агрессии у юношей-студентов I курса. Агрессивность определяли, используя опросник Басса – Дарки. Для изучения психологических защит применяли опросник Плутчека – Келлермана – Конте «Индекс жизненного стиля» (LSI). В процессе обработки данных использовали статистический пакет «SSPS Statistics 20». Каждый вид психологической защиты ранжировали на три группы (низкий, средний и высокий) и анализировали взаимосвязи между рангами и видами агрессии применяянепараметрический критерий Краскела – Уоллиса. Результат проведенного исследования (U-критерий Манна – Уитни) показал, что чем выше уровень определенной психологической защиты, тем выше выраженность того или иного вида агрессии.

Ключевые слова

агрессия, агрессивность, психологическая защита, дисперсионный анализ.

С. 21-29

  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ВОЛОНТЕРОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ильина О. И., Миларовелл Казини                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-30-46

Аннотация. 

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социального интереса и эмоционального интеллекта у волонтеров с разным опытом волонтерской деятельности, обучающихся в ДВФУ. Рассматривая социальный интерес и эмоциональный интеллект как компоненты мотивационной и операционной готовности к волонтерской деятельности, авторы статьи приходят к выводу, что показатели этих компонентов обусловлены количественными и содержательными характеристиками волонтерского опыта. Результаты эмпирического исследования показывают, что не только волонтеры отличаются от неволонтеров уровнем эмоционального интеллекта, социального интереса и имеют содержательную разницу в корреляционных профилях между этими компонентами, но и внутри волонтерской группы можно выделять подгруппы, которые будут отличаться по тем же показателям и обладать содержательно отличными корреляционными профилями, если эти подгруппы выделены на основе опыта решения тех или иных задач и количества проектов.

Ключевые слова

социальный интерес, эмоциональный интерес, волонтерская деятельность, опыт, готовность, мотивационный компонент и операционный компонент, корреляционный профиль.

С. 30-46

 

открыть

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Горбенко И. А., Киселева Т. Б.,
Крайнова Ю. Н. 
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-47-57

Аннотация. 

С расширением инклюзивного образования растет необходимость понимания проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности педагога, является индивидуальный стиль педагогической деятельности. В статье раскрывается взаимосвязь между индивидуальным стилем педагогической деятельности и психологическими трудностями педагогов в инклюзивном образовании; рассматривается влияние индивидуального стиля педагогической деятельности на способность педагога адаптироваться к особенностям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

инклюзивное образование, индивидуальный стиль педагогической деятельности, психологические трудности, эффективность педагогической деятельности.

С. 47-57

 

 

Педагогика 5.8

    

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ: ТИПОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Писаренко В. И.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-58-76

Аннотация. 

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы моделирования в педагогической науке. Рассматривается междисциплинарная природа моделирования, приводятся примеры моделей в различных гуманитарных областях жизнедеятельности. Автором предложена классификация педагогических моделей и рассмотрены их типы. Предложены авторские определения различных типов моделей. Особое внимание уделено изобразительной стороне педагогических моделей различных типов, предложены шаблоны для разработки моделей. Сформулированы требования, предъявляемые к педагогическим моделям, основанные на своеобразии педагогических моделей.

Ключевые слова:

модель, моделирование, междисциплинарный характер моделирования, классификация моделей.

С. 58-76

  

открыть

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА

Андреева Ю. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-77-86

Аннотация. 

Статья посвящена классическим теоретическим и методическим основам проблемы создания ситуации успеха в образовательной практике вуза на современном этапе развития педагогики. В статье определены актуальность и необходимость предоставления возможности успешного обучения в вузе. Цель статьи – определить теоретические и методические основы создания ситуации успеха в учебной деятельности, проанализировав, сопоставив и обобщив новейшие идеи, технологии и техники создания ситуации успеха с уже имеющимися в данной области классической методикой, а также с технологией, представленной автором на основе собственных выводов и интерпретаций.

