Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2025

Содержание

 

Философия 5.7

    

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДИАЛОГЕ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Дружинин А. М.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-9-19

Аннотация. 

В статье проанализированы педагогические инновации, которые формируются в контексте, условно говоря, диалога с компьютерными технологиями с учетом роли искусственного интеллекта (ИИ) в экспертной деятельности. Выделены ключевые элементы в системе представлений о возможностях ИИ для поиска нового знания. Проанализирована одна из популярных в настоящее время метавселенных, в которой подробно рассмотрены возможности ИИ и последствия его повсеместного использования. Обозначены перспективы междисциплинарного исследования массовой культуры, метавселенных и вырабатываемых ими смыслов для прогнозирования возможных трендов в научном поиске. При подготовке статьи реализованы идеи методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанный Г. В. Сориной. Методология позволяет находить новые смыслы при сопоставительном анализе разнородного материала, связанного одним или несколькими ключевыми понятиями.

Ключевые слова

педагогическая деятельность, экспертная деятельность, искусственный интеллект, метавселенная, массовая культура, информация, знание, методология экспертного анализа текста (МЭАТ).

С. 9-19

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

Н. А. БЕРДЯЕВ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Макарьев И. В.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-20-30

Аннотация. 

В различных характеристиках многогранного творчества выдающегося отечественного философа Николая Александровича Бердяева (1874–1948) часто встречается понятие «экзистенциализм». Автор статьи пытается проблематизировать вопрос: можно ли Бердяева считать экзистенциалистом? Показывается, что традиция отнесения философии Бердяева к экзистенциализму возникла в советское время и утвердилась в отечественной философской литературе. Но Х.-Г. Гадамер в одной из своих статей развел понятия «экзистенциализм» и «философия экзистенции». Сам Николай Александрович скептически относился к современному ему экзистенциализму, особенно критикуя при этом философию М. Хайдеггера за попытки построить новый вариант рационалистической научной философии и за первичность онтологии по отношению к философии человека. Дистанцируясь от экзистенциализма, свою философскую позицию Бердяев называл «экзистенциальной философией», то есть предельно личностным, а не рациональным, не научным знанием.

Ключевые слова

экзистенциализм, философия экзистенции, экзистенция, философия, человек, свобода, наука.

С. 20-30

      

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

  

открыть

КОЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО

Мукин В. А., Зайцев Е. В.                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-31-44

Аннотация. 

В статье определяются тенденции технизации мира человека. Выявлены риски, создающие угрозу живому началу в человеке. При проецировании коэволюционного подхода и подхода «параллельной эволюции» на развитие отношений человеческого и технического установлено, что оптимальное и гармоничное развитие этих отношений обеспечивает именно коэволюционный подход. Выявлено, что коэволюция человеческого и технического должна основываться на таких экогуманистических принципах, как целостность, координация и оптимальность, результатом чего станет формирование вновь самоутвердившегося человека, в мире которого гармонично существуют живое начало и техническая составляющая.

Ключевые слова

коэволюция, человеческое, техническое, гуманистические принципы, самоутвердившийся человек.

С. 31-44

      

 

Психология 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧАЕМОСТИ Н. А. МЕНЧИНСКОЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЫЧНОЙ И ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛ)

Пирлик Г. П., Нечаева Т. М.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-45-61

Аннотация. 

В статье в соответствии с концепцией обучаемости Н. А. Менчинской раскрывается соотношение понятий психологических условий и умственного развития, наиболее надежным показателем которого является обучаемость. Дается описание системы оценки общих умственных способностей (обучаемости) по следующим параметрам: темп продвижения, обобщенность, экономичность, гибкость, самостоятельность и осознанность мышления. Приводятся результаты исследования особенностей обучаемости, эмоциональных и регуляторно-волевых психологических условий у детей, находящихся на длительном лечении.

Ключевые слова

умственное развитие, обучаемость, психологические условия, метод «Креативное поле», дети, находящиеся на длительном лечении, госпитальная педагогика.

С. 45-61

      

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

    

открыть

ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Кечина М. А., Мартыненко А. В.,
Акашкин М. М.    
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-62-69

Аннотация. 

Статья представляет собой анализ результатов реализации профилактической образовательной программы по формированию позитивного межнационального взаимодействия в студенческой среде. В ней представлено описание этнопсихологических сущностных характеристик, форматов и технологий формирования позитивной межкультурной коммуникативной компетентности среди студентов вуза, а также содержание профилактической образовательной программы, направленной на формирование позитивной межкультурной коммуникации в молодежной среде, включающей психолого-педагогический, педагогический и культурно-исторический аспекты, выявлена степень ее эффективности. Основу содержания программы составили социально-психологические тренинги, технологии библиотерапии, профилактический театр, психопросветительские семинары и интенсивы.