Проблема создания ситуации успеха в образовательной практике вуза на современном этапе развития педагогики рассмотрена в философском и педагогическом аспектах. Подробно рассмотрена сущность феномена «ситуация успеха». Даны классические определения ситуации успеха как сложного противоречивого феномена и педагогического понятия. Раскрыта техника моделирования образовательной практики, условия эффективного применения ситуации успеха и участия в данном процессе современного преподавателя. Также представлены основные виды успеха, его основные характеристики, среди которых «успех-признание», «успех-преодоление».

Ключевые слова:

успех, ситуация успеха, образовательная практика вуза, педагогика.

С. 77-86

 

открыть

РАЗВИТИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ УЧЕНОГО: СОГЛАСОВАНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Биричева Е. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-87-100

Аннотация. 

Современные вызовы с новой остротой ставят вопросы о добросовестности исследователя и путях формирования у молодых ученых данного важного качества. В связи с этим в статье систематизируются представления об этических аспектах научных исследований и проявлениях добросовестности ученого, а также предлагаются эффективные методы обучения аспирантов, направленные на развитие осознанного, ответственного подхода к их профессиональной деятельности. Предлагается рассматривать этические дилеммы с разных точек зрения – утилитаризма, аретологии, деонтологии. Добросовестность понимается как развитая способность к «внутреннему диалогу», на основании которого человек стремится к максимальному согласованию себя и мира в горизонте предельно возможного. Выбор наилучшего, таким образом, не может иметь заранее готовых схем, предполагает «примеривание» к каждый-раз-уникальной ситуации в опоре на критическое и творческое мышление. Следовательно, формирование добросовестности ученого можно строить на материале переживания, рефлексии и самостоятельного решения конкретных ситуаций (смоделированных и из истории науки). Для этого целесообразно использовать методы проблемного обучения, игровые технологии и кейс-стади, разработки и примеры применения которых также кратко представлены в данной статье.

Ключевые слова:

добросовестность, совесть, этика науки, научный этос, ответственность ученого, кейс-стади, игровые педагогические технологии, проблемное обучение, аспирантура.

С. 87-100

  

открыть

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ

Карелова Р. А.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-101-115

Аннотация. 

В статье представлены результаты исследования, цель которого – конструирование понятия «подготовка кадров для предприятия». Задачи работы заключались в обосновании применяемых в понятии терминов и выделении содержания конструируемого понятия. Основными методами теоретического сопровождения поставленных научных задач были метод формально-логического определения понятия и контент-анализ. В ходе исследования выявлено соотношение терминов «персонал», «кадры», «квалифицированные кадры», «специалисты», подчеркнут факт связи термина «кадры» с предприятием (или отраслью), на котором (или в которой) осуществляется трудовая деятельность работника, сформулированы необходимое и достаточное условия выделения в профессиональной подготовке класса объектов, связанных с подготовкой кадров для [конкретного] предприятия.

Ключевые слова:

подготовка кадров, кадры для предприятия, профессиональная подготовка, профессиональное образование, профессиональное обучение, подготовка персонала, квалифицированные кадры.

С. 101-115

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ В ОФОРМЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ В.)

Чуркина Н. И.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-116-126

Аннотация. 

В статье на основе анализа комплекса исторических источников – исследовательских материалов, газетных статей и обзоров педагогической печати 1860–1900 гг. и заявленной теоретической рамки исследования (теории формирования профессиональных сообществ) делается вывод о том, что учительские съезды являлись условием трансформации профессиональной группы в педагогическое сообщество, что характеризует признаки социальной зрелости группы. Их динамика и степень проявления позволили выделить три периода в дореволюционной истории учительских съездов России.

Ключевые слова:

учительские съезды, педагогическое сообщество, социальная зрелость группы, профессиональная группа, история образования.

С. 116-126

   

открыть

ЗАРОЖДЕНИЕ МЕТОДА ТЕСТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Миренкова Е. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-127-138

Аннотация. 

В статье обоснована актуальность обращения к истории зарождения метода тестов в отечественной школе. На основе проведенного историографического анализа показано, как метод тестов появился и получил развитие за рубежом, затем начал распространяться в России. Дана краткая характеристика функционирования школ с начала ХХ в. до второй половины 1960-х гг. во взаимосвязи с образовательной политикой государства, состоянием учета и контроля знаний школьников, применением тестов. В течение этого периода четко выделяются три этапа в развитии тестирования. С начала ХХ в. по 1935 г. – этап становления и активного использования тестов. Второй этап – с 1936 г. до начала 1960-х гг. Это этап отрицания тестов и застоя в тестировании. С начала 1960-х гг. начался этап активного возрождения метода тестов.

Ключевые слова:

метод тестирования, историографический анализ, естественнонаучное образование, применение метода тестов с начала ХХ в. до 1960-х гг.

С. 127-138

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Драчиков Ф. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-139-151

Аннотация. 

В статье рассмотрена система воспитательной работы в годы Великой Отечественной войны в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищах, специализированных ремесленных училищах Нижнего Поволжья системы трудовых резервов. Автором выделены направления воспитательной работы в образовательных учреждениях Нижнего Поволжья в 1941–1945 гг., средства воспитания учащихся системы профтехобразования, воспитательные функции работников и органов управления различного уровня.

Ключевые слова:

система воспитания, трудовые резервы, профессионально-техническое образование, Великая Отечественная война, будущий рабочий.

С. 139-151

 

     

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Киркина Е. Н., Щемерова Н. Н., 
Тараскина О. И.      
                                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-152-158

Аннотация.  

В научной статье определены возможности и потенциал использования произведений устного народного творчества, в частности сказок, в нравственном воспитании
детей дошкольного возраста. Представлены результаты авторского анализа особенностей сказок разных народов. Рассмотрены технологии использования народных сказок в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Для сравнительного анализа народных сказок в детском саду предложена технология критического мышления (выстраивание кластера или «фишбоуна», создание синквейна или диаманта, «корзины идей» или «дерева предсказаний»). Авторами обозначены требования к профессиональной готовности педагога к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

нравственное воспитание, народная педагогика, дошкольное воспитание, народная сказка, народное творчество.

С. 152-158

   

открыть

ВИДЫ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Абрамова И. В., Шилова З. В.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-159-167

Аннотация.  

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время компьютер и информационные технологии используются практически во всех сферах жизнедеятельности общества. В статье рассматриваются возможности и средства информатики, которые необходимы для работы в разных профессиях. Представленная статья посвящена решению проблемы: каковы должны быть профильные курсы для старшеклассников, ориентированные на изучение информатики и информационных технологий. Разработанные авторами профильные курсы позволяют старшеклассникам разной профессиональной ориентации усовершенствовать свою компьютерную и информационную грамотность. В качестве показателей эффективности разработанных видов профильных курсов является формирование у школьников уровня уверенного пользователя компьютером и информационными технологиями в соответствии с планируемой профессиональной направленностью.

Ключевые слова:

профильное обучение, дифференциация обучения, профильная дифференциация информатики, уровень пользования компьютером, профессиональные информационные технологии.

С. 159-167

 

открыть

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ И КИТАЯ

Зубрилин К. М.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-168-180

Аннотация.  

Статья исследует проблемы и трудности внедрения совместных образовательных программ подготовки учителей изобразительного искусства России и Китая. Один из рисков – различия между культурными и образовательными системами двух стран, которые могут создать сложности для адаптации и взаимопонимания. Другой риск – языковой барьер и недостаточная коммуникация, что может быть преодолено через дополнительные языковые тренинги и культурные программы. В статье также обсуждаются финансовые риски, связанные с реализацией совместных программ, и рекомендует разработку стабильных и гибких финансовых моделей. В заключение подчеркивается важность учета и преодоления рисков для создания эффективных программ и развития межкультурного сотрудничества.

Ключевые слова:

совместные образовательные программы, риски, подготовка учителей изобразительного искусства.