Ключевые слова

межнациональное взаимодействие, национальная культура и язык, молодежная среда, профилактическая образовательная программа, социально-психологический тренинг, профилактический театр.

С. 62-69 

    

Педагогика 5.8

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

ТАК ЛИ ВАЖНО ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА?

Судин А. А.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-70-75

Аннотация. 

В статье рассматривается роль и место искусственного интеллекта в современном мире, его прогрессия и популяризация, а также то, какое влияние оказывает искусственный интеллект в трудовой деятельности, вытесняя человека с рынка труда. В связи с этим встает вопрос: так ли важно образование в наше время, когда цифровизация царит во всех сферах жизни? Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, теперь необходимо конкурировать не в паре «человек – человек», а в паре «человек – искусственный интеллект», чтобы не лишиться источника заработка и не потерять важность в социуме. В статье приводится определение понятия «искусственный интеллект», определяются его преимущества и недостатки, производится оценка необходимости образования в условиях развития искусственного интеллекта и освещаются вероятные сценарии развития системы образования в дальнейшем.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, рынок труда, оценка необходимости образования, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование.

С. 70-75 

    

открыть

БАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИХ АКТУАЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КЕЙСА
ГОРОДА СОЧИ

Воронов А. С.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-76-87

Аннотация. 

Цель статьи – актуализировать основные проблемы профильного обучения в российских школах в условиях современной трансформации российского общества и экономики, среди которых можно выделить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические проблемы. В рамках исследования были проведены: анализ литературы по изучаемой теме, использование тематического анализа данных, полученных после проведения групповых и полуструктурированных интервью в рамках исследования траекторий выпускников школ г. Сочи.

Ключевые слова:

профильное обучение, индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут, индивидуальная траектория, самоопределение, внеурочная деятельность, осознанный выбор, индивидуализация обучения.

С. 76-87 

   

открыть

УПРАВЛЕНИЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: МОДЕЛЬ «БЕРЕЖНАЯ ШКОЛА»

Костенко М. А., Мансурова С. Е.,
Разумовский В. А.
                                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-88-96

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию вопросов эффективного управления малокомплектными общеобразовательными организациями (далее – МкОО) в России на основе применения методов и инструментов бережливого производства, основанного на методологии процессного подхода к управлению. Авторы перечисляют проблемы, характерные для МкОО, и акцентируют внимание на необходимости введения новых управленческих механизмов для эффективного функционирования МкОО в условиях ограниченных ресурсов. Статья представляет собой исследование оптимизации управления МкОО, предлагаются конкретные практические шаги, которые позволяют достичь существенных положительных изменений в МкОО, функционирующих в сложных социальных и экономических условиях.

Ключевые слова:

малокомплектные образовательные организации, оптимизация, бережливое производство, процессный подход к управлению, модель «Бережная школа».

С. 88-96 

   

открыть

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕГРАЦИЕЙ МЕЖДУ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРИМЕР ЮЖНОЙ КОРЕИ

Тухтабаев М. А.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-97-106

Аннотация. 

На экономическое развитие Южной Кореи значительное влияние оказала ее стратегическая государственная политика, способствующая интеграции между промышленностью и образованием. В статье исследуется роль государственной политики в преодолении разрыва между этими секторами, рассматриваются ключевые инициативы, такие как реформы профессионального образования, сотрудничество между промышленностью и университетами и программы развития персонала. Акцент правительства Южной Кореи на цифровой трансформации в образовании и его соответствие требованиям промышленности не только повысил готовность рабочей силы, но и позволил решить такие проблемы, как безработица среди молодежи и несоответствие навыков. В статье показано, как опыт Южной Кореи предлагает ценные уроки для других стран, стремящихся укрепить связи между промышленностью и образованием для устойчивого экономического роста.

Ключевые слова:

государственная политика, интеграция промышленности и образования, профессиональное образование, развитие трудовых ресурсов, цифровая трансформация, Южная Корея, экономическое развитие.

С. 97-106 

    

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Суворова Г. В.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-107-116

Аннотация. 

В данной статье автор обосновывает, что актуальное состояние системы неформального образования в России имеет признаки институционализации: об этом говорит сложившая система норм, правил, предписаний, принимаемых всеми членами общественных отношений в рамках данного института; наличие материального базиса, посредством которого данный социальный институт выполняет нормативные предписания. Признаком, состояние которого свидетельствует о том, что пока неформальное образование находится на пути образования социального института, является наличие формализованных правовых основ деятельности данного института, что позволяет, с одной стороны, включить его в социальную структуру общества, с другой – обеспечить контроль над его функционированием. Автор обосновывает, что средством такой нормативной регламентации может служить введение профессионального стандарта «Репетитор» или единого реестра субъектов неформального образования.