С. 168-180

  

открыть

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тома Ж. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-181-190

Аннотация.  

Актуальность статьи обусловлена ключевыми аспектами профессионального воспитания будущих педагогов на основе анализа особенностей трансформации личности студентов в период обучения в вузе. Теоретико-методологической основой для оценки путей профессионального воспитания послужили труды в области педагогики, психологии, социологии. Цель статьи определена уточнением механизмов профессионального воспитания студентов, которые определяют происходящие изменения в личности студентов от уровня «студент» до уровня «будущий педагог». В качестве значимого фактора обозначатся ориентация студентов как будущих педагогов на ученика через рефлексию его личности. Предложен путь профессионального воспитания студентов, развивающийся в триаде: студент как ученик → студент как будущий педагог → будущий педагог, рефлексирующий через обучающихся. В качестве решения рассматривается процесс профессионального воспитания, сочетающий основные стороны студенческой жизни и раскрывающий каждой из них возможности для формирования профессионального потенциала личности будущего педагога, на основе рефлексии студентами личности будущих потенциальных обучающихся.

Ключевые слова:

профессиональное воспитание, студенты, будущие педагоги, педагогическая деятельность, вуз.

С. 181-190

  

открыть

КАК ПОБЕЖДАТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ (ОТ ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ К ПРОФИЛЮ КОЛЛЕКТИВА)

Лобанов В. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-191-204

Аннотация.  

В статье осуществлено научное осмысление практики проведения профессиональных педагогических конкурсов, представляющих собой средство личностного и профессионального развития работников системы образования. В процессе оценивания выступлений участников конкурсов «Учитель года», «Педагог-наставник», «Первые шаги в профессию» и «Сердце отдаю детям» и последующего экспертного анализа выявлено, что динамика баллов зависит как от узкого спектра одинаковых показателей, входящих на различных конкурсах в разные критерии, так и от буквального (формального) следования педагогов требованиям регламентов. Первая зависимость заметна в сфере коммуникации, презентационного сопровождения, теоретико-методологических оснований суждений конкурсантов, тогда как вторая иллюстрирует стремление жюри к обоснованию выставляемых баллов. Установлено, что повышение результативности участия педагогов в профессиональных конкурсах требует возникновения в коллективе учреждения профильного коллектива – творческого объединения конкурсантов и представителей «группы поддержки», обладающей необходимыми умениями и знаниями. Залогом эффективности работы профильного коллектива следует считать возможность самореализации всех участников в желаемых видах труда, поддержанную администрацией образовательной организации. Накопление и осмысление опыта сопровождения и поддержки конкурсной активности коллег должно приводить в ряды конкурсантов новых работников учреждения. В свою очередь, творческий характер подготовки к конкурсам создает предпосылки для артпедагогических изменений повседневного труда педагога.

Ключевые слова:

профессиональный педагогический конкурс, подготовка к педагогическим конкурсам, творческая деятельность педагога, педагогическая экспертиза, педагогический коллектив, артпедагогика, «Учитель года», «Педагог-наставник», «Сердце отдаю детям».

С. 191-204

  

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Носкова Т. Н.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-205-218

Аннотация.  

Вызовы цифровой экономики, цифровизация образования вызывают погружение в цифровое пространство различных видов деятельности. Формируются новые требования к культуре умственного труда, информационно-интеллектуальной деятельности современного специалиста при использовании быстро развивающихся средств искусственного интеллекта. Обосновано, что достижение более высокого качества информационно-интеллектуальной деятельности требует взаимосвязанных изменений во всех компонентах деятельности студентов: и в постановке целей, и в средствах ее осуществления, при определенных условиях это может приводить к более качественным результатам. Новой целью в цифровом пространстве взаимодействий становится создание для обучающегося условий интеллектуального конструирования среды решения задачи в условиях использования больших данных, высокой степени неопределенности, необходимости учета многих факторов. В решении задачи используется расширенный спектр средств деятельности: цифровые технологии для работы с информацией; средства естественного и искусственного интеллекта. Выявлены изменения в характере умственных действий в новых условиях решения задачи, при использовании средств искусственного интеллекта. К новым качественным результатам решения сложных многоаспектных информационных задач в цифровом пространстве можно отнести, во-первых, адаптацию субъекта к новым цифровым условиям будущей профессиональной деятельности, требующим существенных изменений информационно-интеллектуальной деятельности; во-вторых, при соблюдении ряда условий – переход на более высокий качественный уровень за счет усиления естественного интеллекта возможностями интеллектуальных алгоритмов; в-третьих, при проявлении интеллектуальной смелости, креативности, творчества – поиск неординарных решений или постановку новых задач как основы стартапов, способствующих эффективной профессионализации студентов.