Ключевые слова:

социальный институт, неформальное образование, формальное образование, репетиторство.

С. 107-116 

  

открыть

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ЦЕННОСТЬ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Федоров Д. А.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-117-126

Аннотация. 

В статье приводятся результаты исследования оценки сформированности собственной исторической памяти у студентов. Исследование, проведенное на базе Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета, включало проведение социологического опроса методом онлайн-анкетирования. Выборку составили 483 респондента – студенты первого года обучения. Результаты исследования показывают, что наибольшее значение студенты придают знаниевым и ценностным компонентам исторической памяти, в то время как активные компоненты получают в их оценке низкую степень значимости. Аналогичные результаты касаются и проявления активной стороны исторической памяти на практике: около половины респондентов не участвуют в патриотических акциях и движениях, волонтерстве.

Ключевые слова:

историческое сознание, историческая память, методика обучения истории, преподавание истории в высших учебных заведениях.

С. 117-126 

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

   

открыть

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И УЧИТЕЛЬСТВО РОССИИ: НА ПУТИ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

Овчинников А. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-127-133

Аннотация. 

В статье рассматриваются отдельные направления образовательной политики советского государства в годы Великой Отечественной войны. Приводятся примеры героизма педагогов на фронте, дается характеристика деятельности учителей страны по решению основных задач, вставших перед отечественной школой в военные годы. Акцентируется внимание на главных политических документах, принятых в годы войны, во многом определивших тенденции развития отечественной системы общего образования на длительный послевоенный период. Отмечается серьезное внимание советского государства к повышению социального престижа педагога.

Ключевые слова:

отечественная школа, учительство, Великая Отечественная война, образовательная политика.

С. 127-133 

     

открыть

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В ТРУДАХ К. Д. УШИНСКОГО

Бизяева Н. Д.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-134-141

Аннотация. 

Статья является результатом осмысления взглядов К. Д. Ушинского на проблему формирования национального самосознания у детей в процессе изучения родного языка. Было определено, что идея народности, выраженная в теоретических и аксиологических установках Константина Дмитриевича Ушинского, достаточно ярко была представлена в программе обучения детей «Родному слову». В ходе изучения трудов выдающегося педагогического мыслителя второй половины XIX в. удалось выделить цели и задачи, которыми следует руководствоваться учителю в процессе приобщения учащихся к родному языку как основополагающему элементу этнической идентичности, влияющему на процесс формирования национального самосознания.

Ключевые слова:

национальное самосознание, история образования, русский язык, воспитание, Российская империя, К. Д. Ушинский.

С. 134-141 

       

открыть

СВОБОДНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МОНТЕССОРИ

Сумнительный К. Е., Литвакова А. Д.             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-142-150

Аннотация. 

В статье рассмотрена характерная для педагогики Монтессори форма организации занятий, получившая название «свободная работа». Проведенное авторами исследование показывает, что учителя активно используют этот инструмент, понимают его возможности, процедуру реализации и способны отслеживать получаемый результат.

Ключевые слова:

учебная деятельность, свободная работа, презентация, подготовленная среда, дидактический материал.

С. 142-150 

      

открыть

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (20-е – НАЧАЛО 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА)

Сеник Н. И.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-151-161

Аннотация. 

В статье представлены результаты исследования автором феномена становления советской школы на Дальнем Востоке на советской идеологической платформе в первые десятилетия ХХ в. Предпринята попытка конструктивно-исторического осмысления процесса строительства советской школы в 1920-е гг. – начале 1930-х гг. с использованием регионального материала, имеющего свою ценность, значение и смысл в пространстве познания историко-педагогических событий, происходивших в Дальневосточной республике (ДВР), Дальневосточной области (ДВО), Дальневосточном крае (ДВК).

Ключевые слова:

внешние и внутренние факторы школьного строительства, идеологическое начало, социальный институт, дальневосточный регион, советская школа.

С. 151-161 

     

открыть

ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

Жукова В. А., Неборский Е. В.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-162-175

Аннотация. 

Целью статьи является рассмотрение внутренних и внешних причин развития цифровой трансформации, ее исторический очерк. В статье проанализированы основные предпосылки цифровой трансформации XX в. на базе разработки новых технологий, ресурсов и технических средств. Их использование в образовательном процессе предусматривает разумную характеристику необходимости решения определенных задач обучения. Ключевая роль цифровых технологий состоит в технологическом совершенствовании возможностей преподавателей, мотивации и активизации взаимодействия всех сторон образовательного процесса.

Ключевые слова:

история цифровой трансформации, история цифровых образовательных технологий, цифровая трансформация, цифровая трансформация отечественного образования, компьютеризация, цифровые технологии, цифровизация образования.

С. 162-175 

 

    

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере материалов участников всероссийского конкурса «Методическая команда года»)

Соломатин А. М.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-176-187

Аннотация.  

В статье на основе анализа материалов, представленных участниками федерального конкурса «Методическая команда года», выявлены и описаны особенности организации методической работы в системе общего образования, осуществляемой региональными Институтами развития образования и Центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Приоритетное внимание уделяется использованию проектного подхода, разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, наставничеству, созданию регионального методического актива, проведению выездных методических мероприятий, поддержке профессионально-общественных объединений. Методами обработки данных явились обобщение и сопоставление.

Ключевые слова:

методическая работа, институты развития образования, центры, формы и направления методической работы, особенности, система образования.

С. 176-187

    

открыть

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Горина А. А.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-188-199

Аннотация.  

В статье рассмотрены понятия индивидуализации и дифференциации обучения в контексте современного образовательного процесса. Обсуждаются различные подходы к пониманию этих значимых понятий, а также их различия и взаимосвязи, акцентируется внимание на том, что индивидуализация подразумевает учет уникальных потребностей и способностей каждого ученика, тогда как дифференциация включает адаптацию методов и материалов обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки. Прослеживается эволюция индивидуализации обучения, начиная с первоначальных представлений и заканчивая современными трендами, когда акцент делается на персонализированное обучение, учитывающее уникальные потребности и интересы каждого учащегося. В статье также анализируется современная ситуация в сфере основного общего образования, поднимаются вопросы о применяемых методах, о значении психолого-педагогического сопровождения, а также о роли учителя-словесника в условиях индивидуализированного подхода. Особое внимание уделяется вызовам и возможностям, связанным с внедрением этих принципов в образовательные системы, что позволяет лучшим образом подготовить обучающихся к реальным жизненным ситуациям и профессиональным требованиям. В статье также подчеркивается значение личностно-ориентированного обучения, способствующего формированию мотивации и успешности учащихся в изучении русского языка.

Ключевые слова:

методика обучения русскому языку, индивидуализация, дифференциация, ретроспектива, терминосистема методической науки, традиция, личностно-ориентированное обучение русскому языку.

С. 188-199

  

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баранова С. В., Карпушина Л. П.,
Соколова Ю. Н.    
                                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-200-209

Аннотация.  

В статье отмечается важность выявления и реализации педагогических условий социальной самореализации детей и подростков в волонтерской деятельности. Представлено понятие «социальная самореализация детей и подростков в волонтерской деятельности». Определены педагогические условия социальной самореализации детей и подростков в волонтерской деятельности. В статье делается вывод о том, что волонтерская деятельность способствует активной социальной самореализации детей и подростков при реализации совокупности выявленных педагогических условий, проверенных в процессе опытно-экспериментальной деятельности, что способствует пониманию обучающимися предназначения своей жизни, которое заключается в бескорыстном служении людям и помощи тем, кто в ней нуждается. Включение детей и подростков в волонтерскую деятельность способствует формированию у них патриотизма, социальной ответственности, социально-ценностных ориентаций.

Ключевые слова:

педагогические условия, социальная самореализация, дети, подростки, волонтерская деятельность.

С. 200-209

   

открыть

ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ (на примере проекта «Московское долголетие»)

Гаврилова С. А.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-210-217

Аннотация.  

Статья посвящена описанию факторов, определяющих выбор стратегии педагогического взаимодействия преподавателя с обучающимися в рамках проекта «Московское долголетие». Рассматриваются историческое развитие концепции педагогического взаимодействия, ее теоретические основы и современные подходы, связанные с андрагогикой – наукой об обучении взрослых. Особое внимание уделяется интеграции андрагогических принципов и инновационных методов, которые способствуют личностному и социальному развитию участников проекта «Московское долголетия» – граждан «серебряного возраста». Обоснована эффективность комплексного подхода, включающего адаптацию образовательного процесса, использование современных технологий, творческую мотивацию и эмоциональную поддержку, что обеспечивает успешное обучение и развитие взрослых в контексте концепции непрерывного образования.

Ключевые слова:

педагогическое взаимодействие, андрагогика, «Московское долголетие», обучение взрослых, инновационные технологии, социальная интеграция, мотивация.