Ключевые слова:

информационно-интеллектуальная деятельность, искусственный интеллект, цифровизация образования, профессиональная подготовка.

С. 205-218

 

открыть

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Тарануха С. Н., Фомина И. К., 
Коробова К. И., Чуйкова А. М.
                  
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-219-235

Аннотация.  

В исследовании предложена методика оценки качества информационных ресурсов, используемых при изучении языков программирования. Методика основана на факторном анализе, в основу которого положен анализ полезности информации используемых обучающимися информационных ресурсов при изучении информационных технологий. Проведен сравнительный анализ этих ресурсов и их возможности при формировании компетенций выпускников, востребованных профессиональным бизнес-сообществом.

Ключевые слова:

информационные ресурсы, информационные технологии, оценка качества, образование, многофакторный корреляционно-регрессионный анализ.

С. 219-235

 

открыть

КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Н. П. ГУЗИКА КАК РЕТРОИННОВАЦИЯ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гончаров М. А., Полупаненко Е. Г.,
Юрченко В. С.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-236-246

Аннотация.  

Статья посвящена педагогическому наследию выдающегося педагога-новатора отечественного химического образования и автора личностно-ориентированной комбинированной системы обучения химии – Николая Петровича Гузика. Представлены ключевые педагогические идеи Н. П. Гузика и подчеркнута их историко-педагогическая значимость для совершенствования современного химического образования.

Ключевые слова:

Николай Петрович Гузик, лекционно-семинарская система, личностно-ориентированная комбинированная система обучения, ретроинновации в химическом образовании.

С. 236-246

 

открыть

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»

Никулова Г. А.                                       DOI10.31862/2218-8711-2024-1-247-264

Аннотация.  

В настоящей работе представлено описание пилотного проекта организации проектной деятельности студентов педагогического вуза по созданию электронных и цифровых образовательных ресурсов на базе веб-технологий. Проанализированы принципы и требования к проектной деятельности. Разработана модель обучения, педагогический дизайн и содержание основных этапов индивидуальной проектной деятельности с компонентами коллективной работы. Данный подход апробирован в курсе «Электронные и цифровые образовательные ресурсы» (ЭЦОР) для студентов IV курса бакалавриата ЛГПУ. Разработка ЭЦОР имеет итерационный характер, задействуются инструменты мозгового штурма и рефлексии, а также коллективного рецензирования. Приведены примеры проектной деятельности на отдельных этапах. Сделан вывод о положительном влиянии проектного метода на мотивацию студентов к формированию профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова:

метод проектов, проектная деятельность студентов, этапы проектирования, электронные и цифровые ресурсы.

С. 247-264

 

открыть

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – ТЕХНОЛОГИЯ РАСКОДИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

Левушкина О. Н.                                DOI10.31862/2218-8711-2024-1-265-274

Аннотация.  

В статье решается проблема реализации лингвокультурологического аспекта в процессе обучения языку, а именно – обучения раскодированию культурных смыслов языка. Для этого автор рассматривает теоретические вопросы: опирается на понятия языковой личности и культурного смысла, анализирует и сопоставляет функциональные уровни восприятия смысла, сформулированные в психолингвистике, и уровни культурного сознания, разработанные в лингвокультурологии. Для обоснования практического решения обозначенной проблемы автором разведены определения понятий лингвокультурологический анализ и лингвокультурологическая характеристика. Лингвокультурологический анализ определен прежде всего как инструмент науки лингвокультурологии, а лингвокультурологическая характеристика – как инструмент методической науки, использование которого направлено на формирование языковой личности обучающихся. Сформулированы этапы лингвокультурологической характеристики языка, дано универсализированное определение данного понятия. Логика лингвокультурологической характеристики соотнесена с функциониональными уровнями восприятия смысла (И. А. Зимняя), с уровнями культурного сознания (Н. Ф. Алефиренко), в результате чего доказано, что лингвокультурологическая характеристика языка основана на психологических, ментальных и речевых механизмах сознания и в процессе обучения языку позволяет обучать выявлению, постижению, формулированию и интериоризации культурных смыслов, заключенных в языке.

Ключевые слова:

обучение русскому языку, лингвокультурология, лингвокультурологический аспект, культурный смысл, лингвокультурологическая характеристика, лингвокультурологический анализ, технология раскодирования культурных смыслов.

С. 265-274

  

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОРТРЕТА

Варданян В. А., Карпушина Л. П.,
Курчавый А. А.
                                         
DOI10.31862/2218-8711-2024-1-275-288

Аннотация.  

Статья нацелена на выявление научно обоснованных педагогических условий, способствующих эффективному формированию у обучающихся детской художественной школы навыков выполнения композиционного портрета на занятиях станковой композиции. Основные методы: теоретические (анализ научных источников и опыта педагогической деятельности, моделирование критериев оценки навыков выполнения композиционного портрета и проектирование программы их формирования), эмпирические (тестирование, педагогическое наблюдение, оценка продуктов художественно-творческой деятельности) и методы математической обработки полученных данных. Авторами создана и обоснована структурно-функциональная модель основных навыков, необходимых обучающимся при решении разных аспектов задач выполнения композиционного портрета (ментального, деятельностного, эмпатического, эмоционального); определены критерии оценки исследуемых навыков, соотносимые с каждым из выделенных аспектов; обоснованы градации сформированности уровней этих навыков.

Ключевые слова:

педагогические условия, композиционный портрет, готовность, навык, аспект навыков выполнения композиционного портрета, структурно-функциональная модель.

С. 275-288

   

открыть

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сабодаш О. А.                                           DOI10.31862/2218-8711-2024-1-289-298

Аннотация.  

В данной статье рассматривается проектная деятельность как одна из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников. Анализируется проблема воспитания патриотизма, его цель и особенности. Рассматривается значение проектной деятельности в формировании патриотизма у дошкольников в дошкольной образовательной организации, а также педагогический проект – как дидактическое средство, которое позволяет обучать проектированию. Охарактеризованы этапы разработки проекта, его виды и задачи.

Ключевые слова:

проект, проектная деятельность, патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольник, педагогический проект, проектирование.

С. 289-298

  

открыть

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ботов К. А.                                                DOI10.31862/2218-8711-2024-1-299-305

Аннотация.  

В статье рассматривается модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. В состав данной модели входят компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический, оценочный, корректировочный. Этим компонентам дана соответствующая характеристика. Целевой компонент предполагает готовность к действиям младших школьников при чрезвычайных ситуациях. В структуру содержательного компонента входят знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений и творческая деятельность. Процессуальный компонент представляется нами как неотъемлемая часть модели готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. В него входят формы, методы и средства. Диагностический компонент заключается в проверке у младших школьников знаний, связанных с готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оценочный компонент позволяет оценить уровень готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе результатов теоретических и практических занятий. Корректировочный компонент представляет собой систему корректировки компонентов, которые нуждаются в улучшении.

Ключевые слова:

общеобразовательная школа, младший школьник, модель формирования готовности, чрезвычайные ситуации, готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях.

С. 299-305