С. 210-217

     

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ СОЗДАНИИ БАЗ ДАННЫХ

Набиев Д. П.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-218-224

Аннотация.  

В условиях современного технического прогресса системы баз данных (БД) и искусственного интеллекта (ИИ) тесно взаимосвязаны, их интеграция открывает новые возможности во многих областях. База данных служит для хранения и управления информацией, а системы искусственного интеллекта используют эту информацию для прогнозирования будущего, принятия решений и реализации автоматизированных процессов. В статье рассмотрены способы использования возможностей искусственного интеллекта при создании базы данных, основные концепции, а также их взаимосвязь и практическое применение.

Ключевые слова:

база данных (БД), системы искусственного интеллекта, реляционная база данных, объектные, облачные технологии, экспертные системы, нейронные сети, SQL, NoSQL, ChatGPT, визуализация, автономный, гибрид.

С. 218-224

 

открыть

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Гуляева В. Б., Зинченко М. В.,
Шапиро Н. А.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-225-234

Аннотация.  

В исследовании рассмотрены практики решения задач по профориентационной работе и повышению квалификации на базе педагогического технопарка. Направлением роста результативности педагогического технопарка является более разнообразное применение его потенциала. Отмечается возрастающая роль педагогических технопарков в профориентационной работе в вузе и формировании общепрофессиональных компетенций преподавателей. Понятие результативности педагогических технопарков определяется как соотношение возможного и реально достигнутого результата, применительно к решению задачи по организации профориентационной работы в вузе и повышению обще-профессиональных компетенций преподавателей. Делается вывод, что одним из направлений повышения результативности работы педагогического технопарка может быть создание региональной партнерской сети таких технопарков. Функционирование педагогического технопарка предполагает ориентацию на приоритетные направления регионального развития и поэтому необходимо сетевое взаимодействие с разнообразными образовательными, научными, социальными и экономическими организациями региона.

Ключевые слова:

результативность, профориентационная работа, педагогические технопарки, общепрофессиональные компетенции, сетевое взаимодействие, повышение квалификации.

С. 225-234

 

открыть

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Еркенкызы Д.                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-235-246

Аннотация.  

В статье рассматриваются инструменты и методы, используемые для обучения одаренных детей, детей из малообеспеченных семей и детей с особыми образовательными потребностями. Анализируются современные педагогические подходы, включающие дифференцированное обучение, ассистивные технологии и наставничество, способствующие созданию инклюзивной образовательной среды. Особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса с учетом когнитивных, социальных и физических особенностей учащихся. Представленные подходы способствуют раскрытию потенциала учащихся и их успешной социальной интеграции. Результаты исследования подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования данных методик для эффективного обучения детей с различными образовательными потребностями.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, одаренные дети, дети с особыми потребностями, малообеспеченные семьи, дифференцированное обучение, ассистивные технологии, наставничество.

С. 235-246

 

открыть

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Хамдамова М. И.                                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-247-264

Аннотация.  

В настоящее время для мировой образовательной системы актуальным является переход от централизованной модели обучения к сетевой модели, где большое внимание уделяется существенному расширению цифровых возможностей преподавания в организациях высшего образования. В условиях развивающегося мирового экономического сообщества цифровизация и трансформация образовательного процесса становится самым быстрым и эффективным средством обеспечения качественного и справедливого образования. В статье рассматриваются основные тенденции цифровой трансформации образовательного процесса в преподавании предмета «Анатомия и физиология человека».

Ключевые слова:

специфические особенности преподавания, цифровизация образовательного процесса, цифровая трансформация, «Анатомия и физиология человека», интерактивный анатомический стол, 3D-моделирование, виртуальная реальность, мобильные технологии.

С. 247-264

   

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

   

открыть

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ГОТОВНОСТИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тимонин А. Н.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2025-4-265-274

Аннотация. 

В статье описываются методические аспекты формирования у будущих учителей информатики готовности к аналитической деятельности. Акцентируется внимание на применении инновационных форм обучения, таких как аналитические сессии, имитационные экспертизы и виртуальные экскурсии. Подчеркивается необходимость использования активных форм и методов обучения, способствующих развитию у студентов аналитических способностей и навыков работы с информацией с применением современных программных средств имитационного моделирования. Интеграция инновационных решений в образовательный процесс вуза позволит модернизировать традиционную практику в высших учебных заведениях и подготовить будущих специалистов к конкурентной среде.

Ключевые слова:

готовность к аналитической деятельности, учитель информатики, имитационное моделирование, инновационные формы обучения.

С. 265-274